Хроника

За математику взялись всерьез

В Карелии участники математических олимпиад не блещут знаниями, а средний тестовый бал ЕГЭ по математике ниже российского.

 

В Карелии существуют серьезные проблемы математического образования, несмотря на то что отдельные школьники показывают высокие результаты и даже на мировом уровне — например, петрозаводский школьник Егор Воронецкий.

О качестве математической подготовки выпускников образовательных учреждений республики шла речь на встрече заместителя Главы Карелии Валентины Улич с учителями математики. Встреча состоялась в Институте повышения квалификации работников образования в формате круглого стола. Основные проблемные вопросы обозначила министр образования Ирина Кувшинова.

Уровень выполнения заданий участниками даже регионального этапа олимпиады по математике невысок:  в 2013 году лишь 13 процентов из них выполнили больше половины заданий. За последние три года в республике средний тестовый бал ЕГЭ по математике ниже российского (2010 год на 2,1 балла; 2011 год на 1,4 балла; 2012 год на 1,2 балла).

Результаты ЕГЭ по математике показывают, что в среднем 70 процентов выпускников карельских школ в основном овладели содержанием  математического образования на базовом уровне, и лишь 10 процентов демонстрируют повышенный уровень математической подготовки. В тройке лидеров в течение последних трех лет – Костомукша, Петрозаводск, Кондопожский муниципальный район. В целом ряде районов (Беломорский, Кемский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Прионежский)  средний тестовый балл стабильно ниже республиканских показателей. Ежегодно в среднем по республике более 2 процентов выпускников (в 2012 году – 4,6 процентов) сдают ЕГЭ по математике с результатом ниже уровня минимального количества баллов.

С 2008 года Карелия участвует в апробации новой формы ГИА для девятиклассников. Почти половина выпускников школ республики демонстрируют троечный уровень по математике, а пятая часть показывает неудовлетворительные результаты. В сравнении с итогами государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в целом по России доля выпускников, получивших отметки «3», «4» и «5» в Карелии составляет 82 процента (в Российской Федерации – 90,7 процента). В ряде муниципальных районов (Кемский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пудожский, Суоярвский) средний тестовый балл стабильно ниже республиканских показателей. Наибольшее количество отметок «2» получают выпускники Муезерского, Кемского, Прионежского, Лахденпохского, Лоухского, Сортавальского муниципальных районов.

Участники круглого стола в ходе оживленной дискуссии высказали мнение о причинах кризиса математического образования в республике и свои предложения. Говорилось, в частности, о необходимости укрепления преемственности между начальной школой и средним звеном, развития таких форм повышения квалификации учителей математики, как методические школы, летние университеты, математические каникулы, разработки системы стимулирования учителей, устойчиво демонстрирующих высокие результаты обучения математике. Одобрено также предложение о расширении перечня практико-ориентированных модульных программ повышения квалификации учителей математики, включая тренинги по решению олимпиадных задач, по выявлению и развитию математической одаренности детей и молодежи, по использованию технологии дифференцированного обучения,  а также по организации работы с одаренными детьми и молодежью.

По итогам встречи решено разработать и обсудить концепцию непрерывного математического образования Республики Карелия, а также подготовить и провести республиканский съезд учителей математики. 

На снимке: обсуждение за круглым столом.

Фото Елены Коковуровой

 

 

 

 

  • Владимир Малегин

    В решении проблем повышения качества математического (и не только) образования на наш взгляд много не использованных резервов. Необходимо создать постоянно-действующую систему распространения опыта педагогов – новаторов. Например: имеется «Тригонометр», автор патриарх педагогического труда Карелии И.Фрадков. Этот планшет, как показывает практика, обрекает «двоечника» стать «отличником» при изучении тригонометрии, так, как становится понятным природа формирования функции угла и все качественные и количественные изменения. Эта система должна стимулировать распространение педагогических новинок и поощрять их использование. Есть механизм отбора педагогического интеллекта – Центр педагогических новинок РК, который работает в здании Института повышения квалификации работников образования. Еще в 2007 году математик Г.Белова представляла там «Учебный транспортир» для работы у классной доски. Тогда же представлялся «Тригонометр». Просто надо этим заниматься постоянно , тогда будет результат.

  • Надежда Еремеева

    Я не устану повторять, что самое важное в работе учителя, это работа с «троечниками», одарённые математики и сами прорвутся. Именно за это и надо давать премии и награды. У нас же в школах пошли другим путём… И ЕГЭ, и ГИА любой обычный школьник напишет на 4 запросто.

  • Екатерина

    Проблема в том, что школьники не переходят минимальный порог, а выход — научить учителей решать олимпиадные задачи… Где логика?