Моделирование мыслительных действий как эффективный способ становления мышления и речи дошкольников
Способ мышления у человека устанавливается к 10 годам. Мы, взрослые, должны приложить большие усилия для освоения нового способа мышления, а у детей это происходит естественным образом, практически играючи.
Интеллектуальные способности детей определяются не только уровнем аналитико-синтетической деятельности, показателями восприятия и памяти, но и возможностями выполнения мыслительных операций обобщения. Именно умение группировать информацию по разным основаниям дает возможность ребенку существенно обогатить активную речь. Наша многолетняя исследовательская работа по формированию у дошкольников умений моделировать мыслительные действия показывает стабильно высокие результаты всех возрастных групп детей в дошкольных учреждениях. Поисково-исследовательская деятельность организована и в настоящее время продолжается в дошкольных учреждениях № 178, № 128 г. Ульяновск, № 147, 170 г. Тольятти, № 16 г. Чапаевск (Самарской обл.), №№ 4, 98, 121 г.Череповца (Вологодской обл.), №№ 4,153,123,81 г. Н.Новгорода, № 453 г.Челябинск, № 5,7,1,2, г.Нягань (ХМАО) и др.
Одним из главных федеральных государственных требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является формирование у детей единой картины мира. На наш взгляд, сложно решить эту задачу без становления обобщенных мыслительных моделей, способствующих появлению у детей универсальных способов познания и отражения окружающего мира.
Попытка педагогов ДОУ интегрировать содержание из различных образовательных областей (в ФГТ обозначено 10 направлений) на самом деле является внешней интеграцией и направлено скорее на расширение знаний. Это ведет в первую очередь к загрузке памяти и слабой мотивации к отражению ее в речи. Более сложным для понимания и реализации на практике, но значительно более эффективным с педагогической точки зрения является уровень смысловой интеграции. Данный вид интеграции предполагает сообщение ребёнку универсальных способов познания окружающей действительности, благодаря которым он органично, самостоятельно познает новое и активно это отражает в речи. Такие способы работы достаточно быстро формируются у детей 3-7 лет.
Какова же технологическая цепочка образовательных действий педагога для освоения детьми универсальных способов познания мира?
1 этап — усвоение «кирпичиков» – признаков объектов материального мира. В современных программах детского сада мы выявили их около 20. Ребенок усваивает первую модель: «Объект — имя признака — значение имени признака». После чувственного восприятия какого-либо значения признака вводится значок, обозначающий имя этого признака (фото 2). Достаточно легко и самостоятельно даже дети со слабым уровнем развития речи обучаются сравнению объектов по схематическим значкам признаков. Например: ребенок сам выбирает признак ЧАСТЬ и сравнивает изображения на картинках самолета и автомобиля. Примерный речевой оборот: «У самолета и машины есть части, но они разные. У самолета есть крылья и хвост, а у автомобиля кабина и колеса. У самолета есть тоже колеса, но их сейчас на картинке не видно».
2
этап — усвоение типов вопросов
Мы выделяем 7 типов вопросов [2], каждый обозначается определенным образом (фото 3).
1. Субъективный. Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?
2. Уточняющий. Верно ли, что…? Должен ли…? Правда ли, что…? Правильно ли я понял(а), что…?
3. Почемучкин. Почему? Отчего?
4. Оценочный. Что правильнее? Что хорошо? Что плохо? Что лучше?
5. Описательный. Что? Где? Как? Кто?
6. Воображаемый. Что было бы, если…? Что случилось бы, если…?
7. Восполняющий. Когда? Какие?
3 этап — установление причинно-следственных связей и их моделирование. Например: «теплое солнышко выглянуло — лужа высохла». Самостоятельное установление причинно-следственных связей и вывод: «от изменения признака температуры меняется признак влажности».
4 этап — введение моделей преобразователей. Для детей это схемы волшебников. Интеллект человека может оперировать 10-12 видами преобразований. Дети оперируют шестью волшебниками-преобразователями: увеличения — уменьшения, дробления — объединения, наоборот и др. см. «Гномы».
Последующие этапы связаны с переизобретением способными детьми моделей создания речевых продуктов.
Например:
Анализ сказочных текстов и решение проблем (фото 4, 5).
В нашем активе на сегодняшний день порядка 20 моделей, которые являются основой для становления у детей собственной картины мира.
При использовании данного метода обучение ребёнка сводится не к заучиванию свойств и признаков объектов, правил и способов действия с ними, а к сообщению универсальных механизмов познания. Следует отметить, что данный подход вызывает значительное затруднение у педагогов, а отнюдь не у детей. Объясняется это тем, что способ мышления у человека устанавливается в 10 годам. Мы, взрослые, должны приложить большие усилия для освоения нового способа мышления, а у детей это происходит естественным образом, практически играючи!
| |
Глобальная информатизация требует принципиально нового подхода к работе с детьми в целом и одаренными в первую очередь. Освоение детьми способов получения и обработки информации может решить проблему подготовки подрастающей личности к жизни в завтрашнем дне и выявить интеллектуальные возможности ребенка на ранних этапах развития. |
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 2000.
2. Радина Е. И., Рождественская В. И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста», М., ‘Просвещение’, 1969.
3. Савенков А.И. «Как научить дошкольника приобретать знания», Ярославль, Академия развития, 2002.
Приложение. Волшебники-преобразователи
Преобразования: Дробление – объединение Увеличение – уменьшение Статика – динамика Наоборот Время Универсализации — специализации | Картинки — основа для изображения волшебников |
Варианты изображений волшебников-преобразователей | |
Волшебник Дробления — Объединения | Волшебник Времени |
Волшебник Наоборот | Волшебник Статики — Динамики |