В отличие от республиканского августовского педсовета городской прошел в Петрозаводске без скандалов. Публикуем отзывы его участников, как позитивные, так и критические. Представители городского учительского профсоюза не скрывали своего возмущения тем, что накануне их не пустили на республиканский педсовет: «Такого никогда не было!»
«Новые вызовы времени — новое качество образования» — так определили организаторы основную тему августовского общественно-педагогического форума для работников образования в Петрозаводске. Собрал форум учителей и директоров школ, заведующих детсадов и воспитателей, педагогов допобразования и вузовских преподавателей. Перед ними на пленарном заседании выступили глава Карелии Александр Худилайнен, член Совфеда Сергей Катанандов, депутат Госдумы РФ Валентина Пивненко, глава администрации города Ирина Мирошник и председатель комитета социального развития администрации города Римма Ермоленко. Зал был полон.
Делясь впечатлениями о выступлениях первых лиц республики, учителя в основном улыбались: «Нас поздравляли, благодарили, хвалили». Самым информативным для педагогов, по их отзывам, стал доклад Риммы Ермоленко. Новость, вызвавшая аплодисменты в зале, — о том, что все школы города готовы к началу учебного года и ждут 27 тысяч учеников, которые уже 1 сентября сядут за парты. На мой вопрос, заданный уже после выступления, как получилось привести школы в порядок, Римма Евгеньевна ответила, что только благодаря совместному труду учителей, директоров школ и управленческого персонала.
Как сообщила в своем выступлении Римма Ермоленко, сегодня в столице Карелии работают 131 муниципальное образовательное учреждение, во всех проведены ремонтные работы. На подготовку школ и детских садов к новому учебному году из бюджета Петрозаводска выделили 25 миллионов рублей. Были устранены предписания надзорных органов: Госпожнадзора и Роспотребнадзора. Кроме того, все муниципальные образовательные учреждения соответствуют уровням антитеррористической защищенности. Проведена подготовка к отопительному сезону: работы по промывке и опрессовке инженерных систем отопления проведены в 100% учреждений. К 1 сентября учебниками и учебными пособиями будет обеспечено 100% обучающихся в муниципальных школах. Подготовлены помещения медицинских кабинетов.
«Лицей» расспросил участников городского педсовета форума об их впечатлениях.
Заместитель начальника Управления довузовской и профориентационной работы ПетрГУ Нина Винокурова:
— Августовских учительских совещаний в моей жизни было около сорока. Вроде и есть с чем сравнивать, но это дело неблагодарное: ведь каждый участник, впрочем, как и ученик на уроке, из множества сказанных слов слышит и оставляет в памяти только то, что для него оказалось новым и нужным. Хочется надеяться, что такой значимой информацией для педагогов Петрозаводска стало знакомство с моделью дополнительного образования, сложившейся в Петрозаводском государственном университете. Работа школьных академий и Ресурсного центра НТТМ была представлена на выставке форума и озвучена в ярком выступлении Константина Тарасова, проректора по учебной работе.
В ответ на вызовы времени – а именно такой подход был заявлен в теме форума – в ПетрГУ создана структура дополнительного образования детей, позволившая дополнить палитру имеющихся в городе художественно-творческих, спортивных и социально-педагогических программ крайне необходимыми сегодня научно-техническими и и исследовательско-проектными направлениями, что позволяет бесплатно для семей приобщать школьников к основам программирования, робототехники, физики, математики и гуманитарным знаниям.
В решение этой задачи вложены немалые собственные ресурсы университета, и решена она управленчески современно – около половины программ ПетрГУ для детей действуют как сетевые, партнёрские. Совместно с Домом творчества № 2 Петрозаводска и республиканскими учреждениями ДО ПетрГУ стал победителем конкурса проектов Министерства образования и науки РФ, что позволит до конца нынешнего года реализовать интересный пилотный проект по кластерному подходу в области дополнительного образования детей.
Галина Васильева, депутат Законодательного Собрания РК, директор лицея № 13:
— Внешне организация республиканского и муниципального совещаний на хорошем уровне. А заявленные темы, мне кажется, не раскрыты: всё вроде бы правильно, но поверхностно. На республиканском совещании доклад министра образования Александра Морозова сопровождался показом слайдов. Хороший материал, нечего сказать. Слайд о динамике роста заработной платы учителей показали, кажется, не более пяти секунд. Никто не успел сообразить и оценить по слайду «усилия» властей в этом направлении. Но мы-то, работники образования, знаем, как на самом деле обстоят дела с заработной платой… Подоплека совещаний накануне выборов ясна и без намёков. Тем не менее спасибо высоким федеральным гостям, руководству республики и города за внимание к образованию. В праздники пафоса и обещаний всегда намного больше, чем в будни.
Сергей Невский, учитель русского языка и литературы средней школы №9:
— В первый день работы форума удалось присутствовать на секции для молодых педагогов «Профессиональный стандарт как вектор развития молодого педагога». Секция собрала более 70 молодых педагогов со всей Карелии. Тематика докладов прежде всего затрагивала проблемы внедрения профстандарта и деятельности молодого педагога. Также звучали доклады, посвященные имиджу учителя, информационной грамотности, вопросам аттестации.
Пожалуй, самым главным в работе секции стала презентация Совета молодых педагогов Республики Карелия. Его создание – инициатива самих молодых педагогов. Предполагается, что совет станет не просто площадкой для общения педагогической общественности, но будет оказывать методическую, правовую помощь молодым учителям Карелии.
Во второй день работы форума была представлена выставка в фойе Дворца творчества детей и юношества о дополнительном образовании в Петрозаводске. Приятно видеть, как развивается эта система. И не менее приятно понимать, что многие образовательные организации дополнительного образования стали нашими социальными партнерами. В школе №9 каждый класс вовлечен в ту или иную программу, которые предлагают нам Дворец творчества детей и юношества и Детско-юношеский центр. Благодаря совместной работе с ДЮЦ в нашей школе появилась своя телестудия «Девяточка». Выпуски новостей ребята готовят каждую неделю.
Дворец творчества детей и юношества еженедельно принимает большую часть наших ребят в своих стенах на разные программы. Особо стоит отметить работу педагогов Дворца с ребятами с ограниченными возможностями здоровья по программам «Взлетная полоса» и «Путешествие за Главным».
Августовский педагогический форум позволяет с оптимизмом смотреть в будущее и лично для меня в очередной раз понять, что я правильно сделал свой выбор, придя работать в школу.
Светлана Пахомова, директор школы №14:
— Мне показалось детальным и конструктивным выступление Риммы Евгеньевны Ермоленко. Видно, что человек не только владеет информацией, но и видит перспективы, глубоко анализирует, уделяет внимание всем направлениям работы. Конечно, вдохновило выступление Валентины Николаевны Пивненко. Появились перспективы развития образования не только с точки зрения содержания, но и финансирования, а также строительства новых объектов в сфере образования и заработной платы педагогов тоже. Интересным с этой точки зрения было выступление губернатора, человека, который не является сторонним нашему образованию. И самое важное, о чем мы будем говорить на педагогическом совете в нашей школе — воспитание возвращается в школу!
Ольга Германова, учитель музыки средней школы №3, завуч по воспитательной работе:
— Это было традиционное мероприятие перед началом года. Много приветствующих высокого уровня, впервые представители Москвы с выступлениями о перспективах образования. Все лаконично и по делу. Для меня полезно, ведь теперь мы, выходя на свои коллективы, будем знать приоритеты в новом учебном году.
Ирина Архипова, председатель городской организации работников народного образования:
— У меня нет никаких претензий к организатором городского форума, а вот с республиканским получилось более чем странно! В четверг мы пришли на традиционный республиканский педсовет, но нас туда не пустили из-за пропускной системы! Конечно, у нас были вопросы к федеральным властям. Считаю такое разделение педагогического сообщества Карелии недопустимым. От профсоюзов были всего лишь два представителя — Евгения Макарова от республики и один человек из Сортавальского района. Чем объяснить такой выбор участников? Почему допущены оказались не все? На сайте главы Карелии упоминается, что приглашены социальные партнеры, в том числе профсоюзные организации, а на самом деле от нас было всего двое! Такого никогда не было! Каждый год приглашали на республиканский педсовет, и каждый год мы участвовали, даже если было квотирование мест.
За день до начала, когда я начала бить тревогу, мне сказали, что уже поздно, потому как списки составлялись за неделю с учетом персональных данных, согласия на их обработку. Это что такое? Среди учителей нашли террористов или это политический заказ? Или страх, что профсоюз задаст неудобные вопросы тому же Нарышкину или Третьяк? У нас боль-то одна — минимальная оплата труда и повышающий районный и северный коэффициент. По этому вопросу мы делали общественные слушания, но Госдума РФ не одобрила инициативу. Мы много лет говорим о зарплатах технического персонала. Сейчас у нас они получают семь тысяч, в которые включается северная и районная надбавки. Получается, что я приехал на работу, есть мне не надо и, дай Бог, мне уехать обратно за 22 рубля. 25 дней я езжу. Сколько денег уйдет? А за квартиру отдам 6-7 тысяч и уже не хватает… Как работать младшему техническому персоналу?
Людмила Людикяйнен, зампредседателя городского комитета профсоюзов педагогов:
— Поддерживаю Ирину Валерьевну (Архипову. — Ред.) и уверена, что подобное не должно повториться. Сегодня мы услышали много информации, но вчерашний эпизод до сих пор не выходит из памяти. Подобного не было ни разу! Мы являемся социальными партнерами, возглавляем большую организацию, совместно решаем социальные проблемы. Конечно, они обязаны были нас пригласить. Поэтому вопросы остаются и в адрес республиканской организации профсоюзов и Министерства образования Карелии. Мы не будем разбираться, кто запретил, для нас показателен сам факт неуважения. Меж тем именно сейчас президент Путин говорит о том, что необходимо решать проблемы учительства как класса, поднимая огромный пласт тем, а профсоюза нет.
Фото Марии Голубевой