Архитектура Петрозаводска

Будет ли Петрозаводск выделяться лица необщим выраженьем?

Петрозаводск сегодня. Фото Владимира Ларионова
Петрозаводск сегодня. Фото Владимира Ларионова

Продолжаем обсуждать со специалистами современный облик нашего города, начатый беседой с Александром Савельевым «О честности и китче в архитектуре»

Главного архитектора города Евгения Фролова мы спросили о грядущих изменениях, новых спальных районах и борьбе с несанкционированной рекламой. О градостроительных ошибках рассказала архитектор Елена Ициксон.

Евгения Фролов: «Новые спальные районы Петрозаводска неплохо выглядят»

Евгений Фролов. Фото Юлии Бараевой
Евгений Фролов. Фото Юлии Бараевой

Сейчас мэрия ищет спонсора, готового вернуть городу скульптурную композицию «Юность». Появились ли кандидаты? Как вы относитесь к этой идее? Где он должен быть установлен?

– Пока, по моей информации, спонсоров нет. Восстанавливать скульптурную композицию на прежнем месте или нет – вопрос спорный. Эта композиция круговая. Круг, как правило, вокруг себя центрит всю композицию. И когда он располагался раньше в центре квадратного сквера, находясь в квадратной чаше фонтана, это было логично. Сейчас ситуация другая: чаша располагается в углу, и надо тщательно взвесить, будет ли смотреться композиция именно в этом месте хорошо.

Ченка Шуквани. Фонтан «Юность»
Ченка Шуквани. Фонтан «Юность»

Насколько я знаю, сам Ченка Шуквани (автор и создатель скульптуры. — Ред.) высказывал свои сомнения по поводу размещения скульптурной композиции на старом месте. Но если она вернется в город, можно сделать небольшую камерную благоустроенную зону, где установить эту скульптуру, необязательно требующую именно фонтана.

 

Какие еще изменения нам ожидать?

– Возможно, в квартале исторической застройки скоро будет установлена скульптура сказительницы, плакальщицы Ирины Федосовой. Также мы рассматривали на Градостроительном совете вместе с художниками и скульпторами возможные места установки памятника Роберту Рождественскому и Владимиру Морозову. Это будет общий памятник. Пока идет обсуждение мест, где это могло бы быть.

В рамках проекта «Города у воды» группа петрозаводских архитекторов из восьми человек работала совместно с музеем «Кижи» и Карельским научным центром над концепцией развития прибрежных территорий Петрозаводска. Результатом нашей работы стали графические материалы, отражающие новый подход к планировке прибрежных территорий, начиная от завода «Авангард» и до района Пески. Мы показали, как можно по-другому использовать прибрежные территории, чтобы создать новую среду отдыха горожан, проживания, спорта и туризма. Вся эта работа была сделана в контексте генерального плана Петрозаводска, который предусматривал, ликвидацию промышленных территорий с береговых территорий. Но это не программа к 2020-2025 году, это огромная работа минимум на 50 лет.

 

Работу над каким проектом вы сегодня считаете самой важной?

– С проектировщиками из Москвы мы работаем над размещением на улице Повенецкой здания гимнастического зала. Это должно быть большое спортивное сооружение, в котором могут заниматься разные возрастные группы. Хороший спортивный объект для города.

Ходят разговоры о строительстве крытого спортивного сооружения в районе Комсомольского проспекта, в котором спортивная функция может быть совмещена с возможностью проводить там концерты. Эта идея была уже давно, сейчас снова заговорили о реализации, возможно, по другому проекту.

 

Что вы думаете об архитектуре новых спальных районов Петрозаводска?

– Сейчас заканчивается работа над строительством Древлянки-5, которую ведет компания «КСМ». Эта же компания работает на Древлянке-7. В этом районе будут строиться в основном четырехэтажные дома. Жилой район «Каскад» (Древлянка-9) строит компания «ВЕК»: там где-то половина строительства освоена. Архитектура этого комплекса интересна и качество строительства высокое.

Древлянка-8. Фото www.b-port.com
Древлянка-8. Фото www.b-port.com

Заканчивается строительство жилого района Древлянка-8. Там тоже получается  неплохая архитектура для такого уровня строительства из панелей.  Но есть и проблемы. Опасность в применении покраски по железобетонным панелям именно в том, что краска быстро приходит в негодность. Строители ведут исследования на эту тему: что же является причиной того, что у нас выцветает и облезает краска на домах, которые не так долго существуют: краска или сами панели? В отличие от типовых блок-секций, которые строились в 80-е годы и где цвет не меняется: как были серыми, так серыми и остались. Тогда в отделке панелей была каменная крошка, которая в основном держится  до сих пор. А внешний вид покрашенной панели недолговечен.

 

– Как вам в целом современный облик Петрозаводска?

– Облик, который сегодня имеет Петрозаводск, я разделяю на две части. Новое строительство и исторический центр – современное лицо Петрозаводска. То, что исторически сложилось,  прекрасно: камерная среда, озеленение, хорошая архитектура, в основном сталинская застройка. А современный Петрозаводск, который возникал с 80-х годов, – не отличающееся ничем от спальных районов по всей России строительство типовыми секциями. Конечно, это печально для Петрозаводска и для таких же спальных микрорайонов по всей стране: огромные, не сомасштабные человеку неухоженные пространства, отсутствие камерных дворов, где человеку было бы комфортно.

Сейчас создаются новые микрорайоны, о которых мы упоминали. Тут уже появляется и архитектура, особенно на Древлянке-9. Приемы, которыми пользуются архитекторы и строители, делают интересным даже типовое строительство. Гости города, проектировщики из других городов, которым я показывал эти микрорайоны, отзываются о них хорошо. Новые спальные районы Петрозаводска неплохо выглядят.

 

Как вы относитесь к граффити? Портят ли они город?

– Поддерживаю граффити в городской среде, но только сделанное профессионально. К сожалению, в Петрозаводске я не видел такого уровня граффити, которые бы украсили фасады зданий, особенно в историческом центре. То, что мы видим на заборах, не то, что должно быть в городской среде.

Граффити в Петрозаводске

Граффити в Петрозаводске

Год назад я собирал некоторых художников города, чтобы рассмотреть предложение по граффити на брандмауэрной стенке одного здания в центре города.  На здании, которое находится на Джинсовой улице,как ее называют, – это угловое здание на пересечении улицы Андропова и проспекта Ленина. Там есть глухая стенка, и предлагается сделать на ней граффити. Мы с художниками и архитекторами оценили это решение. Подход, судя по представленному эскизу, я надеюсь, будет профессиональный. Думаю, первое профессиональное плоскостное граффити на большом объеме, которое будет украшать здание, вскоре может появиться.

 

Много говорят о борьбе с рекламой. Что вы об этом думаете?

– Нельзя сказать, что надо бороться с рекламой. Реклама должна быть. Надо бороться с беспределом в рекламном бизнесе, несанкционированной рекламой и хаотичностью рекламы. Такая реклама уродует все дома в городе. У нас пропадает архитектура, здания становятся конструкциями для рекламных плакатов и вывесок. Нужна систематизация. Администрация работает в этом направлении, чтобы очищать здания и участки от несанкционированной рекламы, чтобы она органично вписывалась в архитектуру и не разрушала архитектурно-художественное восприятие городского пространства.

Что могут сделать жители для города? Думаю, вся проблема в сознании. В первую очередь, надо понять, что твой город  – это твоя среда обитания, которую надо не портить, а охранять. Считаю, что помощь в ситуации с несанкционированной рекламой, – это её демонтаж горожанами, когда они видят в своих дворах или на деревьях рекламу про волосы, лечение от алкоголизма, грузчиков и такси. Если каждый в своем дворе будет бороться с этим, хотя бы дворовые территории мы очистим. Это, конечно, мало, но это шажок к тому, чтобы вернуть нашему городу чистоту и порядок.

Несанкционированная реклама
Несанкционированная реклама. Фото Юлии Бараевой

 

Елена Ициксон: «Непоправимая градостроительная ошибка – строительство в поймах рек»

Елена Ициксон
Елена Ициксон

Елена Евгеньевна, какой, по вашему мнению, сегодняшний Петрозаводск?

– Город не может иметь один какой-то облик – гармоничный, эклектичный, исторический… Город многолик. Город – живой организм.

Территория современного Петрозаводска четко делится на районы, по времени застройки относящиеся к разным периодам развития архитектуры. Каждому из них присущи свои стилевые характеристики.

Центральная часть Петрозаводска в границах плана губернского архитектора Василия Тухтарова 1854 года (р. Неглинка – пр. А. Невского, берег Онежского оз. – линия железной дороги) сохранила историческую планировочную структуру. Это памятник градостроительства Екатерининского времени. Застроенная преимущественно в 1940-50-е годы центральная часть города формирует неоклассический облик Петрозаводска. В нем и есть вся наша история, выраженная в архитектуре. Таковой она и воспринимается жителями города. Небольшое количество объектов дореволюционного периода хорошо уживаются со зданиями первых послевоенных лет постройки и даже зданиями 1960-х, выстроенными по периметру кварталов исторической сетки улиц.

Определение «эклектичный» нельзя относить к городской застройке, которая по природе своей, умножаясь во времени, обязательно разностильная. Не бывает городов, построенных в каком-то одном стиле. Это умершие города – например, Помпеи. Главное в городе – структура его планировки и соблюдение гармонии при застройке. В основном это относится к высотным параметрам новых сооружений. Стили же в городе всегда сочетаются прекрасно.

В Петрозаводске пока достаточно четко определяется его исторический центр. Однако появляются агрессивные и дисгармоничные постройки. Думаю, не нужно быть архитектором, чтобы назвать, например, здание САНА-центра на улице Энгельса. Чрезмерной высотой основного блока оно вторгается в зону восприятия объекта культурного наследия XVIII века – ансамбля Круглой площади (пл. Ленина).

САНА-центр на улице Энгельса
САНА-центр на улице Энгельса. Фото Юлии Бараевой
САНА-центр с другого ракурса
САНА-центр с другого ракурса. Фото Юлии Бараевой

Дом на улице Свердлова, 26 (у «Детского мира»), встроенный в структуру Екатерининской планировки городского центра, нарушил один из главных принципов классицистического градостроительства: строения, расположенные внутри кварталов, никогда не должны превышать по этажности периметральную застройку. Новый дом некрасиво нависает над зданием «Детского мира» при подходах со стороны улицы Кирова по Свердлова. На панорамах спорит с локальной доминантой центра – башней главпочтамта. Спорит, на мой взгляд, безуспешно – стройная башня почты не в пример красивей и гармоничней неопрятного широкого объема, вылезшего всем напоказ.

Дом на улице Свердлова, 26, нависающий над зданием бывшего "Детского мира"
Дом на улице Свердлова, 26, нависающий над зданием бывшего «Детского мира». Фото Юлии Бараевой
Дом на улице Свердлова, 26, нависающий над зданием бывшего "Детского мира"
Тот же дом с другого ракурса. Фото Юлии Бараевой

Градостроительные ошибки в застройке Петрозаводска последних лет, в отличие от вышеприведенных примеров негармоничного сосуществования отдельных построек, отрицательно влияют на большие городские пространства.

Пример волюнтаристского подхода к застройке городских территорий, предназначенных для иных функций – гипермаркет «Лента» на улице Ленинградской. Участок со сложным рельефом и красивым ландшафтом, предназначавшийся ранее под городской парк, был отведен для крупного объекта, требующего по технологии абсолютно ровной поверхности. В результате посаженный на площадку с большим перепадом отметок объем «Ленты» вышел к Октябрьскому проспекту высокими подпорными стенками, никак не решенными архитектурно.

Гипермаркет «Лента»
Гипермаркет «Лента». Фото Юлии Бараевой

Непоправимая градостроительная ошибка – строительство в поймах рек. За всю историю строительства в Петрозаводске никогда раньше застройка не выходила за улицы или проезды, проходящие вдоль городских рек. Редким исключением было малоэтажное строительство, по всем генеральным планам ХХ века подлежащее выносу для организации в поймах обширных рекреационных пространств, связывающих жителей с городскими лесами.

Один из последних примеров нарушения концепции единого рекреационного городского пространства – строительство жилого комплекса «Гранд» на Лососинской набережной. При проведении работ по отсыпке площадки под это очень большое здание оказалась погребенной даже часть русла р. Лососинки. Аналогичные сооружения возводятся в настоящее время и в пойме Неглинки.

Жилой комплекс «Гранд»
Жилой комплекс «Гранд»

Не ошибкой, а градостроительной катастрофой я назвала бы методичную и планомерную вырубку лесов вдоль Лесного проспекта. Прекрасный парадный въезд в Петрозаводск превратился в дубль Шуйского шоссе – с такими же автозаправками, шиномонтажами, магазинами по продаже автомобилей… В «ансамбле» с ними – «Лотос-плаза», для строительства которого потребовался снос многих гектаров городских лесов.

«Лотос-плаза». Фото с сайта lotosplazaptz.ru
«Лотос-плаза». Фото с сайта lotosplazaptz.ru

Негативной тенденцией является и строительство жилых комплексов на прибрежных территориях Онежского озера. С такими темпами прибрежные парковые зоны Петрозаводска закончатся там, где и начались – в пределах его исторического центра.

 

– Что вы можете сказать о новых районах?

И старые (1960-1980-х гг.), и новые жилые районы застраиваются комплексно и автономно, в стилевом отношении соответствуют времени их появления на территории города. Архитектура последней по времени площадки строительства – Древлянка-II – современная, с ориентацией на наших скандинавских соседей, что, на мой взгляд, вполне нормально. Минусом можно назвать лишь большую плотность многих районов. При высоком проценте автомобилизации это не оставляет их жителям придомового рекреационного пространства.

И вообще при застройке, реконструкции, проведении в жизнь проектов вроде «Комфортная среда» не учитывается самая главная потребность горожанина – возможность прогулок пешком. За исключением центральной части, отсутствует даже в проектах среда пешеходная, хорошо благоустроенная и озелененная, масштабная человеку, гармонично обстроенная.

 

– Как сохранить исторические здания?

Чтобы сохранить архитектурные памятники, нужно просто их сохранять, а не пытаться уничтожить всеми средствами. Нужно понять всем, в том числе и тем, от кого это зависит, что объекты культурного наследия – это хороший ресурс для развития туризма. Это не открытие. Так давно живут и действуют в Европе. Будут памятники в порядке – будет Петрозаводск выделяться «лица необщим выраженьем» среди других городов, будет интересен и привлекателен. На сохранение памятников направлено достаточно много законов, которые неплохо бы соблюдать, а не стараться обойти всеми правдами и неправдами.

Национальный театр Карелии. Фото Ирины Ларионовой
Национальный театр Карелии. Фото Ирины Ларионовой