Популярная петрозаводская фолк-группа Sattuma недавно представила новый альбом под названием Vanha Tuttu, что в переводе с финского означает «старый знакомый».
История группы началась четырнадцать лет назад благодаря Арто Ринне и Дмитрию Дёмину, участникам коллектива Myllärit. Sattuma исполняет карельские, финские и русские народные песни и мелодии, а также песни и инструментальные композиции собственного сочинения в стиле фолк и фолк-рок. И вот уже выходит седьмой альбом. Арто Ринне, вокалист и лидер группы рассказал о нём «Лицею».
— В самом начале нашего совместного пути мы начали записывать альбомы, чтобы зафиксировать момент какого-го этапа творчества. В первые годы работы брали традиционную песню, аранжировали её под наши инструменты. А теперь я сочиняю мелодии сам.
Записывать Vanha Tuttu начали в феврале, а вышел он в июле. Помимо основного состава были приглашены и наши друзья-музыканты – дуэт «Гудари», гитарист Роман Аверин и Михаил Кокшаров на перкуссии. На бэк-вокале в некоторых песнях был мой старый знакомый Игорь Архипов, руководитель ансамбля «Тойве».
Мелодия для одноимённой заглавной песни появилась уже давно – аранжировку сделали, но не было слов, они появились весной. Композиция о том, что знакомо многим, да и мне тоже: о зависимости от виртуальной реальности. Я упоминаю в песне и ВКонтакте, и Фейсбук. Художник Алексей Максимов сделал обложку для альбома, используя строчки этой песни. В ней поётся о том, что когда ты идёшь по улице, ты не можешь вспомнить, где ты видел то или иное лицо — то ли это знакомый, то ли сослуживец – не сразу сориентируешься. Скорее всего, это человек, которого ты мельком видел в новостной ленте в соцсетях. У многих людей большая часть жизнь проходит не по-настоящему.
— Ваша музыка сильно изменилась?
— Появилось больше драйва. Появилась ритм-секция. Бас-гитара, барабаны, перкуссия – они вносят определенный ритмический рисунок. Часто выступаем в различных клубах — это тоже даёт особый настрой. Но в то же время мы по-прежнему играем небольшим составом авторскую музыку.
— Отражаются в альбоме личные переживания?
— Поскольку музыка идёт от сердца, что-то передаётся. В альбоме есть композиция под названием Hällä väliä polkka. Если перевести на русский язык, это состояние, когда опускаются руки и вообще тебе всё равно. Был вариант назвать её «Полька по барабану», но это звучит немножко вульгарно. Тогда назвали на русский манер «Полька трын-трава», под настроение в тот момент, когда она была зафиксирована.
Я частенько ношу с собой диктофон и, когда начинаю играть, просто записываю мелодию. Часто она забывается, а потом через какое-то время я возвращаюсь к ней, дорабатываю, и так появляется намёк на композицию. Окончательный вариант она приобретает совместными усилиями.
— Сложно было овладевать таким большим количеством инструментов?
— Я ни в коем случае не называю себя виртуозом. Мне просто нравится играть на различных инструментах, будь то фортепиано или аккордеон, мандолина или бузуки, кантеле. Позади у меня лишь музыкальная школа, музыке я научился на практике в различных коллективах.
— Как поменялось мировоззрение после игры в разных коллективах?
— Хотелось бы в первую очередь вспомнить тёплым словом ансамбль «Тойве», которому в октябре стукнуло 35 лет. Для меня это было отличной школой и знакомством с народными песнями. Появился интерес к исполнению, и тогда же я впервые столкнулся с различными говорами и диалектами карельского языка. Для меня родной язык финский. Но карельский я теперь хорошо понимаю, даже говорю немного.
Потом попал в группу Santtu Karhu & Talvisovat. Это было совсем другое настроение, другой посыл и характер исполнения. Это была первая группа, с которой я посетил Финляндию и вообще ездил на гастроли за пределы России. После них важный этап в жизни – это фолк-группа Myllärit. За восемь лет было много поездок, фестивалей, в том числе в США, Канаде, Европе. Начали осваивать цифровую запись. А Sattuma — это логическое продолжение. Изначально состав мы собрали с Дмитрием Дёминым как союз отцов и детей. Наши дети играли на скрипках. Владислав, сын Дмитрия, по-прежнему с нами играет, а моя дочь Эйла нет. Но мы сотрудничаем. Изредка она с нами участвует в концертах.
— Как вас принимает публика в России и за рубежом?
— Несмотря на ситуацию с владением финским и карельским, которая довольно плачевна, принимают довольно хорошо. Когда выступаем, я всегда рассказываю о содержании песен, подчеркиваю, что мы из Карелии. Для меня важна географическая привязка. Чтобы повысить интерес к нашей республике, люди, работающие в разных творческих областях, должны сами об этом задуматься. Важна популяризация языка. Если он пропадёт, это будет серьёзным ударом по имиджу Карелии. Но сейчас всё не настолько плачевно, чтобы об этом говорить.
— Почему вы не пошли по стопам отца? (Паули Ринне — актёр и бывший главный режиссёр Национального театра Карелии. — Ю.Т.).
— Можно сказать, что всё детство я провёл с родителями за кулисами тогда ещё Финского театра. Знал и до сих пор помню многих актёров того времени, но меня больше увлекла музыка. В чём-то мой отец мне даже завидует немножко. Он мне говорил, что сам не научился играть на тех инструментах, на которых хотел бы, но чуть-чуть умеет играть на гитаре. Радуется, что я себя проявляю на этой стезе, что у меня многое получается. Я с отцом делюсь и проблемами, и успехами. Он поддерживал меня общими советами и всегда был за все музыкальные дела. Первый инструмент, который мне попал в руки – это аккордеон отца. Не играю уже на нём, но он стоит на почётном месте…
На концерте Sattuma не покидает ощущение уюта: будто бы они играют для всех и для каждого отдельно. Словно ты случайно встретился со старым знакомым, невзначай разговорился, и вот вы уже в компании гитары и чашки горячего чая у него на кухне. Или танцуешь на сельском празднике с совершенно незнакомыми людьми, улыбаешься и больше тебе ничего не надо. В то же время каждая композиция — это сокровенная история, где каждому музыканту отведена своя роль.
Артем Ундалов (слева) и Влад Демин
Проведите эксперимент: прогуляйтесь под песни из альбома Vanha Tuttu. Много ли знакомых встретите? А сколько из них вспомните по именам?
Фото Юлии Тапио