ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Ура! У нас проблемы!

Ура! У нас проблемы-2

Представим, что вы добились успеха, реализуя рекомендации нашего прошлого занятия. Ваш ребенок с энтузиазмом берется улучшать окружающий мир. Что дальше?

Малыш увлечен своими идеями и порой не обращает внимания на минусы, которыми сопровождаются его изобретения. Ваша квартира имеет весьма подозрительный вид. У подоконника высится странная конструкция из табуреток (на нее, по мнению юного изобретателя, удобно влезать, чтобы поливать цветы), на ручку чайника туго намотано полотенце (чтобы никогда больше не было горячо), а на столе красуется горка новеньких лампочек (в случае, если настольная лампа перегорит, можно заменить ее, не отвлекаясь от дела). Вы с тоской озираете плоды конструкторской мысли своего чада и ждете следующих новаций. Что дальше?

Напомним, это всего лишь этап в обучении обращению с проблемами. И если дела обстоят примерно так, как описано выше, значит, пора переходить к следующему этапу, а именно формулировать и решать противоречие.

С противоречиями нам придется не раз иметь дело. В ТРИЗ противоречия формулируются в очень строгой форме, это помогает решать проблемы. Мы начнем с противоречия вида «ЕСЛИ …, ТО (+), НО (-)».

 

Приведем пример. Возможно, ручка у чайника действительно греется, это бывает. И намотав на нее полотенце, вы предохраняете человека, наливающего  закипевшую воду, от неприятных ощущений. Это – плюс. Однако в этом решении есть и явные минусы. Если у вас газовая плита, вы рискуете попросту поджечь  намотанную на ручку чайника ткань. Полотенце мешает наливать в чайник воду, оно быстро пачкается и вообще выглядит неэстетично. Словом, минусов хватает. Вы столкнулись с типичной ситуацией противоречия. В ТРИЗ такое противоречие называют техническим. И звучит оно так:

 

«Если я применю известное мне простое решение, то получу такие-то плюсы, но при этом возникнут такие-то минусы… А если я не применю это решение (или сделаю нечто противоположное), тогда я не получу плюсов (в данном случае, ручка чайника останется горячей), но и минусов тоже не будет».

 

С такими противоречивыми ситуациями мы сталкиваемся постоянно. Вот типичные родительские противоречия:

 

Если не ограничивать свободу ребенка,
то (+)
он будет расти самостоятельным и, вероятно, научится справляться с проблемами,
но  (-)
он может навредить себе по неопытности, дома будет беспорядок, он не научится подчиняться старшим (а это бывает необходимо).

 

И наоборот:

Если строго регламентировать действия ребенка,
то  (+)
он будет в безопасности, дома будет порядок, он  научится быть послушным,
            но (-) он будет расти несамостоятельным и пасовать перед трудностями.

Если заставлять ребенка больше читать,
то (+) скорость чтения у него вырастет, ему будет легче учиться,
но (-) принуждение может отбить у него охоту к чтению на всю оставшуюся жизнь.

Если позволить ребенку пользоваться Интернетом,
то (+) он научится работать с информацией, узнает много нового,
но (-) есть вероятность, что он найдет ресурсы, которые вовсе не предназначены для детского восприятия.

 

Обратные утверждения для последних двух противоречий вы можете сформулировать самостоятельно.

 

Обратите внимание: ПЛЮСЫ и МИНУСЫ ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ. ПЫТАЯСЬ УВЕЛИЧИТЬ ПЛЮС, МЫ ТЕМ САМЫМ УВЕЛИЧИВАЕМ МИНУС. Чем больше свободы, тем больше самостоятельности, но больше и анархии. Чем дольше читает, тем выше скорость чтения, то тем сильнее раздражение, если читает принудительно и т.д.

Упражнение 2: Охота за минусом


Работаем с предложенной ребенком идеей. Соревнуемся, кто найдет самый серьезный, самый грозный минус… А потом вместе решаем, подходит нам такая идея или надо поискать что-нибудь другое. Обсуждайте и предлагайте свои варианты решений.

Мы пока действуем методом проб и ошибок, до инструментов решения проблем дело дойдет позднее. Важно научиться проблемы выявлять.

А чтобы вам было легко рассуждать в такой логике, потренируйтесь сами. Формулируйте противоречия «если… то (+), но (-)». Будет здорово, если свои результаты вы запишете в комментариях.

Удачи!

 

 

  • Юлия Свинцова

    [quote name=»А.Нестеренко»] Ты хочешь в учебе не отставать от других — а для чего тебе это?
    [/quote]

    Хороший вопрос)))

    Жизненный опыт показал, не стоит одинаково ровно учиться по всем предметам, если ты,конечно, не сверхспособный и тебе это даётся легко.
    Не имеет смысла. Потом, оканчивая школу, мы, примерно так учившиеся, проигрывали по отношению к тем, у кого был чётко один любимый предмет или направление. А у нас было ровно и примерно всё равно(( И выбор профессии был труднее.Хотя (плюс!))) база знаний была крепче и равномернее.

    В музыкальной школе, где учился сын, огорошили в самом начале простым — надо сравниваться не с другими, а с самим собой, со своими вчерашними успехами.

    Всё вкупе привело к тому, что сын учился неплохо, а ещё и говорил про редкие тройки с долей юмора: «Мать относится лояльно!»

    Упор на отличную учёбу и успех во всём и всегда тяжёл для ребёнка и не нужен.
    Ещё помогает обсуждение выученного на каких-то других, порой жизненных, примерах, дополнение какими-то интересными фактами, чтобы ребёнок по-новому посмотрел на урок, или совместный разбор трудной темы.

  • А.Нестеренко

    Десять лет — довольно большой уже ребенок. Я бы, во-первых, попробовала обсудить с ним поглубже, как выглядит проблема. Ты хочешь в учебе не отставать от других — а для чего тебе это? Ты хочешь, чтобы к тебе чаще обращались, чтобы уважали? Или тебе обидно, что других хвалят, а тебя — нет? Вот чего ты на самом деле хочешь?
    А с другой стороны — не хочешь сидеть над учебниками — почему? Тебе скучно? Есть другие дела, более важные? Ты с трудом понимаешь, что там написано?
    Тризовцы-инженеры часто говорят, что проблема решается не в принципе, а «в кожухе». Это очень верное замечание. Надо попробовать вместе с ребенком раскопать корень проблемы, тогда появятся ресурсы для ее решения. Может быть, например, есть какой-то один предмет, который ему интересен — и имеет смысл именно на него поначалу потратить столько сил, чтобы получить признание и учителя, и одноклассников. Это даст мотив (над учебником по любимому предмету сидеть приятнее) и опыт учения, которого сейчас у человека, видимо, нет. А, может, Вам нужны другие варианты — это зависит от Вашей конкретной ситуации. В любом случае — ПРОБЛЕМУ НАДО РЕШАТЬ НЕ ЗА РЕБЕНКА, А ВМЕСТЕ С НИМ! И решение должен найти он. И это вполне возможно на самом деле.

  • Т. Шестова

    А как разрешить такое противоречие: ребенок 10 лет не хочет корпеть над школьными заданиями и в то же время не хочет в учебе отставать от одноклассников?