Горькое известие пришло из Подмосковья. Не стало Владилена Ракушина. Совсем недавно он приезжал в Петрозаводск на 80-летие 9-й средней школы и подарил нам электронный вариант третьего выпуска подготовленной им замечательной книги «Наша 9», увековечившей память об учителях, одноклассниках, созидающем духе эпохи И.С. Фрадкова.
Ушел удивительно одаренный от природы человек, большой друг, талантливый писатель.
О «Нашей 9», конечно, разговор особый. Несмотря на резкое ухудшение здоровья (точнее, его отсутствие), Владилен по своей инициативе собрал в единое целое множество «гимнов» веку И.С. Фрадкова, нашим великим учителям, одноклассникам, любимому городу, написанных в самое разное время самыми разными людьми. Но все это смотрится и читается как единое целое, потому что объединено общей эпохой, единой любовью к своему времени, замечательными страницами нашей сложной, но очень счастливой жизни.
Так уж получилось, что судьба свела меня с Владиленом дважды. В далекие 1954-1958 годы мы учились в параллельных классах девятой средней школы. А второй раз совершенно случайно Елена Алатало — светлая ей память! — увидела в «Лицее» мой маленький комментарий к фильму об И.С .Фрадкове и переслала его Владилену, с которым вела давнюю переписку.
И вот 13 декабря 2013 года я получила электронное письмо от неизвестного мне Николая Шурика: «Здравствуйте, Нина. Из комментария к фильму об ИСАКЕ (так звали его мальчишки между собой) узнал, что есть еще один выпуск 58 года. Я – 10Б, где были Байковы, Васильев, Эдик Птицын… Жажду узнать, кто моя знакомая незнакомка…. Над Шуриком не надо ломать голову, Н.А. Шурик – анаграмма моей фамилии – Ракушин. Тогда звали меня Вадим».
И началась наша бесконечная переписка, полная радостных воспоминаний и разговоров. Мы обменялись фотографиями классов, перебрали всех общих знакомых (их оказалась уйма, не могли зримо вспомнить друг друга только мы сами!), много раз вспоминали наших незабвенных учителей. Именно мой «девяточник» воодушевил меня на воспоминания о А.Ф. Романове, З.П. Печориной, первом дне в гвардейской школе, первой школьной любви. Владилен имел великий педагогический талант зажечь надеждой в то, что «ты все сможешь!». Позже я узнала, что многих он воодушевил на писательский подвиг, приобщил к разговору с самим собой для других.
Весь дальнейший период нашей переписки стал для меня временем открытий Владилена как талантливого писателя, удивительно общительного доброжелательного теплого человека. С наслаждением прочитала его «Антологию любви» в журнале «Север», состоящую из пяти историй – самой первой, самой печальной, самой короткой, самой откровенной и самой светлой. После этого не любить Владилена было уже невозможно. Читала все на «Проза.ру», очень много рассказов и замечательных историй или ссылки на них присылал он мне лично по электронке. Каждое письмо, каждый рассказ был новым открытием, повышал обаяние моего одношкольника.
В его рассказах вся его жизнь, открытая и честная. Узнала, что многие годы он со своей замечательной семьей живет в Андреевке, в 40 километрах от Москвы, является ведущим инженером НИИ. Таланты математика, физика, лирика и огромный кропотливый личный труд создали ему удивительный авторитет и уважение среди коллектива сотрудников и писательского сообщества.
Впервые же увидеться нам довелось только 27 марта 2015 года, когда Владилен приехал в Петрозаводск на встречу со своими однокурсниками. Он окончил физмат Петрозаводского университета в 1963 году .В Петрозаводск его тянуло всегда, хотя приехал он сюда с родителями только в 1954 году, а после окончания учебы жил совсем в других краях. Но здесь осталось его сердце, тепло души, родная школа, друзья, воспоминания о большой любви, что-то очень важное и главное.
Последнее время Владилен очень часто и сильно болел. И только великое мужество и огромное желание усовершенствовать и дополнить книгу о «Нашей 9» позволило ему с радостью приехать на 80-летие 9-й школы в ноябре 2016 года. Вернувшись домой, через несколько дней он прислал в «Лицей» обновленный вариант книги, включив в нее и дух последнего праздника. Владилен очень хотел выступить на торжественном заседании, но помешала скромность и запрограммированность этикета заседания. А очень жаль, такое уже не повторится.
Последнее письмо от Владилена Степановича я получила 17 января 2017 года. По поводу моего сетования на длительное молчание он пишет:
«Нина, уже более пяти лет на зимних каникулах меня крепко прихватывает, а к началу работы уже живой (или почти живой). Мне сейчас не до чего, только день продержаться, только ночь (пролежать) простоять…. На работе сейчас полегче, летом взяли хорошего парнишку, что меня заменит. Спасибо за добрые слова по книжке, от тебя они самые полные, и не вообще, а с детализацией. Уже двое готовы добавлять что-то еще. Я их поддерживаю, говоря, что пригодится для будущих книг о школе. Здоровья, хорошего настроения и оптимизма! Владилен».
Думаю, что последние слова это его общее пожелание всем нам.
Журналисты «Лицея» скорбят о кончине нашего друга, автора. Искренние и глубокие соболезнования приносим близким и друзьям Владилена Ракушина.
Фото Марии Голубевой