ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Игровой уголок «Тризёнка»

Логические операции и абстрактные понятия дошкольники легко осваивают в играх. В этом на практике убедилась автор публикации.

Статья поможет воспитателю и методисту обогатить свою копилку дидактических пособий играми, позволяющими учить детей исследовать окружающий мир, познавая и преобразуя объекты на основе их признаков.

 

Работать на основе использования технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ я начала в этом учебном году. Применение универсальных игр и творческих заданий на основе освоения модели Объект — Имя признака — Значение признака помогло улучшить качество образовательного процесса на группе и повысить уровень моей профессиональной компетентности. Вот только несколько игр из группового уголка «ТРИЗёнка».

Угадай, что спрятано

 

Цель: Учить детей по описанию определять объект. Закрепление модели Объект — Имя признака — Значение признака.

Игровое действие: Описывать объект детям помогают модели имен признаков, которые расположены вокруг пустой ячейки на игровой карточке (рис. 1).

Рис. 1
Рис. 1

Каждый из детей выбирает себе картинку с изображенным объектом и, не показывая её никому, картинкой вниз, помещает в пустую ячейку игровой карточки. По очереди дети описывают каждый свой объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие могли догадаться, какой объект спрятался у него на картинке.

Например, у одного ребенка картинка со снеговиком. Не показывая её никому, картинкой вниз, он помещает ее в пустую ячейку игровой карточки. Описывание его по карточке: по цвету он — белый, по размеру больше меня, но меньше дерева и т. д. Ребята должны отгадать остальное, что загадал ребенок. Затем о своем объекте по выбранной карточке говорит следующий ребенок.

 

 

Поезд противоречий

 

Рис. 2
Рис. 2

Цель: Формирование чувствительности к противоречию у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Учить находить противоположные свойства в одном объекте. Закрепление модели Объект — Имя признака — Значение признака.

 Игровое действие. Ведущий показывает карточку, обозначающую любые противоположные значения имен признаков. Эта карточка ставится во главе поезда. На полу лежит обруч, внутри которого разложены карточки с изображением объектов природного и рукотворного мира. Дети встают вокруг обруча и по очереди выбирают себе объект, объясняя свой выбор. Карточки с объектами помещаются в вагончики поезда (рис. 2). Длину поезда можно увеличивать, добавляя новые вагоны, пока не закончатся карточки с объектами. Если карточек с объектами много, то играть можно со всей группой. В последнее окошко вагончика дети ставят карточку с закодированным именем признака, с которым работали.

Например: Во главе поезда одна из базовых картинок: Слон и Мышка (большой и маленький). Участники из разложенных в обруче картинок выбирают себе карточку с изображением объектов, которые могут быть и большими и маленькими (зонт, кошка, складной нож, дерево, указка и т. д). Ставят карточку в окошко поезда и объясняют свой выбор. В последнее окошко вагончика дети ставят карточку с закодированным именем признака «Размер».

Что изменилось?

 

Рис. 3
Рис. 3

Цель: Учить детей видеть изменения объектов и выделять признак, который изменился.

На игровой карте справа изображён объект, который изменяется по разным признакам. Играющие по порядку называют признак, который изменился в объекте.

Например, изображен синий большой воздушный шар. Ребенок говорит: «Шарик изменился по цвету» и сверху кладет карточку с изображением имени признака «Цвет» (рис. 3) и т.д.

Подробно блок игр для среднего возраста будет описан в сборнике детского сада №45 «Березка» по итогам работы за 2012-2013 г.г.

 

Об авторе: Федосеева Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ №45 «Березка», Петрозаводск.