В возрастной школе сами дети и подростки являются соавторами, организаторами, а затем и хранителями-созидателями своей среды.
Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ и специалистов моделей организации образования на селе.
12. Школа возрастной ступени (ступеней)
В современных полнокомплектных школах в одном здании – в общем пространстве школы ежедневно пересекаются дети трёх возрастных ступеней – младшего школьного возраста (6,5 – 10 лет), младшего подросткового возраста (11-14 лет) и старшего подросткового возраста или ранней юности (15-18 лет). Типичная школьная среда универсальна, т.е. едина для всех возрастов: одинаково окрашенные стены коридоров и классов, информационные стенды по содержанию и на уровне прочтения для старших и взрослых, «подгоняемая» под рост, но однообразная школьная мебель. Такая ситуация обычна для большинства отечественных школ, к ней мы привыкли со своих школьных лет [1].
В школе с правильной и хорошо поставленной воспитательной работой старшие помогают младшим (шефство, наставничество), младшие ориентируются на их примеры и стремятся подражать старшим, а общешкольные мероприятия – это события-встречи поколений, сохраняющие и передающие традиции… Это идеальная воспитательная картинка.
В действительности, особенно в больших переполненных школах, бывает и иначе: старшие игнорируют права младших, а то и хуже, – устраивают школьную дедовщину; младшие через старших получают образцы и опыт сквернословия, курения, унижения слабого и беззащитного… Учителя, перегруженные избыточным количеством детей, уроков, бумаг и иных обязанностей, НЕ успевают предотвратить эти явления.
Ещё один нюанс. Современные образовательные программы, учебники и учебные пособия, учебное оборудование, самые разные школьные предметы становятся всё более ориентированными на возрастные особенности детей, а в условиях рынка, – весьма дорогостоящими. Обычной школе сложно обеспечить запросы старшей школы (например, дорогостоящее оборудование и квалифицированных специалистов для профиля), подростковые потребности основной школы (например, современное и разное спортивное оборудование), нужды младших школьников (например, лекотека и игровая площадка).
Модель «Школа возрастной ступени» может стать вариантом решения обозначенных проблем.
Школа возрастной ступени (возрастная школа) – это образовательное учреждение, ориентированное на обучение, воспитание и развитие обучающихся с учетом их возрастных (физиологических и психологических) и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий – возрастной среды.
Педагогическая идея модели – соответствующая возрасту педагогически целесообразная и природосообразная образовательная среда.
По мнению специалиста Медведевой В.А.: «Создание школ ступеней обучения предполагает реконструкцию и реорганизацию имеющихся образовательных учреждений, а также строительство школ (в основном, школ старшей ступени)» [2].
Особенности – условия модели:
- Возрастная школа – это специально созданная педагогически целесообразная, комфортная среда-пространство не «учитывающая», а действительно удовлетворяющая потребности возраста: младших школьников – в познавательной деятельности через игровую, младших подростков – в общении и в разнообразии их новых интересов, старшеклассников – в интеллектуализации и в предпрофессиональной подготовке.
- Педагоги возрастной школы – профессионалы в организации деятельности школьников разного возраста и обладают соответствующими профессионально-личностными качествами:
в начальной школе – внимательностью и чуткостью, способностью к исполнению «родительских» ролей – матери и отца;
в основной – динамичностью и подвижностью, готовностью поддержать интересы подростков через непосредственное участие в активных видах деятельности – в походах, в познавательных, музыкальных, спортивных… в иных и разных пробах и состязаниях;
в старшей – способностью к товариществу на равных, готовностью к интеллектуальной конкуренции, умением быть диалогичным и убедительным…
На каждой возрастной ступени нужны «свои» педагоги-наставники с разными, но соотносящимися с возрастом, стилями педагогической деятельности. Ещё важно, чтобы педагоги объединились в едином «возрастном» педагогическом коллективе, договаривались и совпадали в ориентации на возрастные особенности школьников.
Самое сложное, как видится авторам статьи, найти «подросткового учителя» – жизнерадостного, коммуникабельного, спортивного, немного авантюристичного… Вспоминается яркое кредо-имидж народного учителя Карелии Нины Залысиной – «предводителя мошкары», как она называла себя. Возможно, из-за дефицита подростковых учителей основная школа многими специалистами признаётся «слабым звеном» отечественной системы общего образования.
- В возрастной школе сами дети и подростки являются соавторами, организаторами, а затем и хранителями-созидателями «своей» среды. Особо важно это в подростковом и в старшем возрасте, когда школьникам пора стать реальными участниками управления школой, пробоваться в школьном самоуправлении. Иначе когда, где и как будут формироваться социальные лидеры?
Модель «Школа возрастной ступени» может быть реализована в нескольких вариантах:
1 вариант. Общеобразовательная организация, где обучаются дети или подростки одного или двух возрастов. Примерами такой организации Карелии являются школы-детские сады (например, в Берёзовской школе-саде Кондопожского района – с дошкольного возраста до 4-го класса) или школы основной и старшей ступени (например, в Державинском лицее г. Петрозаводска – с 7 по 11 классы). Примером возрастной школы начальной ступени образования является ГБОУ города Москвы «Школа № 480 им. В.В. Талалихина [5].
Очевидно, что для сельских школ данный вариант нереален. Однако модель вполне осуществима в моногородах Карелии, где обычные средние школы располагаются недалеко друг от друга, где есть возможность специализировать образовательные организации по возрасту, создав в каждой из них соответствующую возрастную среду.
Однако практика муниципальных районов РК показывает, что сделать это не так просто. Реорганизационные процессы проходят крайне тяжело, возможно потому, что их основная идея – экономическая, а не педагогическая, каковой может быть Школа возрастной ступени.
2 вариант. Общеобразовательная организация, где обучаются дети и подростки разных возрастов, но находятся они в разных зданиях. Там возникают естественные условия для создания соответствующей возрастной среды. Например, такая ситуация в селе Шелтозеро Прионежского района, где средняя школа располагается в трёх зданиях на общей территории;
В этом плане полезно познакомиться с опытом Москвы и Ямало-Ненецкого округа. Но к образовательным комплексам-гигантам, пусть даже созданным под идеи возрастных образовательных сред, на наш взгляд, нужно относиться с большой долей осторожности. Педагогическая эффективность столь массовых образовательных объединений не доказана [4],[6].
3 вариант. Наконец, вариант, который может и должен быть реализован в каждой школе, где дети и подростки обучаются в одном здании. В такой образовательной организации необходима не изоляция, как это делается сейчас во многих крупных школах, а создание возрастных сред, пространств, территорий детства, подростничества и юности. Можно и полнокомплектной школе стать Школой возрастных ступеней, но при этом необходимо выполнить каждую особенность-условие модели (см. выше).
Адреса опыта:
Республика Карелия:
- Муниципальное образовательное учреждение Берёзовская начальная общеобразовательная школа Кондопожского муниципального района Республики Карелия // Официальный сайт школы URL: http://bscool-sad.ru/
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Державинский лицей». // Официальный сайт школы URL: https://mydl.ru/
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шелтозерская средняя общеобразовательная школа» // Официальный сайт школы URL: http://sheltschool.edusite.ru/index.html
Российская Федерация:
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 480 им. В.В. Талалихина»// Официальный сайт школы URL: https://sch480c.mskobr.ru/
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»// Официальный сайт школы. URL: https://sch777uv.mskobr.ru/conditions/goryachaya_liniya/
- Комплексный проект «Школа ступеней» // Официальный сайт Департамента образования Ямало-ненецкого автономного округа. Дата размещения 11.05.2016. URL: http://www.yamaledu.org/news/13672-kompleksnyy-proekt-shkola-stupeney.html
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», Ямало-ненецкий автономный округ, (ЯНАО), г. Губкинский // Официальный сайт школы URL: http://s4gub.ru/
Литература и источники:
- Лебедев О.Е. Построение школ ступеней: образовательные программы школ и учреждений дополнительного образования. – Муравленко: Управление образования г. Муравленко, ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2012 – 76 с.
- Медведева В.А. Раз ступенька, два ступенька. Новая модель школы [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Proшколу.ru» Дата размещения 13.04.2011. URL: https://proshkolu.ru/user/ver22523/blog/98768/
- Модель организации образования в школах ступеней обучения (возрастной подход в среднем образовании): метод. пособие / отв. ред. В.В. Башев, П.А. Сергоманов. – Красноярск: ИЦКрасГУ, 2006. – 206 с.
- «Школа ступеней». В чём преимущества образовательных комплексов (опыт г. Москва) // Еженедельник «Аргументы и Факты» № 44 02/11/2016 URL: http://www.aif.ru/society/education/shkola_stupeney_v_chyom_preimushchestva_obrazovatelnyh_kompleksov
- «Школа ступеней» – школа равных возможностей развития личности: результаты и перспективы. URL:: https://sch480c.mskobr.ru/info_add/shkola_stupenej/shkola_stupenej_-_shkola_ravnyh_vozmozhnostej_razvitiya_lichnosti_rezul_taty_i_perspektivy/
- Школы ступеней: опыт создания возрастной образовательной среды // Образовательные бренды Ямала. URL: http://www.praktiki.yamaledu.org/2014/municipalnye-praktiki-2014/shkoly-stupeney-opyt-sozdaniya-vozrastnoy-obrazovatelnoy-sredy/
Информацию подготовили студентки 4-го курса кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ
Анастасия Иванова, Дарья Ищеева