Журналист и путешественник Григорий Кубатьян поделился секретами своей профессии и дал практичные советы молодым журналистам
Делюсь восторгом со знакомой в «Летней школе «Русского репортера»:
– К нам на мастерскую сегодня приезжал великий русский путешественник!
– Афанасий Никитин? – смеется.
– Ну, не совсем, но не менее интересный.
Высокий худощавый мужчина с острыми чертами лица, в джинсах и серой футболке приехал на мастерскую тревел-журналистики спозаранку. С виду неприметный, какая уж там знаменитость…
Журналист и путешественник Григорий Кубатьян говорит спокойно, никакой суеты и лишних эмоций. Эта неторопливость, словно ты уже в дороге на соседнем сидении, убаюкивает. Хочется поехать с путником в далекую Индию или еще куда и слушать, слушать… При этом он терпеливо отвечает в тысячный раз на обывательские вопросы, повторяет содержание своих книг и репортажей, словно мы первые, с кем он говорит на русском спустя месяцы в пути.
Григорий начал путешествовать в 1997 году, журналистикой увлекся спустя пять лет, когда накопились истории о поездках. СМИ, где публиковался автор, сложно перечислить все: журналы «Эхо планеты», «Аэрофлот», Geo, многие федеральные газеты: «Аргументы и факты», «Смена», «Труд», «Российская газета»… А еще журналист редактировал интернет-портал «Индиго», вел на «Маяке» программу «Живая география», снимал документальное кино в Абхазии, работал на «Пятом канале».
– А чем вы еще занимаетесь?
– Сотрудничаю с госфильмофондом. В апреле ездил в Донецк и Луганск, снимал репортаж. Иногда работаю гидом за границей, приглашают часто. В 2013 году участвовал в разработке автоэкспедиции в Тибет. Переводил, занимался пиаром, фильм снимали…
Григорий не читал лекцию, просто беседовал, отвечал на вопросы. Но список советов для путешественников получился практичный.
1. Повысить статус
По образованию Кубатьян – экономист, в журналистику пришел после путешествия в Австралию, написал о нем в книге «Жизнь в дороге».
– Мои первые поездки были сумасшедшими, совсем без денег, – вспоминает Григорий. – Ел дикие фрукты, залезал в окно гостевого дома, выгребал в фонтане деньги на ужин. Когда тебе 20, это еще можно. Но в 2002 году я собрался в Австралию на попутках, решил найти спонсоров. Мне нужен был официальный статус.
Григорий вступил в Русское географическое общество, у него до этого уже были поездки в Африку. Затем связался с австралийскими коллегами РГО. Новичок оказался настойчив, написал во все издания, которые нашел в сети. Рассказал, что он путешественник и географ, хочет сотрудничать. Просил рекомендательное письмо.
– Естественно, мне почти никто не ответил, – продолжает Григорий. – Такое часто бывает. Но надо пробиваться, звонить, встречаться с редактором. И все получится!
Ответ пришел только из редакции журнала «Эхо планеты».
Поездка в Австралию заняла около года. За это время будущий журналист не написал ни строчки. Но все же поблагодарить редакцию хотелось. Наконец отправил вымученный репортаж про Монголию. Автору предложили сотрудничать. Такое долгое начало карьеры.
2. Придумывать маршруты
Следующей стала поездка в распаленный войной Ирак. Оттуда Григорий отправлял новости для информационных агентств. Когда вернулся, пошел в журналистику. Вскоре придумал экспедицию – отправился автостопом до Антарктиды через Латинскую Америку.
– Мы в редакции Geo решили, что попасть в Антарктиду, конечно, не получится, но напишем, что я хотя бы добрался до Огненной земли.
Тем не менее автор оказался на снежном континенте. Больше месяца он искал попутный транспорт, в итоге договорился с туристической компанией: Geo по бартеру опубликовал их рекламу.
Сначала проект назывался «Автостоп до Антарктиды», потом – «из Антарктиды»: Григорий решил отправиться обратно так же, но по другому побережью. Поездка задумывалась на полгода, а длилась 15 месяцев.
– Полгода я одновременно делал передачу для радио и вел блог в Geo. Все время не хватало одной руки: я фотографировал, делал заметки и записывал звуки. Также пробовал разные профессии: собирал страусиные яйца, складывал печи, был волонтером в парке…
За эти 15 месяцев я подустал, – продолжает гость. – И хотя редакция была не против продолжения, решил вернуться.
Еще одной авантюрой стала велоэкспедиция в Гималаи:
– Мы с товарищем полетели в Китай, купили велосипеды. Проехали через Западный Китай, Западные Гималаи, Тибет, Непал, Индию. Кстати, до этого я ни разу не садился на велосипед с передачами. Мы собрали немало неприятностей, в том числе и горную болезнь… Но у меня есть такая фраза: «Чем хуже мне сейчас, тем интереснее история получится». Так и вышло!
3. Экономить
Григорий поделился простым способом экономить. Только и всего – в каждой новой стране дотошно обиваешь пороги министерств и департаментов. Говоришь, какой ты классный журналист – и все двери открыты.
– В экспедиции в Антарктиду мой бюджет был 300 долларов в месяц, мне платил журнал, но этого было мало. Вход в музей или национальный парк везде стоит долларов по десять, деньги улетали. Поэтому в новой стране я заходил в какое-нибудь министерство туризма, представлялся, показывал журналы с публикациями и просил справку для бесплатного посещения музеев. Это работало!
У меня была пачка таких бумаг, сэкономил много денег. Иногда получал больше, чем рассчитывал: переезды, ночлег, гиды – все бесплатно.
А вот еще одна хитрость бэкпэкера (свободного путешественника:
– Можно справку себе придумать, организовать любой клуб. Я президент Международной федерации путешественников, правда, в ней четыре человека. Но вообще немало изданий будут готовы с вами работать, свяжитесь с ними, возьмите с собой журнал, удостоверение – пригодится.
4. Найти фиксера
Для работы на задании можно нанять фиксера. Это местный житель, которого слушают, старейшина, а может, даже бандит. Он сможет провести путешественника в закрытое сообщество.
– В Египте есть кладбище, где в склепах ночуют бездомные, – приводит пример Кубатьян. – Они обжились там, курицы всюду бегают, спутниковые тарелки висят. Конечно, бездомные не захотят фотографироваться, да вас просто закидают камнями. Но если найти фиксера, он вас представит, и вы будете для них своим.
По словам журналиста, можно и бесплатно договориться с человеком. Чтобы его найти, следует для начала подумать, кто может быть в теме. Поискать на форумах фотографов, журналистов, они даже иногда в гости приглашают.
– Когда мы ездили по Африке на мотоциклах, нам здорово помогали те, кто в мотоциклетной теме: и чинить, и информацию находить.
Путешественник несколько раз возвращается к одной мысли: – Многие вещи решаются по ходу, это не вопрос денег. В мире немало возможностей.
И ты веришь, и в голове уже набрасываешь маршрут, потому что мир вовсе не ограничивается турпутевками и шведским столом.
5. Придумывать новые формы
Однако не стоит обольщаться – много заработать на тревел-блогах не получится. Гонорары снижаются, а конкуренция растет.
– Это общая тенденция – кризис продолжается, – поясняет журналист. – Бумажная журналистика в упадке, у многих журналов дутые тиражи. Читатели перешли в Интернет, но здесь ваше внимание рвут на части. Может, вы и зайдете на сайт National Geographic, но сколько времени там проведете?
– Как это будет развиваться?
– Появляются новые формы, возможно, будет востребована телевизионная или какая-то активная форма, которая больше вовлекает человека. Российское географическое общество этим сейчас и занимается – работает на стыке жанров: наука, туризм, образование, журналистика.
Тем не менее, интерес к путешествиям растет. Если раньше я был одним из немногих, кто писал на эту тему, то сейчас тысячи людей публикуют классные отчеты. Все меняется, но это не отменяет необходимость хорошо писать!
А еще, по словам Григория, любое профильное издание заинтересовано в колонке о путешествиях, главное зарекомендовать себя. Также можно договориться, к примеру, с железнодорожным журналами РЖД или «Аэрофлота», посмотреть страну, а затем писать отчеты.
– Все хотят, чтобы про них хорошо писали, – уверен Григорий. – Просто подружитесь с людьми.
6. Не сойти с ума
На вопрос, где он еще не был, Григорий отвечает скромно:
– В мире 200 стран, я был только в 80-ти. Лет семь назад стал ездить в одни и те же места, живу там подолгу. Коллекционирование стран меня перестало занимать. В Индию ездил раз семь, в общей сложности прожил там два года, во Вьетнаме полгода провел, в Сирии жил.
– Знакомо профессиональное выгорание?
– Да, и не только как у журналиста, но и выгорание путешественника. Когда всё надоело – еще один стотысячный музей, достопримечательность… Надо сделать перерыв, вернуться. Я в таких случаях снимал дом, оседал. Если мне не хотелось заниматься чем-то, не занимался. Потом начинал скучать по поездкам, писательству. В широком смысле выгорание у меня случилось через десять лет. Сейчас все же пишу, но меньше.
Кубатьян признался, что в одиночку путешествовать тяжело:
– Бывает, когда путешествуешь в одиночку, начинаешь потихоньку сходить с ума, – делится он. – Полностью погружаешься в среду, думаешь по-английски, по-испански. Это тревожный признак. В жизни появляется много классных людей, с которыми хочется общаться. Но это невозможно! Постоянно встречаешься – расстаешься. Когда это бесконечное расставание длится долго, наступает тотальное одиночество. У меня так было почти год – все время один. Это тяжелое состояние.
7. Найти тему
На вопрос о поиске тем Григорий, не задумываясь, посоветовал просто общаться.
– Если пусто с темами, не местность виновата, а у меня такое состояние. Тему можно найти в любом месте. Общаться, спрашивать: «А кто тут у вас интересный, что здесь происходит?» Кстати, у глянца есть такая проблема: редакторы смотрят, как тема будет сочетаться с рекламой, все хотят гламур, красоту, а текст про туалеты в Индии никто публиковать не будет…
***
В очереди на обед, за едой, после – вплоть до отъезда гостя, от него не отступали летнешкольники. Григорий рассказывал истории, как гонялся за грабителями в Бразилии, о недавней поездке на Соловки со своей лодкой, о джип-трофи на Тибет и африканском мотопутешествии… А еще журналист дотошно разбирал тексты новичков. «Всегда ищите идею, проблему» – призвал он. После этой встречи сразу захотелось собрать рюкзак и отправиться в путь. За идеями и темами…
Фото kubatyan.blogspot.ru, miraman.ru, Романа Чугунова, автора, из архива Григория Кубатьяна