Фестиваль «Золотая маска» показал в Петрозаводске спектакли двух московских театров. Дмитрий Свинцов откликнулся на «Плешивого Амура» Генриетты Яновской МТЮЗа.
О спектакле «Лада, или Радость» РАМТа по повести поэта-постмодерниста Тимура Кибирова написали в своих аккаунтах в соцсети Наталия Крылова и Снежана Слепкова.
Наталия Крылова: «Это действительно «Золотая маска»! Потрясающая режиссёрская работа с текстом и удивительная музыкальная и психологическая сонастройка актёров друг с другом. Спектакль вышел по духу совершенно кибировский: и постоянная внутренняя рифма всего со всем, и контекстуальность, и всякие постмодернисткие выходки, и даже избыточная перекрёстная цитатность, и — да! — вот эти внезапные фирменные кибировские поэтические вознесения из мира сугубо материального в мир горний! Вот это постоянное ощущение вертикали: того, что рай где-то рядом… Всё в спектакле этом есть. И радость бытия, щенячий восторг жизни, все эти всплески и блески, которые щедрой рекой льются через рампу в зрительный зал!»
Снежана Слепкова: «Три спектакля РАМТа за три последних года привозили в наш город: «Бесстрашный барин»(режиссер Марфа Горвиц), «Кот стыда», «Лада, или Радость» (режиссер Марина Брусникина). И три раза я выходила из зала в полном экстатическом опьянении, в эйфории, переполненная небывалой радостью и окрыленная, как ангел небесный. Это очень грубое и приблизительное описание моих истинных чувств и эмоций. Все невыразимее на самом деле.
Замечали ли вы, что, когда человек возвышен, экзальтирован и истончен в своем восприятии жизни, ему обязательно подвесят на ногу гирьку в виде соседа-матерщинника, грубоватого дружка с простыми или очень простыми потребностями или прямолинейной бабки? Зачем? А чтобы не вознесся раньше времени. Таков сложный баланс и в спектакле «Лада, или Радость» — баланс грубого и возвышенного, горнего и низкого, житейского и божественного.
Но самое удивительное в этом спектакле — отсутствие драматического конфликта. Чтобы не было конфликта, антагониста-протагониста, но при этом было интересно — такое я встречала только в саге о Мумми Троллях — уж простите за сравнение, если кто смотрел, читал и не согласен. Ну то есть противостояние есть, но оно глобальное: сама жизнь и сама смерть.
История спасения приблудной деревенской собачки, превратившаяся в процессе сценического осмысления в поэму о любви — вот что такое «Лада, или Радость». И любят все, и любят всех. Герои — друг друга. Зрители — актеров. Актеры — зрителей. Оказывается, это можно: жить без ненависти, без агрессии, без злобы, без зависти. Это просто. И тогда никто не умрет!
Про актеров РАМТА я ни говорить, ни писать не могу — задохнусь. Изумление и восторг».