Конец года — время, когда если не итоги подводишь, то с благодарностью вспоминаешь самое важное, что случилось с тобой за двенадцать месяцев. Совершенно случайно в одной из поездок я оказалась в Хайколя.
Радушные Ольга и Михаил Степановы, приехавшие в Кепу на открытие спортзала, сказали мне: «Через час заедем». Заехали и увезли в сказку.
Ольга и Михаил привезли меня в Хайколя, открыли дом, повеяло детством, деревенским, родным… Обошли мы все отреставрированные дома, прошли на кладбище, побывали на въезде в Хайколя и у места стоянки туристов. У Креста поклонного, что рядом с можжевеловым кустом освящен, перекрестилась и я, думая: «Дивны творения Твои, Господи!».
В моей жизни тоже был Дом. Он и сейчас есть, в деревне Сопоха, но не живут уже в нем те, кто делал его особенным. Потому и не бываю там, но помню окошки с голубыми рамами, скамьи по периметру избы, огромный стол, красный угол и русскую печку. Запах натопленной печи, снеди, дерева, домотканых половиков, махорки и Дома. Думала, что только в памяти и сохранился, а вот нет же!
Отреставрировав несколько домов, Ольга и Михаил показали, как, по их представлению, нужно говорить о нашем прошлом, что беречь в настоящем и чему посвящать свою жизнь. Отсюда и часы всех видов прежней эпохи на стенах, и старинные (не копии, за что музейщики ворчат) фотографии в рамках-окнах, и обилие мебели советских и более ранних времен. Хозяева делятся задумками-идеями, обсуждают, приходя или нет к общему знаменателю.
Живое всё! Деревня, словно Феникс, воссоздана из забвения — руками, душами и силами тех, кто по крови и родству имеет к ней отношение. Так родился историко-культурный комплекс Хайколя. Неподалеку от него, на самом въезде, есть специально отведенная зона для туристов. Михаил Степанов пояснил, многие из летних гостей годами приезжают на чудный берег озера — напитаться карельской красотой и воздухом надышаться.
У меня же появилась мечта — вернуться в Хайколя с друзьями и семьей, чтобы показать не только красоту здешних мест, но и запомнить, как можно родину любить и знать — до бревнышка, до калиточки, до поворота ключа в замке, до старинной сосны на кладбище.
Фото Марии Голубевой