Валентина Калачёва. Впечатления, Главное

«Я — слон!». И это круто!

«Скоро у меня графический роман выйдет», — как-то в моём присутствии произнёс Владимир Рудак, петрозаводский кинематографист, писатель, музыкант и просто фонтан нетривиальных идей.

Не знаю, как там у него с построенными деревьями-выращенными домами-посаженными сыновьями, но у Рудака и так всё фундаментально. Недавно вышел художественный фильм «Ананас», достойно прокатился по стране и зарубежью, а до того он еще 6 фильмов снял и сериал в Инстаграме; в руках у меня побывали две книги его рассказов и повестей, очень порадовали; а кроме этого, я еще на концертах у Владимира была — и сольных, и с оркестром «Кто Как Может». То есть на достойную биографию, способную украсить какую-нибудь весомую энциклопедию российской гордости, Рудак уже себе дел натворил. Мог бы отпуск взять. Но Владимир не из тех, кто ищет лёгких путей, поэтому вот он — графический роман «Я — слон!», богато и изобретательно проиллюстрированный художницей Леной Ужиновой, известной нам по мультфильму-празднику «Жихарка». Роман выпущен санкт-петербургским издательством «Бумкнига».

 

В основе книги лежит пьеса Владимира «Я — слон», которую он написал в московском реабилитационном центре. Из прессы можно почерпнуть, что она основана на личном опыте автора, его попытках принять себя и научиться жить дальше после полученной инвалидности — перелома позвоночника. Здесь, как обычно говорят в телевизионных ток-шоу, мы ненадолго прервёмся. Нет, не на рекламу, а на заголовки материалов, посвященных графическому роману.

«В Санкт-Петербурге выйдет первый в России графический роман о жизни человека с инвалидностью»

«Комикс «Я — слон!»: увечному человеку необходимо иметь толстую кожу»

«Я — слон». Графический роман в инвалидной коляске»

«Слон с ограниченными возможностями: когда тело отказывается работать»

«Когда ты слон, тебе не обидно»

 

В общем, я когда этот перечень глазами пробежала, то подумала, что Рудак создал что-то наподобие вымороченного «Франкенштейна», слезоточивый комикс об инклюзии, что на него не сильно похоже. Да вообще это на него не похоже ни разу!  Стала читать и пришла к такому выводу, что инвалидность — это, конечно, данность главного героя Антона, но проблема-то совсем не инклюзивная. Человеческая она. То есть в нашем самом гуманном на свете обществе ты вынужден быть слоном, чтобы отражать шквал бестактности, наглости, колкостей, сарказма, потому что «не графья, чай, привыкнуть должны!». Ну, аристократов в юбилейном 17-м к стенке поставили, а потомкам метких стрелков ни к чему церемонии разводить. Посему хамская кухарка баба Варя, один из персонажей романа, рулит! Нам-то, типа здоровым, тошно, а травмированным людям — считай, горше плача. Но не всем. Персонаж Антон, например, обладает чувством юмора, которое спасает его в разных ситуациях.

 

Короче, спойлерить не буду. Обращайтесь хоть в «Буквоед» и читайте. Там есть что почитать. И есть на что посмотреть. И главное, есть над чем подумать. И кстати, снобистские штучки, что, мол, комиксы после «Улисса» в оригинале не канают, можно забыть. Когда за дело взялись Рудак с Ужиновой, стереотипы рушатся, скука дохнет, а сердце поёт.

И это круто!