«С враньём министра образования мы сталкиваемся на каждом приёме!» — публично высказалась в адрес Александра Морозова Татьяна Васильева, руководитель общественной организации «Поможем нашим детям», мать ребенка-инвалида. Это случилось на совещании по итогам миссии президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека в правительстве Карелии 10 февраля.
Татьяна Васильева попросила слова после возмутившего ее комментария министра образования к оценке правозащитниками ситуации с обучением детей-инвалидов в Карелии как явно неблагополучной.
Татьяна Васильева защищает не только своего ребенка, но и других детей-инвалидов, права которых грубо нарушаются в Карелии. Именно она, когда объединяли школы-интернаты №21 и №22, выступила против этого объединения, которое ухудшило права многих больных детей на получение квалифицированной коррекционной помощи.
Что же предшествовало ее публичной полемике с министром образования?
Стремительно сокращаются шансы на коррекционную помощь специалистов
Накануне члены президентского СПЧ встретились с четырьмя мамами, встревоженными тем, что в Петрозаводске у родителей возникли сложности с записью в первый класс детей с тяжелыми множественными нарушениями. В школе-интернате №21 получен отказ – не хватает мест, после того как туда перевели часть детей из ликвидированной школы-интерната №22 для детей с тяжелой патологией речи. Часть, потому что остальных детей разбросали по разным школам или отправили по месту жительства в районы, где они не получают не то что квалифицированной – вообще никакой логопедической помощи.
Встреча 9 февраля четырех мам с российскими правозащитниками длилась более двух часов. Одна из них — Надежда Парфенова, мама восьмилетнего Саши, которому психолого-медико-педагогическая комиссия определила обучение по адаптированной программе 6.4 и которому в школе-интернате №21 отказали в обучении. Она рассказывает:
— Встреча была бурная, эмоциональная, при трех наших министрах и четырех представителях СПЧ. Результат? Глава карельского Министерства образования, похоже, нас не слышит, а москвичи, кажется, поняли, чего мы добиваемся. Теперь будем ждать 28 февраля, когда министр образования Александр Морозов пообещал разъяснить, как все-таки наших детей будут обучать.
29 декабря мамы уже были у Александра Морозова. Принимал он строго по одному, Надежде Парфеновой не разрешили пройти в кабинет даже с юристом. В Министерстве образования ответили отказом на просьбу взять ребенка на обучение в 21-й интернат. Надежда Парфенова была поражена предложением Александра Морозова отдать сына … в Ладвинский интернат, далеко от дома.
Татьяна Васильева в свое время определила своего ребенка в школу-интернат №21 через суд. Она пришла на встречу с членами СПЧ защищать чужих детей. Зная положение с коррекционным образованием досконально, она убеждена:
— Основная проблема коррекционного образования и вообще особого детства в Карелии — это отсутствие межведомственного сотрудничества. Отсюда многие проблемы. Я постоянно общаюсь с родителями из других регионов России и вижу, как, например, в Псковской области, тоже дотационной, подходят к обучению, реабилитации и социализации особых детей. Не сказать, что регион намного богаче нашего, не алмазы там добывают, но у детей есть шанс если не вылечиться, то развиваться в силу своих способностей. Нам же, в Карелии, любое важное для ребенка-инвалида решение — заявление о потребностях в лекарствах, средствах гигиены, в образовании — приходится добиваться через суд, с большими проволочками, личными вложениями, связанными с наймом адвокатов, писанием обращений и прочего.
Анна Евтухович, мама ученика четвертого класса бывшей школы-интерната №22, отмечает, что условия для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, созданные в школе-интернате №21, хуже:
— Вместо огромного здания в центре города нам выделили часть второго этажа спального корпуса с тремя классами, закутком-раздевалкой. Конечно, это более чем скромно. Раньше в школе-интернате №22 училось не меньше 50 ребят, а сейчас в школе-интернате №21 получают образование 11 детей из бывшей школы №22. После объединения двух интернатов отказывают в приеме в первый класс подросшим детям. Именно об этом мы предупреждали сотрудников карельского минобра, родителей и всех жителей Карелии. У карельских детей стремительно сокращаются шансы получить квалифицированную помощь специалистов, особенно в системе коррекционной педагогики. Я поддерживаю и понимаю родителей будущих первоклассников, настроенных получать образование в коррекционной школе, где есть команда специалистов, дефектологов, которые системно, а не эпизодически работают с детьми.
В кабинет министра по одному!
Член СПЧ Наталья Евдокимова на итоговом совещании высказала обеспокоенность состоянием коррекционного образования в республике. Ее тревожит, что в 2017/2018 учебном году классы по адаптированной программе 6.4 не будут набирать, что ликвидирована школа-интернат № 22 для детей с тяжелой патологией речи.
– Важно поддержать мамочек! – убеждала высоких чинов карельского правительства Наталья Евдокимова.
О том же говорила другой член СПЧ – Яна Лантратова:
– Когда объединили два интерната, стало тесно. Родители оказались в сложной ситуации, им предложили два варианта. Первый – деток с тяжелыми патологиями оставить на надомном обучении. Но не всегда есть специалисты по программе 6.4, значит, при этом не будет реабилитации. Второй вариант – сдать ребенка в детдом за пределами Петрозаводска!
Яна Лантратова убеждала Александра Морозова на встрече с родителями 28 февраля определить каждому ребенку образовательный маршрут. По ее словам, на прием пришли родители, дети которых подрастают, – значит, в Карелии это уже системная проблема.
— Возможно, к 2019 году в Карелии будет построен интернат на 500 мест, и СПЧ будет рекомендовать Минобрнауки поддержать строительство. Но помочь детям надо уже сейчас! – продолжала убеждать Яна Лантратова.
Но Александра Морозова не так легко сбить с привычной ему колеи. Из раза в раз мы слышим одну и ту же аргументацию: интернаты не закрывали, а объединяли, «22-й интернат был в аварийном состоянии», «22-й интернат давал только начальное обучение», там не было квалифицированных специалистов, «те мамочки, которые обращались, мы их знаем».
Министр поведал высокому собранию, что Карелия в отличие от многих других регионов сохранила сеть коррекционных учреждений, которые в 2013 году во многих регионах были закрыты под лозунгом инклюзии.
Парируя доводы правозащитников, министр обронил фразу, которая, видимо, и стала последней каплей для Татьяны Васильевой:
— 21-й интернат никогда не обучал детей с умственной отсталостью с высокой степенью дебильности.
Далее Александр Морозов пообещал каждому ребенку, которому пока отказано в обучении, предоставить «все мероприятия по заключению медико-психолого-педагогической комиссии»:
— Если лечащий врач напишет, что должно быть домашнее обучение, оно будет.
Министр привел цифру: сейчас в учреждениях образования и здравоохранения Карелии обучается или сопровождается более 60 «таких» детей.
Александр Морозов подтвердил, что в планах министерства строительство коррекционного многопрофильного интерната.
Татьяна Васильева не выдержала и вопреки регламенту попросила председателя СПЧ Михаила Федотова дать ей возможность выступить. Обращаясь непосредственно к Александру Морозову, сообщила, что ее ребенок, имеющий глубокую умственную отсталость, 10-й год учится в 21-м интернате, куда попал по суду. Министр, напомним, заявил несколькими минутами ранее, что дети с таким диагнозом там не обучались. Татьяна Васильева продолжила:
— Вы на каждом заседании придумываете новые оправдания! В 22-м интернате специалисты устраивали родителей больше всего! Детей с тяжелой патологией речи определили в 21-й интернат (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – Ред.) Поэтому сейчас отказали детям в приеме в первый класс (по программе 6.4. – Ред.). Ждать нового здания?! А что делать этим детям сейчас? С этим враньем министра образования мы сталкиваемся на каждом приеме!
Рассказала Татьяна Васильева и как проходил прием мамочек: они допускались в кабинет министра только по одной:
— Одним человеком легче управлять.
Как умеет Александр Морозов подавлять своей нескрываемой агрессией, мы как журналисты наблюдаем при каждой его встрече с людьми в конфликтной ситуации. Ну а уж что происходит с глазу на глаз, можно только догадываться…
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов активно поддержал Татьяну Васильеву, высказав мнение:
— Татьяна Борисовна давно готова стать членом республиканского СПЧ. Спасибо вам Татьяна Борисовна!
«Лицей» будет продолжать последовательно освещать положение с обучением детей-инвалидов Карелии.
Материал подготовили
Наталья Мешкова («Лицей»),
Мария Голубева («Учительская газета»)
P.S. Недостоверную информацию предоставил Александр Морозов членам СПЧ и по малокомплектным школам. Чего стоят утверждения министра, что ни одна школа в Карелии за последнее время не была ликвидирована (конечно, не «ликвидирована» — «оптимизирована»), что нигде дети не добираются на школьных автобусах до школы более получаса (от Великой Нивы до Великой Губы более часа). Но в отличие от Татьяны Васильевой по этому вопросу никто не возразил чиновнику.