Главное, Культура, Русский Север

Размышления о традиционной культуре Карелии и кое-что об «обчестве»

В Заонежье. Фото Ирины Ларионовой
В Заонежье. Фото Ирины Ларионовой

Мысли, изложенные в этой статье, возникли не сегодня. Возможно, далеко не все читатели согласятся с изложенным, но для кого-то размышления могут оказаться полезными.

Моя первая фольклорная экспедиция состоялась в 1976 году в Заонежье. На всю жизнь врезались в память встречи с заонежскими певуньями и плакальщицами – носителями и, часто, знатоками традиционной культуры. Они определили основы моего профессионального мировоззрения – жить «с обчеством и для обчества». На всю жизнь запомнила: «Ты передай это дальше, людям» и «Каждый унесет с собой ровно столько, сколько ему Бог поможет». В этом неписанном кодексе носителей и знатоков традиций есть важнейшая заповедь: никогда не жалеть своих знаний, умений и навыков для людей и, прежде всего, детей – «они за нами идут».

Канули в Лету прожитые дни, ушли от нас люди, свободно владевшие многовековой народной традиционной культурой, жившие в ней и хранившие ее нормы.

К чему пришли мы сегодня?

О терминологии

В Республике Карелия множество коллективов, определяющих себя как фольклорные. Какое отношение они имеют к традиционной культуре? Большинство из них – никакого. В репертуаре коллектива отобранные руководителем яркие по своему звучанию песни, зрелищные танцы, иногда целые постановки обрядов. Но… как бы сердечно в исполнении подобного творческого образования не звучали песни, какими бы зажигательными не были танцы и интересными драматические постановки, коллективы не представляют традиционную культуру, не являются ее хранителями и пропагандистами.

Как правило, это певческие, танцевальные любительские самодеятельные образования, в репертуаре которых песни и танцы, которые принято относить в быту к категории «народные». На деле – понятие «народные» песни и танцы очень сложное по своей структуре и не всё, что людьми относится сюда по привычке, является по своему статусу народным.

Может быть, правильнее было бы определять жанр работы самодеятельного коллектива по глаголу, который отражает направление основной деятельности: поют – коллектив певческий, танцуют – танцевальный, играют на музыкальных инструментах – музыкально-инструментальный, обучают детей формам культуры – эстетического (народного и др.) воспитания. Помимо этого в музыкальной академической практике давно устоялись такие жанры как хор (от 11 человек), оркестр, ансамбль (до 10 человек) и более скромные по составу творческие коллективы.

 

Сцена и традиционная культура

Сцена, пришедшая в повседневную жизнь носителей традиционной культуры, разделила «обчество» на «артистов» и зрителей, то есть, пользуясь старинной терминологией, на «людей веселых» и «почтенную публику».

Коллективы, представляющие традиционную культуру или аутентичные, ориентированы на конкретную локальную местную традицию. Их участники – представители сельской общины (группы городских жителей) – чаще всего соседи, родственники, друзья-подруги, ведущие сходный этнокультурный образ жизни в окружающей их геоклиматической среде, ландшафте. Их знают в селе или городе, приглашают на выступления на… сцене. Следовательно, в традиционной культуре произошли под влиянием жизненных условий определенные понятийные сдвиги и представления.

На первый план в комплексе современной традиционной культуры выступили художественно-эстетическая и популяризаторская (передачи традиции) функции. И мы, собиратели, исследователи, общественные деятели, работники культуры, носители и знатоки традиций не можем с этим не считаться: таковы условия жизни в ХХ и ХХI веке. Но при этом вдумчивые и внимательные специалисты постоянно будут трудиться над достоверностью записанного (взятого из фоноархива, книги) ими образца традиции, соотнося его с бытовыми условиями времени расцвета того или иного жанра традиционной культуры.

Сегодня вдумчивая реконструкция образца традиционной культуры, исполняемой для «почтенной публики», является обязательным требованием, предъявляемым к «людям веселым» и руководителям их коллективов. Следовательно, к руководителям и участникам коллективов, реконструирующих образцы традиции, должны предъявляться повышенные требования к уровню их профессиональной компетентности.

 

Катастрофы аутентики и этнокультурная ментальность

Описываемые выше явления происходили неоднократно и постоянно происходят в истории традиционной культуры каждого народа, каждой этнической общности. И это нормально, жизненно. Но почему-то при просмотре и оценке сценических и реконструируемых явлений традиционной культуры где-то в глубине сознания вдумчивого человека сидит несколько тоскливая мысль: «Эх! А как бы …».

Рекомендацией по временам исторически отдаленным (в большинстве случаев, к сожалению очень расплывчатых по датам и сопутствующим им жизненным обстоятельствам наших предков) «лекарством» может служить мудрое классическое высказывание Гераклита (пятый век до н.э.): «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», продолжающееся так: «и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое».

Древний грек был прав – жизнь невозможно остановить, а мы всегда, в том числе, в культуре, находимся на пике объективного процесса ежедневной, реализующейся в постоянном действии катастрофы (имеется в виду системность явлений в соответствии с теорией катастроф). Катастрофы в культуре каждого народа, каждого этнокультурного образования, всех вместе («обчества») и каждой личности «обчества», жанра, обряда, явления и пр. непрерывно проявляются и живут вместе с нами, но, как правило, редко замечаемые нами. В этой вечно критической ситуации существует и «крепящий» традиционную культуру, хотя и вечно изменчивый, механизм – этнокультурный менталитет, свойственный «обчеству».

На территории бывших Новгородского, Олонецкого, Архангельского краев у многих коренных жителей этнокультурный менталитет сформировался и существует на основе представлений и норм традиционной культуры региона. «Менталитет скрывается в поведении, оценках, манере мыслить и говорить. Выучить и подделать его нельзя, можно лишь «впитать» вместе с языком, который вмещает в себя мировоззрение и коды данной культуры. <…> Без учета этнической ментальности невозможно адекватно представить историю народа, <…> истоки российской государственности, духовности и патриотизма», – пишет известный лингвист А.Т. Хроленко.

Ментальность формируется и проявляется в определенных условиях окружающей этнокультурную общность среды и приспособленного к ней быта людей. Поэтому крайне сложно, практически невозможно, «встроиться» стороннему человеку в конкретные условия ментальности – даже волку из известной сказке про козлят очень хотелось, но при всех стараниях не удалось, сменив голосище на голосок мамы-козы, обмануть всех козлят. В мудрых сказках всегда утверждается давно известная «обчеству» истина – хвост, одежка, походка, голос, характер должны быть своими, а не благоприобретенными.

Об этнокультурных мероприятиях в Карелии

Мероприятия, которые проводятся в Республике Карелия сегодня, оказались очень верно выбранными в жанрах относительно культурных и этнокультурных доминант коренного населения края. Это эпос, танцевальные и инструментальные традиции, а также хоровое творчество.

Эпические традиции карелов (руны), русских (былины), вепсов (мифологический эпос) оказали колоссальное влияние на становление российской фольклористики, в том числе музыкальной. Достаточно вспомнить несколько имен из плеяды собирателей, краеведов, исследователей, общественных деятелей: Е. Барсов, П. Рыбников, А. Гильфердинг, Г. Дютш, Ф. Истомин, М. Азадовский, Б. Асафьев, Ю. и Б. Соколовы, Е. Гиппиус и З. Эвальд, Т. Филиппов, Н. Римский-Корсаков, В. Евсеев, К. Чистов, Э. Леннрот, П. Виноградов, А. Астахова и многие, многие другие. Их деятельность, талант всегда были не только общественно значимы, но и общественно направлены. Хотелось, чтобы это свойство профессионального менталитета оставалось в среде современных исследователей традиционной культуры.

Министерство культуры Карелии и Центр национальных культур и народного творчества, музей-заповедник «Кижи» внедрили в календарь этнокультурных событий конкурс-фестиваль «Эпический форум: Эпосы народов России в гостях у «Калевалы». Что хотелось бы откорректировать в работе экспертов конкурса? Опять же терминологию. Предлагаю принять за научный критерий понятия «эпос» определение российского фольклориста-музыковеда Е.В. Гиппиуса: «Жанр есть структурно выраженная функция».

В области традиционной хореографии хотелось бы в Международном фестивале «Karg kučub», основанном В.В. Мальми, больше делать упор на этнический танец, так как в нашей республике жить без танцев невозможно – это в крови каждого коренного жителя вне зависимости от его этнокультурной принадлежности.

Несомненно, необходимо продолжать один из старейших в республике Международный фестиваль национальной инструментальной культуры «Кантеле» и расширять сферу его влияния во всем внутрифестивальном разнообразии – парады кантелистов, сводные оркестры и солисты, научно-практические конференции, публикации материалов, мастер-классы и др. – и географии внутри Республики Карелия.

Певческие хоровые праздники и фестивали в нашей республике только набирают обороты. Их проведение и многообразие форм должно и приветствоваться, и поддерживаться. На земле Карелии хоровое движение было актуальным еще в XIX веке, и оно должно продолжиться сегодня.

 

События и даты

Прошедший 2017 год в мире традиционной культуры Карелии отмечен и юбилеями, и потерями.

Ушла последняя традиционная исполнительница карельских ёйг Раиса Запрудская (Вокнаволок).

Много было событий, связанных с именем Ирины Федосовой (190 лет со дня рождения), и минимум, посвященных 200-летию Василия Щеголенка.

Наступивший год и несколько следующих лет также ознаменованы рядом общественно значимых для традиционной культуры юбилейных дат. Среди них необходимо напомнить о 80-летии Всекарельского совещания сказителей (лето 2018-го) и Всесоюзного совещания сказителей (май 2019 года).

Хотелось, чтобы эти события и, может быть, иные важные, но не названные этнокультурные события закрепились в нашем сознании и памяти. Помочь нам в этом призваны краеведы республики, особенно их молодая поросль на местах из людей разных поколений и специальностей: их становлению сегодня активно помогают активисты национально-культурных организаций и объединений Карелии.

И, возвращаясь к началу наших размышлений, подведу некоторый итог:

  • хотелось бы как-то внести в сферу этнической культуры Республики Карелия порядок и относительную стабильность в терминологии;
  • в ходе экспертных оценок и решений, подготовки документов, представления на экспертизу творческих материалов специалистам необходимо помнить, что культура, традиции, этнокультурный менталитет — это не прошлое, а современное их состояние, которые и отражают, и характеризуют наше общество во всех его проявлениях;
  • обратить внимание на общественную значимость, особенно за границей города Петрозаводска, проектов общественных национально-культурных организаций и объединений, и необходимость их поддержки из бюджета республики.

И последнее. Наступило время, когда в Республике Карелия необходимо начать планомерную работу всех заинтересованных сторон над республиканским проектом создания и работы Центра эпической культуры»под эгидой ООН. Что и как вы думаете по этому вопросу?

 

Об авторе публикации. Ирина Борисовна Семакова — музыковед, фольклорист, заслуженный деятель искусств Республики Карелия