«Всё на продажу? Этот лозунг кажется нам неприемлемым».
На Радио Карелии больше не прозвучат голоса Светланы Зааловой и Татьяны Польковой, признанных в журналистском сообществе профессионалов высочайшего класса. По просьбе «Лицея» Светлана и Татьяна рассказали, что произошло.
Мы говорили своим слушателям: «С добрым утром!» или простое «Здравствуйте!». Теперь не скажем. Радио Карелии будет приветствовать вас другими голосами. В наших журналистских радиоблокнотах осталась масса записей и нереализованных идей. Они, конечно, воплотятся в каких-то иных формах, но не здесь. Почему мы покидаем любимую работу, которая стала одной из важных составляющих нашей жизни? Потому что наше представление о сути профессии радиожурналиста, о том, зачем существует радио и каким ему быть, не совпадает с той моделью, которую нам предлагает новый директор ГТРК «Карелия» Л. Жданова. Приглашаем коллег и радиослушателей к дискуссии и размышлению.
Радио болтает или говорит?
«Как-бы-Радио» в известной комедии, конечно, болтает — придумывает «подкустовного выползня», чтобы собрать аудиторию побольше и угодить тому, кто «заказывает музыку». Для нас же Заказчик — думающий, неравнодушный человек, который живет обычной жизнью и ждет разговора об этой жизни. Слово, произнесенное у микрофона, действительно, не воробей. Что скажешь, тем и отзовется. А еще — как скажешь. Если найдешь верный тон, убедительные аргументы, точные факты и детали, если речь твоя не скудна и не примитивна, у тебя всегда найдется слушатель. Зацепится, остановится, не перескочит на другую волну.
Дальше вновь твоя забота: что же ты будешь делать с этим самым слушателем, которого ты, человек у микрофона, заведомо любишь и уважаешь. Можешь просто сообщить ему новость, которую он ждет. Радио — источник информации, это ясно. Можешь рассказать понятно и увлекательно о том, чего он пока не знает. Радио просвещает и учит, слово услышанное запоминается даже сильнее, чем письменное. Помочь разобраться в сложных жизненных коллизиях и проблемах — тоже функция радио. Встреча с яркой незаурядной личностью — и это подарок слушателю. Привлечь его самого к дискуссии, вызвать желание набрать номер прямого эфира, согласиться или поспорить, высказать собственную точку зрения. Развлечь, повеселить? И это тоже. Радио — зеркало нашей жизни, в нем должно отражаться всё.
И еще. Радио — как книга: будит фантазию и создает в человеческом воображении неповторимый видеоряд. У каждого – свой. Вот такое виртуальное кино получается!
Кто герой радиопрограмм?
И правда — кто же главный герой программ Радио Карелии? Так называемые «медийные личности»? Л. Жданова (новый руководитель ГТРК «Карелия». — Ред.) считает, что их должно быть в нашем эфире как можно больше. Но они себя и без нас активно и успешно пиарят. Так называемые VIP-персоны? У них и так всё — VIP, и условия жизни тоже отличаются от условий нашего рядового слушателя. Но от них многое зависит и вопросы к ним, конечно, есть. Правда, не про хобби или рыбалку, а самые насущные, те, что всех волнуют.
А вообще главный герой программ — обычный человек, который оказывается ярче и сильнее самых-разсамых знаменитостей. Живет трудно, а дело свое делает хорошо.
Судьбы человеческие — также предмет радиоэфира. Радиорассказы о людях, чья жизнь вместила в себя все перипетии эпохи — и политические репрессии, и войну, и послевоенную разруху. И молодёжь с её сегодняшними проблемами — как достойно жить и что это значит, поиск профессии и поиск себя. А еще — дети. Хочется заглянуть в глаза будущему. Что и где читают, о чем думают, какие вопросы у них к нам, взрослым.
Нужен ли эфиру такой герой? Или пусть это будет эфир без героя, вместо этого легкий междусобойчик у микрофона, таких много сейчас. Разыграем что-нибудь или кого-нибудь, споем караоке. Бессодержательно, зато незатратно — тут любой справится, профессионализм журналиста здесь не нужен. Эфир идет, контора пишет…
Всё на продажу?
Этот лозунг кажется нам неприемлемым. Реклама формирует материальную базу СМИ — это данность. Но в любом СМИ есть рекламная часть и содержательная. И в содержательной все-таки речь о принципиальной политике и позиции. Радио России «Карелия» — рекламное агентство или государственное радио? Цели-то и задачи какие? Зачем вещает? Для кого и на кого?
Можно, конечно, существенно перекроить эфир, сделать его легоньким и вседоступным, полагая таким образом аудиторию расширить или сменить вовсе, тогда и реклама пойдет косяком. Только это будет совсем уже другое радио.
Зачем нам вепсы и карелы?
Странно вообще задавать такой вопрос. Уникальность Радио Карелии в том, что говорит оно со своими слушателями на четырех языках — русском, карельском (причем на двух диалектах), вепсском и финском. Таким образом поддерживается национальное многообразие республики, укрепляется единство народов, населяющих наш край.
Журналисты национальной редакции радио выполняют наисложнейшую задачу — не просто сохранить языки своих народов, но и расширить круг их носителей, помочь молодым людям, изучающим карельский, вепсский и финский языки. Как это сделать, когда старшее поколение уходит и носителей языков становится всё меньше?
Как маленькие бриллианты, собирают они каждое слово, создавая своего рода учебник родного языка. Их программы слушают в Интернете и те, кто сейчас далеко от нас, но хочет иметь информацию о Карелии сегодняшней. Журналисты русской и национальной редакций нередко помогали друг другу, записывая в командировках материалы на разных языках. Это происходило в меру возможностей и только приветствовалось.
Теперь от Л. Ждановой поступает настойчивое предложение обязать сотрудников национальной редакции делать материалы на русском языке, поскольку языки родные в их работе, оказывается, «не главное». Это может очень серьезно отразиться на качестве эфира. Дополнительная нагрузка лишит журналистов возможности скрупулезно работать над своими программами, затраты на подготовку которых очень велики. Мы можем потерять многое из того, что сейчас имеем. А ведь сохранение языков и культуры коренных народов – задача государственная, а, следовательно — задача государственной телерадиокомпании.
Кто слушает радио Карелии?
Аргумент Л. Ждановой «Вы скучные, вас никто не слушает» считаем бездоказательным. Огромное количество звонков и писем в редакцию — приглашают, информируют, просят рассказать, хотят сами прийти к микрофону. Палитра радиоэфира подтверждает: аудитория слушателей многообразна, разновозрастна, многопрофильна. Радио Карелии слушают педагоги и медики, работники социальной сферы и сферы экономики, чиновники, студенты… Слушают на селе, на даче, в городах и поселках республики.
Людям не хватает умного и уважительного собеседника, журналиста, ведущего доверительный разговор со слушателем, интересных тем, ярких репортажей, очерков и радиорассказов о тех, кто живет рядом. Радио Карелии — не ретро-радио, а радио традиций.
Не случайно фотопортрет нашего коллеги, журналиста Радио Карелии Давида Мальца, был в свое время напечатан на обложке академического учебника радиожурналистики как собирательный образ человека с микрофоном.
Кстати, в будущем 2016 году радио Карелии исполнится 90 лет. Это старейшая радиовещательная станция в стране. Заслуги современного радио Карелии оценены профессиональным журналистским сообществом. Наши программы были выделены из сотен конкурентов и не один раз признаны победителями Всероссийских конкурсов — «Патриот России», «Образование в зеркале СМИ», «Я люблю Россию», «МЧС — степень риска», конкурса СМИ Северо-Запада СеЗАМ. В прошлом году радио Карелии была вручена Национальная премия «Я люблю Россию».
Нам не все равно, как и о чем будет говорить Радио Карелии. Нам непонятно — зачем ломать сложившиеся традиции сильного творческого коллектива? Принимаем и уважаем новые творческие идеи, но не согласны пересматривать приоритеты и менять суть профессии радиожурналиста.
Заслуженные журналисты Карелии Светлана Заалова и Татьяна Полькова