В школах Карелии не хватает учителей начальных классов, математики и иностранных языков. Такая информация прозвучала на республиканском общественно-педагогическом форуме . Впервые за несколько лет августовский педсовет прошел насыщенно и конструктивно.
Форум «Региональные контуры национального проекта «Образование»: новые задачи, новые возможности» на два дня объединил учителей республики и Петрозаводска. Всего в нем участвовали порядка 500 педагогов.
Опыт сельских школ
Обсуждение стратегии развития образования республики прошло в Карельском институте развития образования.
Руководители сельских школ делились опытом того, как успешно и интересно обучать детей в условиях, когда обучение происходит в небольших классах, разновозрастных группах, вдали от прогресса. Удивительно, но даже при медленном интернете можно обучать детей по методике «перевернутого класса». Об этом рассказала Людмила Черемисина, директор Летнереченской школы Беломорского района.
– Переворачивать классы начинали в начальной школе с окружающего мира. Эксперимент удался! Теперь обучаем так детей и в средней, и в старшей школе. Компьютеры дома есть не у всех, но в школе выделено место, где дети могут готовиться, оставлять свои вопросы учителю, а педагог в свою очередь видит, как ребенок изучает материал, что вызывает у него трудности.
Это было одно из самых позитивных выступлений, когда эксперимент подтвержден показателями успеваемости, а директор говорил, что учителя новую технологию приняли и работают с интересом.
Директор Коткозерской средней общеобразовательной школы Марина Чупукова рассказала о проектном методе, который помог учителям и детям мобилизоваться на выполнение конкретных задач. Несмотря на то что в аудитории звучали и критические замечания про краткосрочность такого подхода, директору было что возразить. Участники конференции увидели книжку на карельском языке с детскими рисунками и фотографиями, которую школе помогли издать финские партнеры. Если бы не проект, не случилось бы нового красочного издания, в котором сохранятся и история поселка, и детское творчество.
О проблемах и рисках
Учителя говорили и о проблемах. Одна из основных и по-прежнему нерешенных – вал бумажной отчетности, который каждый год обещают уменьшить, но этого так и не происходит. Абсолютно все участники-педагоги и директора школ наличие этой проблемы подтвердили.
Уже в самом конце полуторачасовой встречи замдиректора школы №14 Петрозаводска Диана Миролюбова попросила руководителей от образования восстановить межведомственное взаимодействие и сделать отрасль управляемой и подотчетной только Министерству образования Карелии. Она уточнила, что в школу могут прийти представители разных ведомств, в том числе и силовых, чтобы провести работу с педагогами, запросить информацию, но такие незапланированные визиты мешают работе. Заместитель директора уверена, что учителя и руководство школы должны заниматься педагогической деятельностью и решать специфические задачи отрасли.
Реакция от коллег последовала незамедлительно. Кто-то тихо, но отчетливо сказал: «Волшебников здесь нет!»
Одним из самых острых было выступление Зинаиды Ефловой, исполнительного директора Ассоциации сельских школ Карелии. Она напомнила присутствующим о разнице понятий «стратегия» и «тактика».
– Стратегия — учение об использовании боев в целях войны, а тактика есть учение об использовании вооруженных сил в бою, – сказала Зинаида Ефлова, уточнив, что стратегия задается сверху, то есть на федеральном уровне, а тактика определяется внизу, на уровне региона.
По словам Ефловой, то, какой она будет – опережения, развития, мимикрии развития, латания дыр или приспособления – зависит и от решений местных управленцев. Назвала Зинаида Ефлова и главную неопределенность, риск всей стратегии — он касается экономического развития региона. Отсутствие внятного прогноза порождает ошибки и риски.
О том, что экономически многие инициативы в образовании не просчитываются, говорила ранее в Общественной палате РК Татьяна Сеппянен, также представитель Ассоциации сельских школ Карелии. Тема эта возникла не случайно: с начала 2019 года сельские учителя и школы оказались в зоне риска масштабной оптимизации. Наталья Кармазина, первый замминистра, коснулась этой темы:
– Мы понимаем, что ни один ребенок не должен быть лишен права на доступное и качественное образование, и каждая образовательная организация должна почувствовать, что в стране происходят изменения, что страна сейчас вкладывает достаточно большие средства и меняет свой подход именно в отношении образовательных организаций, расположенных вне городской среды.
В целом разговор развивался в конструктивном русле, негородским учителям не приходилось доказывать важность сохранения сельских школ.
Заключительное слово в ходе круглого стола получила Валерия Самойлова, представитель Совета молодых педагогов Карелии. Она сообщила, что перед началом нового учебного года совет получил много просьб найти учителей не только для сельских, но и городских школ. Педагог связала эту ситуацию с небольшими заплатами учителей, валом бумажной отчетности и трудностями, с которыми выпускники вузов не готовы сталкиваться в принципе.
Стоит отметить, что круглый стол стал откровенным разговором профессионалов, который не обрывался на перечислении проблем. Педагоги, директора и чиновники нашли общие проблемы и точки роста, благодаря которым можно двигаться дальше в новом учебном году. Впервые за несколько лет получился не просто обмен мнениями, а диалог, когда к учителям как минимум прислушались.
Нацпроект в цифрах и фактах
* По данным Министерства образования Карелии, на реализацию национального проекта «Образование» в 2019 – 2022 гг. в республике привлечено 2,761 миллиарда рублей из федерального бюджета.
* В ближайшие два года будут построены четыре школы: в Кеми, поселке Деревянка и две в Петрозаводске, в том числе коррекционная школа-интернат на 300 мест. В Министерство просвещения РФ направлена заявка на строительство ещё четырёх школ в Карелии.
* В течение 2019 – 2021 гг. будут созданы 3070 мест для дошкольников благодаря строительству 15 зданий в пяти районах и Петрозаводске. Первые из них – два сада на 150 и 300 мест – в столице Карелии открываются уже в сентябре.
* В 2019 году современное оборудование получат семь образовательных организаций, в 2020-м – 101, в 2021-м – 61.
Источник: «Учительская газета»