На обложке этой необычной книги, презентация которой прошла в день рождения Валерия Верхоглядова в Национальном музее, нет фамилии автора, стоит загадочное имя Валвер и не менее загадочное название — «101-я песня Бзибы».
Валерий Верхоглядов, ушедший из жизни в январе этого года, известен как журналист, писатель и замечательный краевед. Его знания поражали, директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг вчера с горечью признался: «Я потерял энциклопедию».
По представлению двух творческих организаций — Регионального отделения Союза писателей России и Регионального отделения Союза журналистов России — Валерий Верхоглядов выдвинут на звание почетного гражданина Петрозаводска. Об этом сообщил его друг, издатель Юрий Шлейкин.
В последней книге Валерий Верхоглядов рассказывает о своем друге Вадиме Анатольевиче Кузнецове, человеке странном на взгляд обывателя. Выпускник военмеха, инженер, он был творческой личностью, при этом избегал всякой публичности: рисовал — но ни в одной выставке не участвовал, писал стихи — но ни одной публикации не случилось. Вадим Кузнецов много путешествовал по стране. Мог уехать на Камчатку смотреть закаты или в Среднюю Азию, чтобы записать на магнитофон ночной вой шакалов.
Дружба началась в юности. Виделись они редко, раз или два в году и всю жизнь писали друг другу письма. Любили играть в слова: так родилось имя «Валвер», составленное из первых букв имени и фамилии Валерия Верхоглядова. В письмах друзья занимались литературной стилизацией, сочиняли абсурдные детективы, стихи — все это составляет содержание книги «101-я песня Бзибы». Бзиба — это герой, которого они придумали в 60-е, и от имени которого сочиняли абсурдистские песни.
Вадим давал Валерию и профессиональные литературные советы, рассказала Марина Михайлова, филолог, постоянный редактор книг Верхоглядова. Книгу она назвала двойной эпитафией. Валерий Верхоглядов написал ее о друге, под влиянием которого стал писателем. «Не могу и не хочу к этому привыкать», — пишет Валерий Верхоглядов об уходе Вадима. А вскоре не стало и его.
Человеком абсолютного одиночества назвала Марина Михайлова Вадима Кузнецова, заметив:
— Одиночество хорошая вещь, когда есть кому сказать, что одиночество хорошая вещь.
Марине Михайловой дорог в книге священный мусор нашей жизни, хорошо нам знакомый, ведь даже книги мы читали те же, что и герои этого почтового романа. Филолог Елена Маркова уловила нерв 60-х с его надеждами и атмосферой ожидания.
Постоянный издатель Валерия Верхоглядова Владимир Ларионов (не путать с фотографом Владимиром Ларионовым!) рассказал о планах издать том его сочинений. Многие свои книжки Валерий выпускал мизерными тиражами, с одной целью — чтобы его верно цитировали. Сейчас эти издания трудно достать, потому книга избранного была бы очень кстати. И тогда «101-я песня Бзибы» не останется последней книгой Валерия Верхоглядова.