В Музее изобразительных искусств открылась выставка «Современное искусство для всех». В Ночь музеев, по словам очевидцев, она пользовалась самой большой популярностью, в том числе для селфи, как и полотно Айвазовского и зал с плакатами Максима Кошелева.
– Люди пытались в прямом смысле потрогать то, что видели, – рассказывает искусствовед Людмила Бузова. – В центре экспозиции висит оригинальная работа «Это просто ерунда» художника Ивана Смирнова, работающего со шрифтами и посвященная Даниилу Хармсу. Сотрудникам приходилось в буквальном смысле оберегать каждую букву композиции от любознательных детей.
В экспозиции есть еще одна работа молодого художника – 11-минутная видеоинсталляция «Берег моря».
Кстати, на выставке представлены, кроме молодых (Иван Смирнов, Наталья Егорова, Антонина Юфа, Илья Растатурин, Егор Кукушкин), и маститые авторы. Такие, например, как Александр Трифонов, который мыслит интересно и современно и всегда находится в поиске новых выразительных средств. Как и мэтр Аркадий Морозов, который так же интересен публике сейчас, как и двадцать лет назад. В этом списке и ушедший из жизни в прошлом году, но оставшийся современным по духу Дмитрий Учуваткин. С новой стороны показал себя художник Артем Стародубцев, известный в основном живописными полотнами. Еще пару лет назад в одном из интервью он признавался, что живопись вдохновляет его больше всего, а на этой выставке он успешно представляет новые графические листы.
В некотором смысле выставка получилась ретроспективной, потому что многие произведения, попавшие в экспозицию, прежде были представлены на других выставках – от 90-х годов до нынешнего дня. Это выставки современного искусства, что проходили в Медиа-центре «Выход» (мы о писали, например, «Гандвикбук») и в Городском выставочном зале, на республиканских выставках и в Левом фойе. Медиа-художник Сергей Терентьев представлен двумя полотнами из фонда музея и произведениями с персональной выставки «Книги Одиссея». Произведение лэнд-артиста Владимира Зорина «Тише» только что демонстрировалось на выставке «Эффект домино» в Городском выставочном зале.
Вообще, список художников, чьи работы вошли в экспозицию, оказался не очень большим. Во-первых, для выставки была выделено всего два зала наверху. А во-вторых… Тут встает актуальный вопрос: что же считать современным искусством? Сразу вспоминаются рассказы, как современники травили своих же современников – художников-импрессионистов, как современники Павла Третьякова ругали его за то, что покупает у Саврасова «грязные» пейзажи. А между тем не зря на одном из музеев так и написали: «AlL Art Has Been Contemporary». (Всё искусство когда-то было современным). Известный в мире куратор выставок современного искусства Франческо Бонами считает: смысл современного искусства не в технике, а в идее. И продолжает: «Уверять, что искусством может считаться только то, что трудно сделать, это всё равно что утверждать, будто выпить стакан воды – слишком банально. Современное искусство – это инструмент, заставляющий нас задуматься над нашим настоящим. И чуть-чуть над нашим будущим…»
Становится понятно, почему некоторые карельские художники недоумевали и задавались вопросом, отчего их не взяли для участия в выставке: ведь они живут здесь и сейчас, почему же их творчество не расценивается как современное? Хочется напомнить тем, кто предпочитает современным подходам классические варианты творчества фразу Сергея Терентьева, произнесенную на одном из семинаров: «Культура — как огромное дерево, где растут разные веточки, а все из одного корня. Мы хотели сфокусировать ваше внимание на том, что это единый процесс, где нет ни старого, ни нового».
Чтобы появилась выставка, ее куратор Людмила Бузова и сотрудники музея задолго до вернисажа начали посещать мастерские художников.
– Раньше посещение мастерских было обычным музейным делом, – признается Людмила, – а потом наступили трудные времена. Денег на приобретение картин не было, существовала проблема с фондами, и визиты к художникам ушли на второй план. На этот раз мы старались отобрать произведения наиболее сильные, ярко и явно говорящие о сегодняшней ситуации, концептуальные вещи. И в этом году у музея появилась, наконец, возможность выкупить отложенные когда-то произведения.
– Какое открытие вы сделали для себя в результате поисков произведений для выставки и было ли оно? – спросила у Людмилы.
– Без сомнения, этим открытием для меня стала молодой, очень думающий художник Наталья Егорова. На мой взгляд, это самый актуальный художник из всех молодых авторов. На выставке представлена ее пластическая композиция «Мысли о мысли», созданная из гипса. В этой работе она размышляет о генезисе мысли.
По-новому для зрителя выглядят произведения художника Ильи Растатурина. Несмотря на то что на них обратила свое внимание специалист из Лувра и то, что художнику вполне удалось создать образы беснующихся людей, знаю почитателей таланта Растатурина, которым больше по душе его запоминающиеся натюрморты и проникновенные пейзажи.
Над экспозицией, по признанию куратора, сотрудники ломали голову до последнего момента: все-таки это классический музей, авторов много, все разные, и хотелось показать их достойно. На мой взгляд, выставка удалась. Спрашиваем словами Хармса: «Это просто ерунда?» И отвечаем его же словами: «Нет! Нет! Нет!Нет!». Она получилась лаконичной и в то же время ёмкой, разнообразной. Представлены разные авторы, современные техники и жанры. Мне кажется, появление такой выставки в стенах Музея изобразительных искусств – важное событие для сообщества художников Карелии.
Добавлю, что выставка была организована в рамках образовательно-выставочного проекта, в мероприятиях которого участвовали специалисты Государственного Русского музея, Мурманского областного музея, Администрация Костомукши, Институт ПРО АРТЕ, Центр Современного искусства и даже специалист из Лувра.
Фото Ирины Ларионовой