У этой книжки непростая история. Я придумала Cтрану Загадок более 20 лет назад, когда занималась с детьми из класса выравнивания в 42-й школе Петрозаводска.
Отчаявшись объяснить им, как выделять существенные признаки, стала учить детей сочинять загадки — и дело сдвинулось с мертвой точки. Потом я окончила краткий курс слепой машинописи и для закрепления умений напечатала на пишущей машинке 12 экземпляров «Страны Загадок», не глядя на клавиатуру. Текст пестрил множеством опечаток, но именно благодаря этой работе слепой метод остался со мной на всю жизнь, сэкономив массу времени и сил.
Я отправила текст коллегам-тризовцам, они отредактировали его, урезав всю теорию и украсив собственными загадками и рисунками. Именно в таком виде работа была позднее издана брошюрой и затем напечатана в журнале «Школьные технологии». В 91-м году на очередной Всероссийский семинар по ТРИЗу приехал Николай Хоменко с мини-компьютером в заплечной сумке (ноутбуков тогда не было). Он оставил мне компьютер на несколько дней, и я написала на нем полную версию «Страны Загадок». В таком виде текст был опубликован в «Журнале ТРИЗ» (выпуск 3.4′ 91) и размещен на сайте минской школы ОТСМ-ТРИЗ технологий. С тех пор отрывки из этого текста периодически выплывали под разными фамилиями в педагогической прессе, затем в Интернете.
Видимо, книжка выдержала проверку временем. Загадки сочиняют в начальной школе и детском саду. Мы научились организовать деятельность детей таким образом, что модели загадок они с успехом переоткрывают самостоятельно. Переведенная на английский и французский языки, «Страна Загадок» используется нашими коллегами в европейских странах. Неискушенные в ТРИЗ-педагогике учителя порой связывают само это направление с обучением сочинению загадок (что, конечно, не является основной задачей ТРИЗ-педагогики), а меня узнают исключительно по этой «древней» работе (что тоже немного обидно, т.к. за последнее двадцатилетие мы с коллегами, как мне кажется, сделали еще другие полезные дела).
Переиздавая сегодня эту книжку в обновленном виде, я адресую ее педагогам, желающим разработать собственные программы внеурочной деятельности[1] и внести элементы творчества в уроки, а также родителям, которые хотят самостоятельно заниматься со своими детьми. Формат нашего журнала позволит им при желании задать вопросы и получить необходимые консультации.
В книге используются рисунки американской художницы Полины Бен-Сира, выполненные для интернет-публикаций по заказу руководителя нашей группы Николая Хоменко. Николаю нравилась «Страна Загадок», он считал, что она формирует ценные умения, необходимые для решения проблем. И эту публикацию я посвящаю его памяти.
Эта книжка даст педагогам и родителям инструменты для развития мышления и воображения детей с помощью обучения их сочинению загадок.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемой развития творческих способностей детей занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители. Обозначились несколько путей решения этой проблемы.
Одни специалисты подробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения. По существу они проводят тренинг способностей, делая основной акцент на выполнении заданий типа «Придумайте как можно больше различных применений данному предмету» или «Составьте предложения, включающие заданный набор слов» и т.д. Такие упражнения, конечно, развивают мышление детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат. Развивать творческие способности, не приучая к творчеству, на наш взгляд, все равно что учить плавать только на суше. Захочется ли когда-нибудь нашему ученику применить свои способности к настоящему творчеству? Сумеет ли он это сделать?
Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми – лепят, рисуют, ставят пьески, сочиняют сказки, не особенно задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают. На всю жизнь прививая детям вкус к творчеству, они однако не оставляют им осознанных инструментов для самостоятельного движения вперед. Своим уникальным опытом созидания эти люди не имеют возможности поделиться в полной мере. Ведь только осознанный, выраженный в четких правилах и приемах опыт вполне инструментален.
В этом смысле теория решения изобретательских задач дает уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое, т. е. творить, пользуясь конкретными правилами, понятиями, приемами. Основанная на объективных законах развития окружающего мира, ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникнет в ее правила.
Дети старшего возраста, изучая ТРИЗ, делают настоящие изобретения в технике, пишут фантастические рассказы. Малышам сложнее: они еще не знают физики, химии, черчения, так нужных изобретателю, не владеют письменной речью.
Необходимость подбора объектов изобретательства для самых маленьких учеников и привела автора к загадкам. Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На таком материале можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок — это творчество, доступное даже 4-5-летним детям. Итак, начнем путешествие.
Глава 1. КАКАЯ ОНА — СТРАНА ЗАГАДОК?
Что мы знаем о Стране Загадок? Начнем с того, что это страна и, значит, как во всякой стране, в ней есть горы, реки, моря, города, дороги. Точнее — загадочные горы, загадочные реки, загадочные моря… Или так: горы-загадки, реки-загадки… А что такое река-загадка? Может быть, это река, которая есть и в то же время ее нет? Предоставим вам решить с детьми эту проблему, а мы свернем на дорогу (тоже загадочную), которая ведет в города Загадок. Города эти заселены загадочными (точнее, загаданными) предметами. Жители Страны Загадок появляются перед нами только в том случае, если мы их разгадаем, а в остальное время они прячутся в своих домиках и оттуда рассказывают нам о себе загадочные вещи.
Мои ученики придумали приносить на урок загадки в таком виде: в тетради нарисован домик, на его двери (дверь прорезана) – текст загадки, если ее открыть, виден нарисованный на следующей странице ответ.
Глава 2. ГОРОД САМЫХ ПРОСТЫХ ЗАГАДОК
Наша первая цель – научиться систематизировать предметы по некоторым признакам и освоить простые модели загадок. Путешествие начинается с города Самых Простых Загадок. Здесь четыре улицы: «Форма», «Цвет», «Размер», «Вещество». Улицы ведут в разные стороны от центра, образующего центральную площадь.
Чтобы загадать предмет в этом городе, надо описать его по форме, цвету, размеру (в сравнении с другими предметами) и указать, из чего он сделан.
Пример: «Прямоугольная, разноцветное, меньше стола, но больше мобильника, сделана из бумаги и картона» – книжка.
Но, прежде чем составлять настоящие загадки, пройдемся по улицам города.
Улица «Форма»
Упражнение 2.1.
— Вот в этом домике живут круглые и плоские предметы. Угадайте, кто населяет домик? Устроим соревнование: требуется заселить в домик как можно больше жильцов. По очереди называем предметы с такими признакам, а еще лучше – приносим их к домику.
Упражнение 2.2.
— Стучимся в следующий домик, а нам отвечают: «Предметы, что живут здесь, встречаются в вашем классе (или в квартире), и в их форме есть прямоугольник. Пусть ребята вспомнят нас с закрытыми глазами». Внимание: закрываем глаза и думаем, пока я медленно сосчитаю до десяти. Потом тот, кого я трону указкой, отвечает, не открывая глаз.
На этой улице мы также знакомимся с простыми пространственными формами: цилиндром, конусом, кубом. Задания аналогичны.
Упражнение 2.3.
— Посмотрите, на столе – детали различной формы из детского конструктора-строителя – домики загадок. Мимо «пролетают» две игрушечные птички: одна летит высоко, другая низко. Первая птичка, глядя на домики сверху, говорит: «Я вижу два круга и один квадрат». Вторая смотрит на ту же картинку спереди и возражает: «Ничего подобного, здесь один прямоугольник и два треугольника». Догадайтесь, кто из них прав.
Оказывается, обе птички по-своему правы. Так впервые, быть может, дети получают представление о том, что вещи с разных расстояний воспринимаются по-разному.
Улица «Цвет»
Ведем разговор об оттенках цвета и их названиях. Можно показать волчок, смешивающий все цвета радуги в белый цвет. Можно выучить цвета радуги, используя известную фразу-помощницу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». А можно собрать копилку цветов (просто с помощью красок получить различные цветовые пятна на маленьких кусочках бумаги, потом наклеить их на большой общий лист и каждому найти и подписать название).
Упражнение 2.4.
На улице «Цвет» неожиданно появилась злодейка-резинка. Она слопала весь зеленый цвет, и теперь вокруг нет ничего зеленого – листья, травка, черепахи и даже зеленые автомобили и зеленая одежда – все побелело. Нужно помочь жителям улицы вернуть зеленый цвет. Получаем зеленый цвет смешением желтого и синего.
Улица «Размер»
Дети знакомятся с понятиями «длина», «ширина», «высота», учатся описывать размеры в сравнении (например, шире пенала, но уже спинки стула). Полезно начать разговор о предметах, обладающих парами противоположных свойств (толстый — тонкий, широкий — узкий, высокий — низкий и т.п.).
Упражнение 2.5.
— Отгадайте загадку: что бывает сначала большим, потом маленьким? (булка, конфета, сахар в чае…) — А что бывает сначала маленьким, а потом большим? (человек, дерево, мыльный пузырь, тесто, все, что растет.)
— А что бывает то большим, то маленьким? (надувная игрушка, складная мебель, ручка-указка…)
Упражнение 2.6.
— К нам в гости пришел гномик. Гномик мечтает стать великаном. На улице «Размер» это возможно, требуется только помощь детей. Для того, чтобы гномик вырос, надо рассказать всем, что он умеет делать какое-то дело, которое только рослому по плечу. Расти гномик предпочитает постепенно, не резко. Итак, начинаем: «Гномик такой большой, что может, как вы, сидеть за партой». Кто следующий? «Гномик может достать до потолка», «Гномик может достать птичку из гнезда», «…повалить девятиэтажный дом», «…выпить целое озеро», «…шагать с планеты на планету», «…гномику наша Земля кажется глобусом» и т.д.
В конце концов гномик сам страшно пугается своего великанского роста и просит сделать его крошечным. «Гномик теперь такой маленький, что может пройти в замочную скважину», – начинаю я. Дети продолжают: «Гномик такой маленький, что ему лужа кажется океаном», «…когда ему на голову упала хлебная крошка, он заплакал — подумал, что это кирпич», «…его невозможно увидеть даже в микроскоп». И наконец, «Гномик такой маленький, что он вообще ни одного дела сделать не может».
Задача для вас, читатель: попробуйте описать еще более маленького гномика.
В этом задании имеет значение именно постепенность роста, иначе есть вероятность, что найдется умник, который сразу предложит увеличить гномика до размеров Вселенной, и тогда остальным детям нечего будет делать.
Существенно и то, что мы описываем рост гномика через его дела. Описать рост в сравнении (например, размером с небоскреб) гораздо проще, чем подобрать великану подходящее занятие.
Упражнение 2.7.
Разочаровавшись в перспективах стать великаном или, наоборот, микробом, наш герой просит детей нарисовать для него самое большое в мире дерево, чтобы он мог иногда залезать на него и смотреть вокруг. Кроме того, рядом с этим деревом он сможет, когда захочет, чувствовать себя совсем маленьким.
— Нарисуйте очень-очень большое дерево на обыкновенном листе бумаги.
Улица «Вещество»
Здесь мы даем представление об агрегатном состоянии вещества. Используем для этого известную в ТРИЗ модель — Метод Маленьких Человечков (ММЧ).
— Представим себе, что все предметы, вещества, все живое и неживое вокруг нас состоит из маленьких-маленьких человечков. Человечки ведут себя по-разному. Человечки твердых тел (камня, дерева) крепко держатся за руки. Руки у них сильные – ни разжать, ни согнуть. Вот почему твердое тело не меняет форму. Человечки жидкости за руки не держатся: стоят плотно рядышком друг с другом, переминаясь с ноги на ногу. Вот почему жидкость не держит форму. Но если наполнить стакан «жидкими» человечками, то новых жильцов туда уже не добавить, человечки ведь стоят плотно друг к другу, свободного места между ними нет. Есть еще газообразные человечки. Эти – непоседы, они располагаются довольно далеко друг от друга, все время перебегают с места на место, сталкиваясь лбами. Зато в стакан, где, казалось бы, полно газообразных человечков, вполне можно добавить их еще столько же (вспомним, расстояния между человечками большие. Вдунем еще воздуха в стакан – человечки потеснятся, станут чуть плотнее, только и всего).
Несколько ребят, вышедших по желанию к доске, с удовольствием демонстрируют поведение маленьких человечков в твердых, жидких и газообразных веществах. Часто дети пытаются ввести понятие «мягких» человечков (например, человечков ткани). Я объясняю, что эти человечки тоже держатся за руки, просто руки у них могут более гибко двигаться. Но поскольку они держатся за руки, мы их относим к твердым человечкам.
Далее в нашем городе появляются загадки с маленькими человечками.
Упражнение 2.8.
— Угадайте, что нарисовано: снаружи – твердые человечки, внутри – твердые вперемешку с жидкими, а в центре – снова твердые. Это может быть вишня, слива, персик в разрезе, а может быть и озеро: в центре — большой остров, ближе к берегу — мелкие острова. Дети находят множество вариантов решения подобных загадок.
Упражнение 2.9.
— Придумайте сами загадку с маленькими человечками и нарисуйте ее. (Вариант: группа детей придумывает загадку и разыгрывает ее, изображая маленьких человечков.)
Центральная площадь города Самых Простых Загадок
Наше путешествие по этому городу завершается на Центральной площади, где улицы пересекаются. Здесь живут загадки, требующие
описания предмета по форме, цвету, размеру и веществу вместе. Начинается составление более сложных загадок.
Воспользуемся опытом дошкольных ТРИЗ-педагогов, которые умудряются вводить названия признаков в первой младшей группе, используя специальные значки-подсказки.
Каждый значок задает вопрос о каком-то признаке. Например, значок радуги спрашивает: «Какого это цвета?». Ребенок может взять со стенда значок, задать сам себе вопрос и ответить на него.
Значки помогают построить таблицы для загадок.
Рассмотрим описание кусочка сахара – рафинада.
Объект (элемент) | Имя признака (вопрос) | Значение признака (ответ) |
Кусочек кускового сахара | Цвет | Белый |
Форма | Прямоугольный | |
Размер | Больше кнопки, меньше чашки | |
Вещество | Состоит из твердых человечков |
Для малышей, повторим, вопросы обозначаются символами. Таким же способом можно обозначить и ответы, и сам объект.
Теперь будем составлять загадки, пряча одни столбцы и открывая другие.
Упражнение 2.10.
Объект спрятался в загадочном домике и выставил нам на обозрение только свой паспорт. Вот по паспорту мы его и угадаем (по цвету белый, по форме прямоугольный и т.д.)
Объект (элемент) | Имя признака (вопрос) | Значение признака (ответ) |
? | Цвет | Белый |
Форма | Прямоугольный | |
Размер | Больше кнопки, меньше чашки | |
Вещество | Состоит из твердых человечков |
Упражнение 2.11.
В другой раз объект не успел сам спрятаться, но все равно решил нас не пускать, пока мы не отгадаем его загадку. «Некто задал про кусочек сахара четыре вопроса. На первый вопрос мы ответили «белый», на второй — «прямоугольный» и т.д… Какие вопросы задал Некто?
Объект (элемент) | Имя признака (вопрос) | Значение признака (ответ) |
Кусочек сахара | ? | Белый |
? | Прямоугольный | |
? | Больше кнопки, меньше чашки | |
? | Состоит из твердых человечков |
Упражнение 2.12.
Прошу ребя, пользуясь планом-паспортом, придумать загадку о кусочке сахара для своих друзей. В данном случае дети заполняют третий столбец и предъявляют его другим ученикам как загадку (он белый, прямоугольный, больше кнопки, меньше чашки; состоит из твердых человечков — что это?)
Объект (элемент) | Имя признака (вопрос) | Значение признака (ответ) |
Кусочек кускового сахара | Цвет | ? |
Форма | ? | |
Размер | ? | |
Вещество | ? |
На этом этапе следует запастись разными несложными предметами: мелом, пеналом, зеркальцем, глобусом, указкой, банкой и т.д. (Далеко не все предметы удобно загадывать по плану «форма – цвет – размер – вещество»).
Как играть в загадки? Мы используем несколько типов игр.
1. Один ребенок, который будет отгадывать загадку, отправляется за дверь. Взрослый показывает остальным детям предмет и обсуждает с ними, как составить загадку. Затем предмет прячут и вызывают отгадывающего. Заметим, что быть тем, кто отгадывает загадку, непросто. Нужно уметь представить предмет по описанию, соединить в уме различные свойства объекта. Если не верите, попробуйте для начала сами.
2. Следующий шаг — составление загадок в уме. Отгадывающий теперь не выходит за дверь. Он поворачивается лицом к доске, учитель показывает классу предмет, и дети молча, в уме, составляют загадку. Затем все повторяется, как в предыдущей игре.
Упражнение 2.13.
— Я загадала предмет. Он живет вот в этом домике и сам о себе ничего не хочет рассказывать. Но попробуйте задавать ему вопросы. Может быть, он ответит на них (таблицу в этом случае уже не используем).
Дети быстро приходят к мысли, что вместо простого перебора вариантов удобнее сначала «пройтись» по уже известным улицам и выяснить форму, цвет, размер, вещество. Находят и другие умные вопросы: для чего служит этот предмет? Где находится?
Чтобы перейти к следующей, очень важной, игре, использую такой сюжет. Заранее договариваюсь с кем-нибудь из детей, и мы на два голоса читаем такой стишок:
Учитель: – Загадала я предмет.
Ученик: – Это лейка? – Учитель: – Нет.
– Не линейка? – Нет.
– Может, чашка? – Нет.
– Промокашка? – Нет.
– Это кнопка? – Нет.
– Значит, пробка! – Нет.
– Не могу найти ответ.
Далее спрашиваю: «Почему это Ира никак не может отгадать мою загадку? О чем ей надо было меня спросить сначала?»
Выяснив, что спрашивать надо было про ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА, переходим к игре «Диалог с компьютером», или «Да-нетка».
Упражнение 2.14.
— В Стране Загадок, как и повсюду в мире, есть компьютеры. Некоторые из них стоят прямо на улицах и предназначены специально для загадывания загадок прохожим. Компьютеры умеют задавать загадки и могут ответить на ваши вопросы. Но, в отличие от человека, наш компьютер умеет говорить только два слова: «да» и «нет». Если задать машине вопрос, на который нельзя ответить ни «да», ни «нет», в ней происходит сбой, она делает так: «Ц-ц-ц…» (при этом выразительно щелкаю языком). Итак, попробуйте разгадать загадку компьютера. Задавайте ваши вопросы.
– Какой он формы? – Ц-ц-ц…
– Какого цвета? – Ц-ц-ц…
Наконец кто-то сообразил: – Он круглый? – Да!
Первое время дети плохо следят за ответами других, поэтому желательно, чтобы компьютер иногда останавливался и легким жужжанием просил повторить то, что уже известно о загаданном предмете.
Следующий шаг – стараемся отгадать объект за как можно меньшее количество вопросов… и понимаем, что нам явно не достаточно четырех признаков… Продолжение следует.
«Да-Нет» – очень мощная игра, она учит сужать поле поиска с помощью вопросов. На ней основано обучение исследовательской деятельности и решению проблем. Когда дети в школе знакомятся с различными признаками объектов, учатся делить предметы окружающего мира на природные и рукотворные, природные – на объекты живой и неживой природы и т.д., они могут составить алгоритм разгадывания любого предмета с помощью игры «Да-Нет». Но это уже другая история. А пока
Сделаем выводы
Успешная прогулка по городу Самых Простых Загадок приведет к тому, что дети
1) научатся описывать объекты по четырем признакам (форма – цвет – размер – вещество);
2) будут задавать вопросы о признаках объекта, пользуясь опорными словами или значками;
3) научатся составлять простые описательные загадки;
4) освоят правила игры в «Да-Нет»;
5) получат опыт сравнения объектов по признакам и изменения признаков объектов;
6) догадаются о том, что четырьмя признаками обходиться неудобно, их должно быть гораздо больше.
[1] Пример такой программы для первоклассников разработан ТРИЗ-педагогом С.И. Гин в пособии «Мир загадок» (М.: «Вита-пресс», 2012).