Археолог Надежда Лобанова, которую обвиняют в том, что она выдала заключение, легитимизирующее раскопки в Сандармохе, прокомментировала ситуацию по просьбе «Лицея».
Напомним, что на территории мемориального комплекса Сандармох, где покоится прах жертв Большого террора 1937-1938 годов, 12 августа экспедиция Российского военно-исторического общества начала раскопки с целью найти доказательства версии, что в урочище захоронены советские военнопленные, расстрелянные финскими войсками.
Археолог Александр Жульников в своем заявлении в полицию просит немедленно приостановить раскопки и привлечь к ответственности археолога Надежду Лобанову «за проведение археологических наблюдений на памятнике федерального значения без открытого листа необходимой в данном случае формы, а также проведение исследований на земельном участке, подлежащем воздействию земляных работ также без необходимой формы».
Старший научный сотрудник сектора археологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, кандидат исторических наук Надежда Лобанова на вопрос «Лицея», чем она руководствовалась, выдавая заключение для раскопок в Сандармохе, ответила следующее (приводим дословно):
«СМИ нередко искажают информацию. Конечно же, я не выдавала никакого разрешения на раскопки на территории мемориала «Сандармох». Это не моя компетенция. Я выдала заключение об археологическом обследовании территории, к тому же не всей, а только там, где планировались раскопки, поскольку в окрестностях мемориала еще с 1960-х гг. зафиксированы древние стоянки. Одна из них, по нашим сведениям, довольно близко примыкает к мемориалу — находится всего в 35-40 м. В 1980-х гг., в 2003 и 2015 я проводила там археологические исследования, в том числе раскопки. В результате моего обследования, которое проводилось на основании разрешения МК РФ и в соответствии с моей плановой научной темой, выяснилось, что на одной высокой береговой террасе есть признаки нахождения древнего памятника, предположительно стоянки эпохи мезолита.