Главное, Образование, Школа и вуз

Разумных объяснений нет

Что ждет маленькие сельские школы? Фото Марии Голубевой
Что ждет маленькие сельские школы?

Профильный комитет Законодательного собрания Карелии, как уже стало привычно, единогласно одобрил поправку к республиканскому закону об образовании. Чем она обернется для малокомплектных школ? 

— Поправка провоцирует  ухудшение условий образования, перегрузку учеников и педагогов и соответственно – понижение качества образования, — считает ведущий в Карелии специалист по сельской школе Зинаида Ефлова.

Зинаида Борисовна подробно прокомментировала принятую поправку, которая, видимо, на заседании ЗС в ближайший четверг станет законом.

 

***

7 декабря состоялось заседание Комитета по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике Законодательного собрания РК. Первым вопросом заседания вновь проходил проект «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об образовании», принятый в первом чтении. Снова речь шла об изменениях в пункте 1 статьи 1 закона, а именно об определении понятия «малокомплектная школа» в масштабах системы образования нашей республики.

Члены профильного комитета карельского парламента не задали ни одного вопроса по поправке о малокомплектных школах и единогласно ее поддержали. Фото Натальи Мешковой
Члены профильного комитета карельского парламента не задали ни одного вопроса по поправке о малокомплектных школах и единогласно ее поддержали

Надо сказать, что в промежутке между заседаниями профильного комитета у меня состоялась встреча с председателем комитета Л.А. Подсадник, где Лариса Анатольевна извинилась за произошедшее недоразумение (см. публикацию в «Лицее»), как казалось, выслушала наши предложения и взяла материалы для ознакомления.

7 декабря на заседании комитета мне дали возможность высказаться перед депутатами, но понимаю, что выступление получилось скомканным, оно касалось только самых горящих, бросающихся в глаза положений законопроекта, в том числе потому, что с новым вариантом поправки удалось познакомиться только непосредственно на заседании. В данной поправке наших предложений не обнаруживаю! Не отражены здесь в полной мере организационно-педагогические особенности и особое значение/роль сельской образовательной организации.

Несмотря на то что юристы сообщают – «замечаний и предложений правового характера к тексту не имеется» (заключение подписано начальником Управления Министерства юстиции РФ по РК Д.В. Горшковым), позволю прокомментировать принятую поправку, предположить её последствия и в очередной раз высказать предложения.

Текст поправки – пункт 1 части 2 статьи 3: «1) малокомплектная образовательная организация – государственная общеобразовательная организация Республики Карелия, муниципальная общеобразовательная организация [1], расположенная в сельском населённом пункте [2], реализующая образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования [3], не имеющая параллельных классов и соответствующая одному из следующих критериев [4], (подчёркнуто в проекте поправки ЗРК):

отсутствует транспортная доступность [5] иной образовательной организации или время подвоза обучающихся превышает 30 минут в одну сторону;

средняя наполняемость классов, классов-комплектов [6] начального и основного общего образования не превышает 9 человек».

В тексте поправки выделены те моменты, о которых по-прежнему и снова считаю необходимым сказать особо.

Фрагмент поправкиПоследствияПредложения
[1]«малокомплектная образовательная организация – государственная общеобразовательная организация Республики Карелия, муниципальная общеобразовательная организация»Чёткость и однозначность формулировки.Более краткая формулировка – «государственная или муниципальная общеобразовательная организация Республики Карелия». Смысл тот же.

Комментарий. Зачем писать витиевато и длинно? Чтобы запутаться вконец?

[2]«расположенная в сельском населённом пункте»Статус малокомплектной в принятом варианте поправки не смогут иметь образовательные организации, которые формально относятся к городским, а фактически находятся вдали от населённых пунктов, в далёкой «глубинке».

Так, например, Валаамская школа, существовавшая (?) до недавнего времени, относилась к г. Сортавала, находясь на острове в 60 км от города.

Подобные ситуации, хоть и единичны, но есть. Значит, нужно их предусматривать!

Корректнее сформулировать «расположенная в сельском или городском поселении Республики Карелия».

Комментарий. По типам населённых пунктов наша республика столь разнолика, что разобраться в многообразии разнообразия часто не могут даже на местном уровне. Чего у нас только нет: традиционные сёла и деревни, посёлки городского типа, лесные посёлки (посёлки бывших леспромхозов и лесоучастков), охотничьи и рыболовецкие посёлки, горнодобывающие посёлки, бывшие военные городки…

Классические сельские населённые пункты, то есть такие, где занимаются традиционным сельским хозяйством и/или сельскохозяйственным производством представлены только в южной и юго-западной Карелии. В её иных негородских территориях типы хозяйствования и трудозанятости населения ОЧЕНЬ разные.

Скажете, к чему это? А к тому, например, что тип посёлка «птг», даже если среди леса стоят два-три пятиэтажных дома и ничего более, может лишить школу сельских преференций, в том числе и статуса малокомплектной.

В последние годы более или менее устоялись понятия «сельское поселение» и «городское поселение». К последнему, согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131, относятся небольшой город или посёлок городского типа. Из чего и целесообразно исходить в нашем регионе.

На 1 января 2016 года в Республике Карелия 22 городских и 86 сельских поселений.

[3]«реализующая образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  1. Согласно принятой поправке, реализация программ дошкольного образования для малокомплектной ОО необязательна. Понятно, что хлопот с дошкольниками много. Тех, кто уже имеют дошкольные группы, такая поправка провоцирует на освобождение от них и от значительных затрат, между прочим. А там, где дошкольного образования сейчас нет, там его никогда и не будет, потому что школа не заинтересована браться за это трудоёмкое дело.

2. По 1-4 учеников в 10-11 классах – это, с одной стороны, проблемы с социализацией старшеклассников, с профилизацией образования и, как следствие, с его качеством, а с другой, – это нерациональное использование средств на образование. Вот где нужно искать экономию средств, если уж её искать.

Внести формулировку «реализующая образовательные программы дошкольного, начального, основного, среднего (в особых случаях) общего образования».

 

Комментарий. 1. Как показывает исследование, проведённое лабораторией ТиПР СШ ПетрГУ в 2014-2015 гг., более 50% сельских школ РК в настоящее время реализуют программы дошкольного образования, работают в модели «школа – детский сад». И это в основном те школы, сохранение и развитие которых было обусловлено необходимостью присоединения детских садов или созданием дошкольных групп на базе школы. Дошкольники в школе – это в духе майских писем Президента РФ и последних концепций развития образования РК: обеспечить дошкольное образование каждому ребёнку.

Вопрос о дошкольном общем образовании в сельской местности давно назрел, однако это отдельный и непростой разговор.

2. Понимаю, что есть особые случаи, например, старшеклассники с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют право на получение среднего образования в соответствующих условиях. Поэтому считаю, что нынешним малочисленным школам не стоит расслабляться – нужно получать и иметь лицензию на реализацию образовательных программ среднего общего образования, чтобы обеспечивать эти случаи через индивидуальные образовательные маршруты, тьюторское сопровождение, а также, чтобы быть готовыми к переменам в демографической ситуации…

Сейчас в сельских школах большой разброс количества учеников в школьных классах: есть примеры, когда в разных классах одной школы учатся от 1 до 19 человек или когда вообще нет класса какого-то возраста (не родились дети в соответствующем году). Однако времена меняются, смею надеяться, и в лучшую сторону тоже.

[4]«не имеющая параллельных классов и соответствующая одному из следующих критериев»Подчёркнутое предусматривает вариативность в определении статуса малокомплектной ОО, что конечно положительно.

Далее важно определить понятные и однозначные критерии…

Сформулировать: «соответствующая одному из следующих критериев:

— не имеет параллельных классов;…»

Комментарий. Отсутствие параллельных классов в малокомплектной школе, по-моему, очевидность. Если уж есть опасения, что кто-то будет создавать параллели искусственно, то можно определить это отдельным критерием/показателем.

Данный элемент поправки означает, что для отнесения образовательной организации к малокомплектным достаточно одного из двух (фактически трёх) критериев/показателей. В принятом варианте предполагается: «не сработает» один критерий – «сработает» другой.

Получится ли это на практике, зависит от принимающих решения.

[5]«отсутствует транспортная доступность иной образовательной организации или время подвоза обучающихся превышает 30 минут в одну сторону»Понятие «транспортная доступность» может трактоваться по-разному. Этот пункт попадает в зависимость от представлений и компетентности лиц, принимающих решения.Уточнить, конкретизировать понятие «транспортная доступность»

Комментарий. Разнообразие природно-географических, социально-экономических, демографических условий в нашей республике порождает разные ситуации. Например, когда образовательная организация располагается, вроде бы и недалеко, но разливающиеся реки, снежные заносы, железнодорожные переезды, грунтовые или «с остатками асфальтового покрытия» дороги местного значения представляют собой реальные и даже опасные для жизни препятствия.

Вторая часть критерия очевидна, поскольку она нормирована действующими СаНПиН.

[6]средняя наполняемость классов, классов-комплектов начального и основного общего образования не превышает 9 человек».

В принятой поправке:

«класс-комплект – это группа обучающихся, состоящая из двух и более классов, обучение которых ведёт одновременно один и тот же учитель».

Даже как вероятность/возможность, объединение для совместного обучения более 2-х классов, т.е. 3-х-4-х классов в начальной школе и до 5-ти классов в основной школе – это нарушение психолого-педагогических, организационно-педагогических норм обучения, воспитания… детей и условий труда педагога. По большому счёту – это нарушение прав ребёнка и прав учителя.Оставить показатель средней наполняемости классов – 9 человек, но относить его только к традиционному определению понятия «класс», т.е.  объединению детей одного года поступления в школу, обучающихся по одной образовательной программе, одному учебному плану.

Ввести в Закон РК понятие «класс-комплект» в следующей формулировке:

«Класс-комплект – объединение не более двух классов обучающихся одного года обучения, одновременно осваивающих одну общеобразовательную программу под руководством одного учителя».

 

Комментарий. Не так давно Карелия могла позволить среднюю наполняемость классов в сельских школах 12 человек (было и 14). Нормативно-подушевое финансирование эту практику прекратило: все на равных. Муниципальным системам образования резко стало не хватать средств… Подчеркну, Республика Карелия – один из регионов, который продолжает традицию поддержки образования на селе.

Однако необходимость снижения нормы до 9 человек – закономерное следствие, что, надеюсь, понимают педагоги и родители.

Важно здесь напомнить, что в связи с внедрением инклюзивного образования в классе обычной школы сейчас одновременно могут обучаться дети по образовательным программам других видов. Т.е. учитель обычного класса часто уже работает не по одной, а по двум и более программам, планам. Такие случаи не исключение и в сельских школах.

Снова о понятии «класс-комплект». На этот раз ответственность за него взяла на себя Л.А. Подсадник. Вчитайтесь, пожалуйста, в него внимательно. Этой формулировкой предлагается легализовать, то есть узаконить, что один учитель может одновременно обучать два и более, то есть три, четыре, пять классов одновременно. Почему так? Потому что образовательная программа начального общего образования – это 4 класса начальной школы (с 1-го по 4-й), а образовательная программа основного общего образования – это 5 классов основной школы (с 5-го по 9-й).

На заседании Комитета ЗС министру образования был задан вопрос: «Есть ли в Карелии такие ситуации, когда в одном кабинете с одним учителем сидит более двух классов?». Ответ: «Есть такие ситуации. Их немного, но они есть…».

Логично, если бы далее последовали вопросы, о том, кто отвечает за это, или каково это – учить и учиться в таких условиях. Вопросы не последовали… Перевод на «чисто научную дискуссию», на мой взгляд, – это избегание ответа и ответственности за происходящее. А легализация таких ситуаций равна поощрению к их возникновению и росту, что вообще не укладывается ни в какие разумные объяснения.

По программе подготовки учителей начальных классов в институте педагогики и психологии ПетрГУ, а также по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов в Карельском институте образования отрабатываются модели/варианты проведения учебных занятий в классе-комплекте, объединяющем два класса. Будущие и действующие учителя называют эти занятия самыми сложными, самыми трудоёмкими: «по семь потов сходит на таком уроке». И это в лабораторных условиях, когда «ученики» понятливы и послушны, когда в технологической карте урока только два основных элемента!

Получается, что поправка провоцирует на ухудшение условий образования, перегрузки обучающихся и педагогов, соответственно – на понижение качества образования.

Принятая поправка Закона по-прежнему не предусматривает ряд важных позиций:

— не прописан механизм обеспечения его реализации и контроля исполнения;

— неясно, кто и как будет отвечать за неисполнение/за недобросовестное исполнение/за нарушение Закона.

 

Ещё не одну потенциальную проблему увидела в документе, предлагавшемся в депутатском пакете этого заседания Комитета ЗС РК. Документ составлен 16.11.2016 МО РК и содержит предварительную оценку числа малокомплектных общеобразовательных организаций, к которым в нём отнесены 46 сельских школ.

В подобном списке 2016 года было 59 общеобразовательных организаций (школ). Из перечня 2016 года выбыли 23 организации, дополнены 11. Не попали в новый список многие маленькие школы, работающие в настоящее время. Что предлагается им этим документом? Оставить без республиканской поддержки? Ликвидировать?

Согласно новому списку, в текущем году изменился тип образовательной организации у трех школ: были средними – стали основными (1), были основными – стали начальными (2). В предварительном перечне 27 школ являются средними, 3 – начальными. Получается, что республиканская поддержка будет направлена на консервацию ситуации средней школы и одновременно ослабит позиции самых маленьких школ из самой дальней глубинки (провоцирует к закрытию?).

Пока обнадёживает то, что документ предварительный, что планируется создание рабочей группы для определения порядка определения малокомплектных организаций. Как? Когда? Кто войдёт в её состав? – немаловажные вопросы в определении будущего сельских школ и судеб их учеников, воспитанников и педагогов.

 

Уважаемый дочитавший читатель, надеюсь, это прежде всего сельский педагог и родитель, прошу извинить за слог текста. Наша профессиональная педагогическая и юридическая терминологии грешны склонностью к казуистике и позволительностью инсинуаций. Но разбираться в них нужно. И вовремя.

 

Преподаватель ПетрГУ, руководитель лаборатории сельской школы Зинаида Ефлова - наш давний друг

Об авторе. Зинаида Ефлова — кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы ИПП ПетрГУ; исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия.

 

 

 

 

Фото Марии Голубевой