Новости, Образование, Школа и вуз

О рисках, бумажном вале и будущем школ Карелии

Представитель Совета молодых педагогов Карелии Валерия Самойлова (справа) рассказала о нехватке педагогов в карельских школах. Фото Марии Голубевой
Представитель Совета молодых педагогов Карелии Валерия Самойлова (справа) рассказала о нехватке педагогов в карельских школах. Фото Марии Голубевой

В школах Карелии не хватает учителей начальных классов, математики и иностранных языков. Такая информация прозвучала на республиканском общественно-педагогическом форуме . Впервые за несколько лет августовский педсовет прошел насыщенно и конструктивно.

Форум «Региональные контуры национального проекта «Образование»: новые задачи, новые возможности» на два дня объединил учителей республики и Петрозаводска. Всего в нем участвовали порядка 500 педагогов.

Опыт сельских школ

Обсуждение стратегии развития образования республики прошло в Карельском институте развития образования.
Замминистра образования Наталья Кармазина (справа) задавала тон дискуссии, модерировала разговор Елена Богданова, представитель КИРО
Замминистра образования Наталья Кармазина (справа) задавала тон дискуссии, модерировала разговор Елена Богданова, представитель КИРО
Руководители сельских школ делились опытом того, как успешно и интересно обучать детей в условиях, когда обучение происходит в небольших классах, разновозрастных группах, вдали от прогресса. Удивительно, но даже при медленном интернете можно обучать детей по методике «перевернутого класса». Об этом рассказала Людмила Черемисина, директор Летнереченской школы Беломорского района.
– Переворачивать классы начинали в начальной школе с окружающего мира. Эксперимент удался! Теперь обучаем так детей и в средней, и в старшей школе. Компьютеры дома есть не у всех, но в школе выделено место, где дети могут готовиться, оставлять свои вопросы учителю, а педагог в свою очередь видит, как ребенок изучает материал, что вызывает у него трудности.
Это было одно из самых позитивных выступлений, когда эксперимент подтвержден показателями успеваемости, а директор говорил, что учителя новую технологию приняли и работают с интересом.
Директор Коткозерской средней общеобразовательной школы Марина Чупукова рассказала о проектном методе, который помог учителям и детям мобилизоваться на выполнение конкретных задач. Несмотря на то что в аудитории звучали и критические замечания про краткосрочность такого подхода, директору было что возразить. Участники конференции увидели книжку на карельском языке с детскими рисунками и фотографиями, которую школе помогли издать финские партнеры. Если бы не проект, не случилось бы нового красочного издания, в котором сохранятся и история поселка, и детское творчество.
О работе сельских школ рассказали Марина Чупукова (справа) и Людмила Черемисина (слева). Фото Марии Голубевой
О работе сельских школ рассказали Марина Чупукова (справа) и Людмила Черемисина (слева). Фото Марии Голубевой

О проблемах и рисках

Учителя говорили и о проблемах. Одна из основных и по-прежнему нерешенных – вал бумажной отчетности, который каждый год обещают уменьшить, но этого так и не происходит. Абсолютно все участники-педагоги и директора школ наличие этой проблемы подтвердили.
Уже в самом конце полуторачасовой встречи замдиректора школы №14 Петрозаводска Диана Миролюбова попросила руководителей от образования восстановить межведомственное взаимодействие и сделать отрасль управляемой и подотчетной только Министерству образования Карелии. Она уточнила, что в школу могут прийти представители разных ведомств, в том числе и силовых, чтобы провести работу с педагогами, запросить информацию, но такие незапланированные визиты мешают работе. Заместитель директора уверена, что учителя и руководство школы должны заниматься педагогической деятельностью и решать специфические задачи отрасли.
Диана Миролюбова попросила, чтобы учителям дали, наконец, возможность работать с детьми. Фото Марии Голубевой
Диана Миролюбова попросила, чтобы учителям дали, наконец, возможность работать с детьми. Фото Марии Голубевой
Реакция от коллег последовала незамедлительно. Кто-то тихо, но отчетливо сказал: «Волшебников здесь нет!»
Одним из самых острых было выступление Зинаиды Ефловой, исполнительного директора Ассоциации сельских школ Карелии. Она напомнила присутствующим о разнице понятий «стратегия» и «тактика».
–  Стратегия — учение об использовании боев в целях войны, а тактика есть учение об использовании вооруженных сил в бою, – сказала Зинаида Ефлова, уточнив, что стратегия задается сверху, то есть на федеральном уровне, а тактика определяется внизу, на уровне региона.
Зинаида Ефлова: "Отсутствие внятного экономического прогноза порождает ошибки и риски"
Зинаида Ефлова: «Отсутствие внятного экономического прогноза порождает ошибки и риски»
По словам Ефловой, то, какой она будет – опережения, развития, мимикрии развития, латания дыр или приспособления – зависит и от решений местных управленцев. Назвала Зинаида Ефлова и главную неопределенность, риск всей стратегии — он касается экономического развития региона. Отсутствие внятного прогноза порождает ошибки и риски.
О том, что экономически многие инициативы в образовании не просчитываются, говорила ранее в Общественной палате РК Татьяна Сеппянен, также представитель Ассоциации сельских школ Карелии. Тема эта возникла не случайно: с начала 2019 года сельские учителя и школы оказались в зоне риска масштабной оптимизации. Наталья Кармазина, первый замминистра, коснулась этой темы:
– Мы понимаем, что ни один ребенок не должен быть лишен права на доступное и качественное образование, и каждая образовательная организация должна почувствовать, что в стране происходят изменения, что страна сейчас вкладывает достаточно большие средства и меняет свой подход именно в отношении образовательных организаций, расположенных вне городской среды.
В целом разговор развивался в конструктивном русле, негородским учителям не приходилось доказывать важность сохранения сельских школ.
Заключительное слово в ходе круглого стола получила Валерия Самойлова, представитель Совета молодых педагогов Карелии. Она сообщила, что перед началом нового учебного года совет получил много просьб найти учителей не только для сельских, но и городских школ. Педагог связала эту ситуацию с небольшими заплатами учителей, валом бумажной отчетности и трудностями, с которыми выпускники вузов не готовы сталкиваться в принципе.
Стоит отметить, что круглый стол стал откровенным разговором профессионалов, который не обрывался на перечислении проблем. Педагоги, директора и чиновники нашли общие проблемы и точки роста, благодаря которым можно двигаться дальше в новом учебном году. Впервые за несколько лет получился не просто обмен мнениями, а диалог, когда к учителям как минимум прислушались.
Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой

Нацпроект в цифрах и фактах

* По данным Министерства образования Карелии, на реализацию национального проекта «Образование» в 2019 – 2022 гг. в республике привлечено 2,761 миллиарда рублей из федерального бюджета.
* В ближайшие два года будут построены четыре школы: в Кеми, поселке Деревянка и две в Петрозаводске, в том числе коррекционная школа-интернат на 300 мест. В Министерство просвещения РФ направлена заявка на строительство ещё четырёх школ в Карелии.
* В течение 2019 – 2021 гг. будут созданы 3070 мест для дошкольников благодаря строительству 15 зданий в пяти районах и Петрозаводске. Первые из них – два сада на 150 и 300 мест – в столице Карелии открываются уже в сентябре.
* В 2019 году современное оборудование получат семь образовательных организаций, в 2020-м – 101, в 2021-м – 61.