Афиша Петрозаводска, Дом актёра

«О рыбаке и рыбке». Притча-песнь безусловной любви

Сцена из спектакля "О рыбаке и рыбке". Фото: Юлия Утышева
Сцена из спектакля «О рыбаке и рыбке». Фото: Юлия Утышева

Событием стала премьера «О рыбаке и рыбке» в Театре кукол Карелии в постановке режиссера Яны Туминой. Мы уже публиковали отзыв о спектакле, и вот еще несколько откликов.

Наталья Жемгулене, театровед: «Сказка Пушкина лишилась сказочности и выиграла»

— Радоваться за коллег — это приятно, особенно за тех, кто с каждой новой постановкой делает шаг вперёд и в сторону. В сторону от привычной тропы и навязчивых стереотипов. Так вот, наш Театр кукол Карелии устойчиво идёт в мейнстриме современного российского театра кукол, стремительно бегущего от исключительно детского сказочного формата, и это вызывает уважение и гордость.
Не так давно была премьера чудесных шкатулочных «Калевала. Руны» Жюгжды, до этого громко заявил о себе дерзкий «Сад» Янушкевича. И вот сейчас — «О рыбаке и рыбке» Яны Туминой. Даже любопытно, кто следующий.

Сказка Пушкина благополучно лишилась сказочности и на сто процентов выиграла от этого. Лаконичный и поразительно ласковый текст спектакля одновременно прост и многослоен. «Рыбонька моя» — много ли кто думал, читая в разные годы своей жизни эту историю, что Старик со Старухой были бесконечно влюблены? Столько нежности вложил Олег Романов в эти слова, что сразу всё встало на свои места в моих давних размышлениях о судьбе этого несчастного Старика. Он просто тридцать лет и три года, не переставая, любил её, свою «рыбоньку». Потому и капризы ее безропотно исполнял да к рыбке на поклон ходил.

Но главное, пожалуй, в другом… Вот жили они жили, детей бог так и не дал, зато дал любовь. И все жизненные трудности делили поровну до тех пор, пока не столкнулись они оба с искушением. Вот тут-то и треснуло семейное корыто, и понеслась «рыбонька» во все тяжкие… Но сколько терпения в любящем сердце старика и в детском голосе золотой не-рыбки. Притча-песнь безусловной любви этот спектакль.

Почти безграничные возможности даёт кукольный формат постановщикам! А режиссер Яна Тумина и художники Кира Камалидинова&Анис Кронидова продуманно и филигранно их используют. При этом мастерству актеров Театра кукол уже удивляться не приходится — складывается впечатление, что для них слово «невозможно» не существует: живой план — пожалуйста, любой стиль кукловождения — легко, стать морем — каким желаете? Бурным, ласковым, сказочным?

Спектакль наполнен метафорами, но узнавать в них понятные смыслы — занятие на самом деле крайне приятное. Дети, например, сразу считывают юмор, и именно там, где он заложен. А для взрослых… Для меня притча «О рыбаке и рыбке» стала поводом для глубоко личных размышлений и переживаний, плюс заставила задуматься о театре, его месте, назначении, (не)соответствии ожиданиям.

Текст вышел нетеатроведческим, но это ничего и даже правильно. Хорошего вам плавания, рыбоньки!

 

Ольга Белова, музыковед: «Притча о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей»

Сцена из спектакля "Сказка о рыбаке и рыбке". Фото: Юлия Утышева
Сцена из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке». Фото: Юлия Утышева

— Побывала на премьере в Театре кукол Карелии, на спектакле режиссёра Яны Туминой «О рыбаке и рыбке» по мотивам сказки А.С. Пушкина. Впечатление очень сильное!

Я вообще люблю ходить в этот театр, в особенности на спектакли для взрослых, хотя и не только. Вот так идёшь на спектакль для взрослых, а на самом-то деле в душе становишься ребёнком и ждёшь чуда, как в детстве, ведь это же – ТЕАТР КУКОЛ, там живут чудеса!

И – да! Чудо случилось! Перешагнув порог зрительного зала, я очутилась на берегу, где у самого синего моря жили-были старик со старухой. Старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу… Какие же молодые эти старик и старуха (Олег Романов и Марина Збуржинская), какое простое, тёплое, удивительно человечное их семейное счастие! Когда они обнимают друг друга в луче света, окутанные и защищённые неводом, спрятанные от всего мира в коконе своего счастья, в этот миг пронзает мысль – а что ещё надо, всё у них есть, и что может быть прекраснее такого блаженного состояния? Но… поймал старик неводом рыбку, не простую рыбку, золотую, вот тут-то всё и началось…

Пожелаю всем посмотреть этот волшебно-прекрасный спектакль, эту сказку, эту притчу о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей, которые очень быстро становятся взрослыми…

 

Екатерина Букреева, музыкант, педагог: «До боли знакомая всем и каждому борьба внутренних противоречий»

Сцена из спектакля "Сказка о рыбаке и рыбке". Фото: Юлия Утышева
Сцена из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке». Фото: Юлия Утышева

— Если вам удастся посетить этот новый спектакль Театра кукол Карелии, вы проведёте время в волнующем напряжении и уйдёте домой с большим запасом дум. Возможно, вас что-то растрогает, огорчит, взбудоражит или приведёт в восхищение! Как знать, какая из эмоций в этот день возьмёт верх? В спектакле их много. А в нас? А что, если все разом всколыхнутся в такт морскому прибою? Море… Оно такое. Оно никого не оставляет равнодушным.

В каждом слове героев, в каждом вздохе, в каждом движении до боли знакомая всем и каждому борьба внутренних противоречий; груз обид и радость прощения, труд любви и тяжесть её утраты, горемычность потерявших веру, надежду и право быть в этой жизни верным своему внутреннему идеалу. И ещё много всего, что каждый непременно разглядит в своей собственной душе сквозь театральное действо.

Старый добрый сюжет сказки Пушкина — бесценное и бессмертное наше сокровище: сказка про нас самих, про нашу жизнь, и мораль вполне понятная, с детства раз и навсегда усвоенная. Но в новом сценическом прочтении режиссера Яны Туминой и Театра кукол Карелии так и вовсе всё это кажется современным, актуальным и совершенно неожиданным наставлением нашему поколению: «Ступайте себе с Богом, будет вам…»

Мы слишком хорошо живём, при этом непростительно несчастны. Нет ли повода задуматься?

P.S. Спектакль для взрослеющих детей и для ужасно серьёзных взрослых. Потому что малышам и всем остальным (в том числе счастливым) лучше посмотреть мультик или по старинке почитать книгу.

 

Наталья Шарай, журналист: «Спектакль об одиночестве и неумении понимать и слышать друг друга»

Сцена из спектакля "Сказка о рыбаке и рыбке". Фото: Юлия Утышева
Сцена из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке». Фото: Юлия Утышева

— Я впервые увидела классический сюжет А.С. Пушкина на сцене театра кукол в таком необычном воплощении. Каждый образ в спектакле, каждая его деталь и слово находятся как бы под увеличительным стеклом микроскопа, которое с ясной четкостью, без преломлений и мутных пятен, показывает переживания и трагедию старика, иронизирует над ограниченностью старухи. Здесь нет главного и второстепенного — сюжет живет и развивается в четкой логике традиционной истории отношений рыбака и рыбки, рыбака и ненасытной его жены, рыбака и моря.

Меня порадовал и удивил тот факт, что текст сказки практически не менялся, и форма спектакля, его необычность и манковость за счет классического прочтения текста не пострадали.

Спектакль с первых минут его представления постепенно превращался в философскую притчу-трагедию человеческой ненасытности, нежелания и неумения изменить жизнь. Я увидела спектакль об одиночестве и неумении понимать и слышать друг друга. По восприятию антигероя — старика, атмосфере всего действа, провела ассоциацию с идеей повести Эрнеста Хемингуэя «Человек и море»: море — это жизнь, которое либо приносит человеку «дары», либо отнимает их, рыбка — бестелесное существо, которое как часть моря служит ему и живет его жизнью.

Море, исполненное в форме «савана» из полиэтиленового пакета, корыто, которое периодически трансформируется в дворянскую избу старухи, стол для потчевания царицы — все эти приемы передают нескончаемый и бесполезный круговорот жизни старухи, которую власть и богатства ведут к неразрешенному, на мой взгляд, финалу.

Мне показались интересными и значимыми представление старика и старухи молодыми людьми (артисты не играют пожилых героев); рыбка, говорящая детским голосом, — немаловажный момент в понимании семейного вопроса, единства трех персонажей — мужчины, женщины, ребенка. Внешние эффекты и внутреннее содержание  для меня здесь абсолютно совпали.

В самом начале спектакля старик и старуха находятся в собственном пространстве, на своей волне, наедине со своими переживаниями и чаяниями. Мне показалось, что в конце спектакля в этом плане не произошло особенных изменений — все вернулось на круги своя. Единственное, был момент, когда в финале две части «разбитого» корыта объединяются в одну фигуру полной Луны. Возможно, по смыслу, здесь происходит процесс принятия старика и старухи друг друга и всего мира — таким, какой он есть.
Только море вечно, оно находится в том же состоянии вечного непокоя, каким и было в начале спектакля, и бестелесная рыбка с наивным детским голосом все так же живет в нем, возможно, ожидая очередного героя. Одиночество обернулось одиночеством? Для меня этот вопрос оказался открытым.