ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Мысли в картинках

Фото 1
Фото 1

Моделирование мыслительных действий как эффективный способ становления мышления и речи дошкольников

Способ мышления у человека устанавливается к 10 годам. Мы, взрослые, должны приложить большие усилия для освоения нового способа мышления, а у детей это происходит естественным образом, практически играючи.

Интеллектуальные способности детей определяются не только уровнем аналитико-синтетической деятельности, показателями восприятия и памяти, но и возможностями выполнения мыслительных операций обобщения. Именно умение группировать информацию по разным основаниям дает возможность ребенку существенно обогатить активную речь. Наша многолетняя исследовательская работа по формированию у дошкольников умений моделировать мыслительные действия показывает стабильно высокие результаты всех возрастных групп детей в дошкольных учреждениях. Поисково-исследовательская деятельность организована и в настоящее время продолжается в дошкольных учреждениях № 178, № 128 г. Ульяновск, № 147, 170 г. Тольятти, № 16 г. Чапаевск (Самарской обл.), №№ 4, 98, 121 г.Череповца (Вологодской обл.), №№ 4,153,123,81 г. Н.Новгорода, № 453 г.Челябинск, № 5,7,1,2, г.Нягань (ХМАО) и др.

Одним из главных федеральных государственных требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является формирование у детей единой картины мира. На наш взгляд, сложно решить эту задачу без становления обобщенных мыслительных моделей, способствующих появлению у детей универсальных способов познания и отражения окружающего мира.

Попытка педагогов ДОУ интегрировать содержание из различных образовательных областей (в ФГТ обозначено 10 направлений) на самом деле является внешней интеграцией и направлено скорее на расширение знаний. Это ведет в первую очередь к загрузке памяти и слабой мотивации к отражению ее в речи. Более сложным для понимания и реализации на практике, но значительно более эффективным с педагогической точки зрения является уровень смысловой интеграции. Данный вид интеграции предполагает сообщение ребёнку универсальных способов познания окружающей действительности, благодаря которым он органично, самостоятельно познает новое и активно это отражает в речи. Такие способы работы достаточно быстро формируются у детей 3-7 лет.

Какова же технологическая цепочка образовательных действий педагога для освоения детьми универсальных способов познания мира?

Фото 2. Опоры для описания объекта по признакам
Фото 2. Опоры для описания объекта по признакам

1 этап — усвоение «кирпичиков» – признаков объектов материального мира. В современных программах детского сада мы выявили их около 20. Ребенок усваивает первую модель: «Объект — имя признака — значение имени признака». После чувственного восприятия какого-либо значения признака вводится значок, обозначающий имя этого признака (фото 2). Достаточно легко и самостоятельно даже дети со слабым уровнем развития речи обучаются сравнению объектов по схематическим значкам признаков. Например: ребенок сам выбирает признак ЧАСТЬ и сравнивает изображения на картинках самолета и автомобиля. Примерный речевой оборот: «У самолета и машины есть части, но они разные. У самолета есть крылья и хвост, а у автомобиля кабина и колеса. У самолета есть тоже колеса, но их сейчас на картинке не видно».

2

Фото 3. Опоры для формулирования вопросов
Фото 3. Опоры для формулирования вопросов

этап — усвоение типов вопросов

Мы выделяем 7 типов вопросов [2], каждый обозначается определенным образом (фото 3).

1. Субъективный. Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?

2. Уточняющий. Верно ли, что…? Должен ли…? Правда ли, что…? Правильно ли я понял(а), что…?

3. Почемучкин. Почему? Отчего?

4. Оценочный. Что правильнее? Что хорошо? Что плохо? Что лучше?

5. Описательный. Что? Где? Как? Кто?

6. Воображаемый. Что было бы, если…? Что случилось бы, если…?

7. Восполняющий. Когда? Какие?

3 этап — установление причинно-следственных связей и их моделирование. Например: «теплое солнышко выглянуло — лужа высохла». Самостоятельное установление причинно-следственных связей и вывод: «от изменения признака температуры меняется признак влажности».

4 этап — введение моделей преобразователей. Для детей это схемы волшебников. Интеллект человека может оперировать 10-12 видами преобразований. Дети оперируют шестью волшебниками-преобразователями: увеличения — уменьшения, дробления — объединения, наоборот и др. см. «Гномы».

Последующие этапы связаны с переизобретением способными детьми моделей создания речевых продуктов.

Например:

Модель составления описательного рассказа
Модель составления описательного рассказа

 

Анализ сказочных текстов и решение проблем (фото 4, 5).

В нашем активе на сегодняшний день порядка 20 моделей, которые являются основой для становления у детей собственной картины мира.

Фото 4. Пересказ на основе схематизации
Фото 4. Пересказ на основе схематизации
При использовании данного метода обучение ребёнка сводится не к заучиванию свойств и признаков объектов, правил и способов действия с ними, а к сообщению универсальных механизмов познания.
Следует отметить, что данный подход вызывает значительное затруднение у педагогов, а отнюдь не у детей.
Объясняется это тем, что способ мышления у человека устанавливается в 10 годам. Мы, взрослые, должны приложить большие усилия для освоения нового способа мышления, а у детей это происходит естественным образом, практически играючи!

 

Фото 5. Рассказ о проблемной ситуации
Фото 5. Рассказ о проблемной ситуации
Глобальная информатизация требует принципиально нового подхода к работе с детьми в целом и одаренными в первую очередь. Освоение детьми способов получения и обработки информации может решить проблему подготовки подрастающей личности к жизни в завтрашнем дне и выявить интеллектуальные возможности ребенка на ранних этапах развития.

 

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 2000.

2. Радина Е. И., Рождественская В. И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста», М., ‘Просвещение’, 1969.

3. Савенков А.И. «Как научить дошкольника приобретать знания», Ярославль, Академия развития, 2002.

Приложение. Волшебники-преобразователи

Преобразования:

Дробление – объединение

Увеличение – уменьшение

Статика – динамика

Наоборот

Время

Универсализации — специализации

Картинки - основа для изображения волшебников

Картинки — основа для изображения волшебников

Варианты изображений волшебников-преобразователей
Волшебник Дробления - Объединения

Волшебник Дробления — Объединения

Волшебник Изменения времен

Волшебник Времени

Волшебник Наоборот

Волшебник Наоборот

Волшебник Статики - Динамики

Волшебник Статики — Динамики