Клубу старшеклассников «Товарищ» исполнилось 50 лет
Созданный в 1965 году при редакции республиканской молодежной газеты «Комсомолец» журналистом Евгением Давыдовым, клуб официально прекратил существование в 1990-м. Однако «товарищи» по-прежнему общаются, теперь и через группу в соцсети, и раз в год 13 октября обязательно встречаются.
Число «13»знаковое для клуба: первая встреча началась в 18 часов 13 минут — неизменная с тех пор традиция! — и собрала 13 человек. Вчера в Национальной библиотеке было много больше: пришли и приехали из дальних городов и стран члены клуба за все его пятьдесят лет. Те, кто не смог присутствовать лично, прислали видеопоздравления и письма.
Клуб создали при газете, где раз в месяц стала выходить страничка с публикациями ребят. Но «Товарищ» был не только и даже не столько юнкоровским клубом, сколько коммунарским. Как сказал вчера Евгений Давыдов на встрече в Национальной библиотеке, клуб учил не журналистике — учил жизни. Ребята стремились преобразить заорганизованный комсомол, с энтузиазмом ездили в трудовые лагеря, путешествовали по стране. Они отвергали формализм во всем — в учебе, дружбе, общении, публикациях: мечтали об алых парусах, пели под гитару, говорили и писали не «мероприятие», а «дело».
Много на вчерашнем сборе членов клуба было узнаваний — не-узнаваний (увы), неожиданных поздравлений и подарков.
Марина Михайлова (Серба) первой прочитала книгу, изданную к 50-летию клуба, в которую вошли заметки юнкоров разных лет. «Поздравляю, господа, мы с вами вляпались в историю!» — вот ее резюме.
Коммунарство, считает Марина Михайлова, стало для 60-х успешной позитивной политтехнологией, которая помогла не сломать, а подновить строй. Оттепельными надеждами, восторгом и романтикой проникнуты публикации юнкоров в эти годы. В 70-е тон их меняется: становится больше критических заметок, дети видят и пишут о том, как лгут взрослые. В 80-е в публикациях появляется слово «застой». Страничка «Товарищ» стала камертоном каждого излома, прожитого страной с 1965-го по 1990-й. И это тоже стало школой жизни, закалкой для членов клуба.
Валерий Хилтунен, знаменитый российский журналист, первым из «Товарища» поступивший в МГУ, признался:
— Меня «Товарищ» научил не бояться ничего.









Фото Марии Голубевой и Ильи Тимина