Перед премьерой «Золушки» в Музыкальном театре Карелии
В Музыкальном театре 18 и 19 мая еще одна премьера сезона, долгожданная и в то же время неожиданная — балет Сергея Прокофьева «Золушка» в постановке Кирилла Симонова. Это будет совсем не детская сказка.
Балет «Золушка» Сергей Прокофьев писал в тяжелые военные годы: с 1940-го по 1944 год. Премьера спектакля состоялась в Большом театре спустя несколько месяцев после Победы — 21 ноября 1945 года. Главную партию тогда исполнила знаменитая балерина Галина Уланова, прежде блестяще станцевавшая Джульетту. На обсуждении премьеры знаменитый режиссер А. Таиров сказал: «Золушка» принадлежит к числу произведений, которые, едва родившись, сразу становятся классическими»
Классическая «Золушка» за более чем шестьдесят лет своего существования привлекала многих хореографов. Не все постановки можно считать удачными. Но подавляющее большинство балетов адресовано детской и семейной аудитории. Кирилл Симонов тоже в свое время поставил «Золушку» в Новосибирске и даже получил за нее «Золотую маску» в номинации «Лучший балетный спектакль» сезона 2005/06 годов. Тем более интересно узнать, что нового сейчас замыслил хореограф, ведь это не перенос новосибирской версии, а оригинальная постановка. Интересно вдвойне, потому что художник-постановщик петрозаводской «Золушки» Эмиль Капелюш работал с Кириллом Симоновым и в Новосибирске. Декорации и сценография нашего балета «Ромео и Джульетта» тоже его детище.
Музыку прокофьевской «Золушки» хореограф-постановщик знает давно и достаточно хорошо. Еще будучи студентом Академии имени Вагановой он танцевал в этом спектакле, постановленном в Мариинском театре Константином Сергеевым. Позже Алексей Ратманский поручил Симонову партию Весны в своем спектакле. И тогда, и во время постановки в Новосибирске Кирилл Симонов постоянно думал о том, что реальная и жизненная музыка Прокофьева вступает в противоречие с наивным сказочным сюжетом «Золушки».
Сам композитор довольно противоречиво высказывался на тему сказочности и реалистичности этого балета:
«Большую роль в моей работе над «Золушкой» сыграла сказочность сюжета, которая ставила передо мной… ряд интересных задач — … Но авторам хотелось, чтобы зритель в этой сказочной оправе увидел живых, чувствующих и переживающих людей». (С.С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1961).
«Самую Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего, переживающего и волнующего нас»,- писал композитор.
«Балет «Золушка» я вижу как современный классический балет с его характерными особенностями формы как па-д’аксион, гран-па и т.д. Одновременно с тем мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, т.е. по возможности углубить ее роль». (Письмо Прокофьева к Радину от 24 декабря 1940 года. ЦГАЛИ, Санкт-Петербург).
Создатели балета в Петрозаводске поставили перед собой сложную задачу: сделать спектакль, населенный реальными персонажами, находящимися в конкретных временных и пространственных обстоятельствах. Поэтому Золушка — не сказочная мечтательная и наивная замарашка, а конкретная девушка (в третьем акте уже зрелая женщина), работающая в реальной гостинице, где управляющей является ее мачеха, всесильная и обладающая огромными связями. Принц предстанет перед зрителем молодым перспективным американским дипломатом.
Сценография спектакля обещает поразить зрителя не только монументальностью архитектурных форм, но и интересной и интригующей стилизацией костюмов и интерьеров, с помощью которых зритель должен перенестись в эпоху, в которой разворачивается действие — сороковые годы прошлого века. В постановочную команду кроме лауреата «Золотой маски» художника-постановщика Эмиля Капелюша входят художник по костюмам Яна Глушанок (Санкт-Петербург), художник по свету Александр Мустонен (Финляндия) и дирижер Святослав Лютер (Санкт-Петербург).
В спектакле предполагается много юмора. Любители карельского балета наверняка запомнили премьерное выступление в «Корсаре» харизматичного красавца Влада Меркулеску. Представьте теперь его в роли… Мачехи.
Главные партии поручены солистам балета Музыкального театра — номинанту «Золотой маски» за партию Джульетты Алевтине Мухортиковой и Анатолию Скуратову. На сегодняшний день именно они способны в полной мере воплотить невообразимо сложную хореографию Симонова.
Хореографическое решение, предлагаемое Симоновым, поразит зрителей нежными и трогательными дуэтами главных героев, а профессионалов сложными и красивыми поддержками, продуманно-изобретательными комбинациями солистов и кордебалета. На фоне неимоверной сложности хореографической партитуры поражают физические нагрузки, которые солистов. Если в «Ромео…» Симонов показал нам пределы возможностей нашего балета, то можно сказать, что сейчас он работает с солистами за пределами мыслимых и немыслимых возможностей. При этом хореография основана на классической школе и спасает тела артистов от травм. Это не означает, однако, что им работается легко на постановочных репетициях! И пока спектакль не собран, исполнители не уверены, что смогут выдержать его до конца.
Постановка задумана как совсем не детская сказка. В период создания спектакля Сергей Прокофьев испытывал много трудностей в личной жизни, отягощенных войной. И это отразилось на музыке «Золушки»: в ней можно найти гораздо больше трагичного и философского, чем в первоисточнике. Партитура наполнена темами большой, трогательной любви, предчувствием чего-то фатального и трагического. Именно такое настроение стараются создать постановщики, отталкиваясь прежде всего от музыкальной драматургии.