Блог Лицея

Введение ФГОС в первые классы в условиях реализации проекта по созданию проблемно-ориентированной среды в начальной школе

 Внедрение новых стандартов сегодня многих пугает. Несмотря на обилие спускаемых сверху документов: — постановлений,  форм отчетности, планов внедрения (а может быть, как раз благодаря этому) — вопросы «Что делать?» и «С чего начать?» как никогда актуальны сегодня для школьных администраторов.

Калининградская область включилась во внедрение новых ФГОС год назад. Опытом организации коллектива на освоение новых стандартов делятся администраторы лицея №17 из г. Калининграда — директор Зубкова Л.Г. и зам. директора по Баденкина Л.А.

Аннотация

В результате прочтения этой статьи, читатель не только узнает, как осуществлялся переход на новые стандарты в МАОУ лицее № 17 г. Калининграда в условиях работы экспериментальной площадки АПК и ППРО «Модели и процедуры проблемно-ориентированного обучения как средства формирования универсальных учебных действий младших школьников», но и получит представление об опыте создания дорожной карты по реализации проекта «Стратегия управления введением в МАОУ лицее № 17 ФГОС».

Наш лицей является одной из пилотных площадкок по введению ФГОС в Калининградской области. Первые полгода работы в инновационном режиме позволили нам разработать формы и методы организации деятельности коллектива по внедрению ФГОС, которые мы представляем в данной статье.

 

Уже в 2008/2009 учебном году наш лицей принимал участие в региональном конкурсном отборе инновационных проектов СУПЕРШИК 2009. Несмотря на то, что мы не стали победителями, был заключен договор с АПК и ППРО РФ (кафедра развития образования) об открытии федеральной экспериментальной площадки по теме «Модели и процедуры проблемно-ориентированного обучения как средства формирования универсальных учебных действий младших школьников» в 1- 4 классах начальной школы под руководством к.п.н. Нестеренко Аллы Александровны. Пилотная группа учителей начальной школы включилась в дистанционное обучение и внедрение в образовательный процесс технологии, формирующей у учащихся способность учиться и решать проблемы в различных областях знания. В 2009 /2010 учебном году наш проект по теме «Создание в начальной школе проблемно-ориентированной развивающей среды как комплекса средств и условий для формирования универсальных учебных действий младших школьников» стал победителем конкурсного отбора СУПЕРШИК. Это дало нам и еще 13 школам города и области возможность стать пилотными площадками по введению ФГОС в первых классах. Таким образом, в начальной школе лицея сегодня осуществляется инновационная деятельность по трем взаимосвязанным направлениям:

 

1.     В рамках экспериментальной площадки АПК и ППРО «Модели и процедуры проблемно-ориентированного обучения как средства формирования универсальных учебных действий младших школьников» идет внедрение в учебный процесс метапредметных инструментов, позволяющих учить детей способам работы с информацией в ходе выявления и решения проблем.

 

2.     Реализация проекта-победителя регионального конкурсного отбора СУПЕРШИК 2010 по теме «Создание в начальной школе проблемно-ориентированной развивающей среды как комплекса средств и условий для формирования универсальных учебных действий младших школьников» позволяет разрабатывать среду, в которой эти метапредметные инструменты востребованы и обеспечены соответствующими средствами обучения.

  3.     Работа коллектива начальной школы в качестве региональной пилотной площадки с техническим заданием разработки концепции и модели проблемно-ориентированной информационно-образовательной среды стимулирует педагогов к разработке интерактивных пособий и внедрению средств дистанционного и электронного обучения, реализующих все те же инструменты для работы с информацией.

  Инновационную работу мы начали с отработки модели и алгоритма деятельности МАОУ лицея №17 в условиях пилотного введения новых ФГОС. Для этого уже 25.08.2010 был издан приказ директора по созданию пилотной группы для организации перехода на новые стандарты. Результатом деятельности пилотной группы явились разработка Положения о координационном совете и комплектование персонального состава этого совета. Также были определены основные формы работы, а именно рабочие группы, которые могут работать параллельно и как открытые системы постоянно обмениваться информацией для координации совместных действий, для корректировки ООП НОО.

  Первая рабочая группа, в состав которой вошла вся административная команда МАОУ лицея № 17, а также представители Управляющего совета, работала над техническим заданием «Стратегия управления введением в МАОУ лицее № 17 ФГОС» (за основу мы взяли рекомендации, предложенную к.п.н. С.Н. Ямшининой). В итоге была спланирована следующая дорожная карта (таблица 1):

 

Таблица 1. Стратегия управления введением в МАОУ лицее № 17 ФГОС

 

Направления

Содержание поставленных задач

Нормативно-правовое

1.      Внесение необходимых изменений в Устав МАОУ лицея № 17 (в соответствии с целями и требованиями ФГОС).

2.      Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников МАОУ лицея № 17.

3.      Заключение договоров о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта по организации внеурочной деятельности школьников.

4.      Разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования в образовательном учреждении (на сайте standart.edu.ru в разделе «Рекомендации по организации введения ФГОС»).

Финансово-экономическое

1.      Разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы, в т.ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ.

2.      Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

Кадровое

1.      Обеспечение прохождения педагогическими работниками лицея курсовой подготовки за счет средств , заложенных в проекте.

2.      Обеспечение прохождения стажировки педагогами лицея за счет средств, выделенных пилотным школам.

Информационное

1.      Организация и проведение публичных отчетов МАОУ лицея №17.

2.      Использование информационных ресурсов МАОУ лицея №17 (сайт, Интернет-страничка, выставки, презентации и т.д.)

3.      Предоставление информации о деятельности в качестве пилотной школы на сайте д.п.н. А.Б. Воронцова, генерального директора Открытого института «Развивающее образование», руководителя экспериментального учебного комплекса «Школа развития» http://www.georo.ru/

Материально-техническое

1.      Обеспечение доступа педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам.

2.      Разработка локальных актов, устанавливающих требования к объектам инфраструктуры (положения о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.)

3.      Обеспечение учебниками и учебно-методической литературой в соответствии с утвержденным федеральным перечнем.

4.      Комплектование в библиотеке достаточного фонда дополнительной литературы (художественной, научно-популярной), справочно-библиографических и периодических изданий.

Вторая рабочая группа должна была провести анализ состояния образовательной системы начальной школы МАОУ лицея №17 и предложить  отдельные проекты ее модернизации. В состав этой группы вошли уже не только представители администрации, но и все учителя начальных классов, а также отдельные учителя основной и старшей школы.

  За основу были взяты модель и алгоритм деятельности школ в условиях введения новых ФГОС общего образования (начальная ступень), предложенные д.п.н. В.С. Лазаревым[1]. Данные модель и алгоритм определяют последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:

  1.     Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.

  2.     Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.

  3.     Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.

  4.     Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.

  5.     Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

  Все участники второй рабочей группы были поделены на проектные микрогруппы по следующим направлениям деятельности:

  1.     Определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей.

  2.     Определение необходимых изменений в содержании образовательных программ по предметам.

  3.     Определение необходимых изменений в содержании учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности.

  4.     Определение необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания.

  5.     Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

  6.     Определение необходимых изменений в способах и механизмах формирования УУД.

  Технические задания по разработке проекта модернизации образовательной системы первой ступени представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Техническое задание рабочей группе по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени, первый этап(в срок до 10.02.2011 )

  № п/п

Название проектной микрогруппы

Алгоритм проведения исследования

1.       

Определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

·         какие из них ранее не ставились;

·         какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;

·         какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

2.       

Определение необходимых изменений в содержании образовательных программ по предметам Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том:

·         какое содержание образовательных программ не требует изменений;

·         какое содержание образовательных программ требует корректировки;

·         какие образовательные программы отсутствуют в школе и требуется их найти вовне или разработать.

3.       

Определение необходимых изменений в содержании учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности Анализ содержания внеучебных и внеурочных программ завершается выводами о том:

·         какое содержание образовательных программ не требует изменений;

·         какое содержание образовательных программ требует корректировки;

·         какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать

4.       

Определение необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания После сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются:

·          технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;

·         технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;

·         новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.

5.       

Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов На этапе анализа системы контроля и оценки выявляются:

·         способы контроля и оценки знаний и умений учащихся, которые могут быть перенесены из существующей образовательной системы без изменений;

·         способы контроля и оценки, требующие корректировки;

·         способы контроля и оценки, которые не соответствуют требованиям новых стандартов и не могут быть включены в образовательную систему;

·         способы контроля и оценки, которые отсутствуют в существующей образовательной системе и должны быть найдены или разработаны.

 

Завершается анализ определением перечня:

   

·         способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся, включаемых в новую систему без изменений;

·         способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся, требующих корректировки;

·         новых способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся.

6.       

Определение необходимых изменений в способах и механизмах формирования УУД ·         Какие элементы формирования УУД полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;

·         какие элементы формирования УУД частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;

·         какие элементы формирования УУД не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;

·         какие необходимые для желаемой системы элементы формирования УУД, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

 

Таблица 3. Техническое задание рабочей группе по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени, второй этап (в срок до 01.03.2011)

  № п/п Название проектной

 Микрогруппы

Алгоритм разработки проекта модернизации ОС начальной ступени

1.   

Определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей Задание №1 по теме «Определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей»

Целью проекта является создание иерархической системы образовательных целей в контексте ФГОС

Проект должен включать в себя:

·         определение общих и частных целей;

·         описание способов реализации изменений;

·         описание связей проекта с другими проектами (что должно быть разработано в рамках других проектов; что из разработанного должно быть учтено в других проектах);

·         состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

·         необходимые финансовые и материально-технические ресурсы;

·         ожидаемые результаты реализации проекта.

2.   

Определение необходимых изменений в содержании образовательных программ по предметам Задание №2 по теме «Определение необходимых изменений в содержании образовательных программ по предметам»

Целью проекта является описание нового содержания предметных программ и пути его включения в учебный план (предметные курсы и курсы внеурочной деятельности) и расписание в контексте ФГОС

Проект должен включать в себя:

·         определение общих и частных целей;

·         описание способов реализации изменений;

·         связей проекта с другими проектами (что должно быть разработано в рамках других проектов; что из разработанного должно быть учтено в других проектах);

·         состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

·         необходимые финансовые и материально-технические ресурсы;

·         ожидаемые результаты реализации проекта.

3.   

Определение необходимых изменений в содержании учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности Задание №3 по теме «Определение необходимых изменений в содержании учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности»

Целью проекта является описание нового содержания программ внеучебной деятельности и пути его включения в учебный план и расписание в контексте ФГОС

Проект должен включать в себя:

·         определение общих и частных целей;

·         описание способов реализации изменений;

·         связей проекта с другими проектами (что должно быть разработано в рамках других проектов; что из разработанного должно быть учтено в других проектах);

·         состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

·         необходимые финансовые и материально-технические ресурсы;

·         ожидаемые результаты реализации проекта.

4.   

Определение необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания Задание №4 по теме «Определение необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания».

Целью проекта является отбор образовательных технологий и условия их освоения и применения в контексте ФГОС.

Проект должен включать в себя:

·         определение общих и частных целей;

·         описание способов реализации изменений;

·         описание связей проекта с другими проектами (что должно быть разработано в рамках других проектов; что из разработанного должно быть учтено в других проектах);

·         состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

·         необходимые финансовые и материально-технические ресурсы;

·         ожидаемые результаты реализации проекта

5.   

Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов Задание №5 по теме «Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов».

Целью проекта является создание новой модели и механизмов контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Проект должен включать в себя:

·         определение общих и частных целей;

·         описание способов реализации изменений;

·         связей проекта с другими проектами (что должно быть разработано в рамках других проектов; что из разработанного должно быть учтено в других проектах);

·         состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

·         необходимые финансовые и материально-технические ресурсы;

·         ожидаемые результаты реализации проекта

6.   

Определение необходимых изменений в способах и механизмах формирования УУД Задание №6 по теме «Определение необходимых изменений в способах и механизмах формирования УУД»

Целью проекта является создание новой модели и механизмов формирования УУД.

Проект должен включать в себя:

·         определение общих и частных целей;

·         описание способов реализации изменений;

·         связей проекта с другими проектами (что должно быть разработано в рамках других проектов; что из разработанного должно быть учтено в других проектах);

·         состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

·         необходимые финансовые и материально-технические ресурсы;

·         ожидаемые результаты реализации проекта

Укажем некоторые особенности организации деятельности рабочих групп.

 

Во-первых, опыт показывает, что наиболее рационально строить работу в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах решают порученные задачи.

 

Во-вторых, каждая проектная микрогруппа в процессе конкретизации изменений в своей части проекта должна выявить возможные связи с другими единичными проектами и определить:

·        требования к изменениям, которые в других проектах разрабатываются; ·        предложения по включению и использованию отдельных результатов своего проекта другими.

  Так, например, разработчики предметных образовательных программ заинтересованы для достижения их предметных целей в реализации во внеучебное время различных развивающих модулей, проводимых на их предметном или межпредметном содержании (в данном случае речь идет о 10 часах данных на внеучебную деятельность). В свою очередь, разработчики этих модулей заинтересованы в использовании потенциала учебных дисциплин («Литературного чтения» «Русского языка», «Искусства», «Окружающего мира», «Иностранного языка») в области нравственного воспитания школьников или формирования других надпредметных образовательных результатов. Или, например, предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры. Поэтому для единичного проекта, направленного на корректировку предметной образовательной программы «Окружающий мир», необходимо установить и согласовать связи с проектами введения других предметных программ и развивающих модулей.

  Наиболее простым и эффективным вариантом проведения согласования является проведение совместного заседания микрогрупп, на котором каждая из них сообщает, с какими другими группами ей необходимо установить связи, и что она хотела бы получить от других групп.

  Наконец, в-третьих, несомненно, все участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения. Педагоги также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.). В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает проблема повышения квалификации педагогических кадров.

  Победа в региональном конкурсном отборе проектов СУПЕРШИК 2010 дала финансовую возможность педагогам лицея не только младшего звена, но и старшей школы пройти курсовую подготовку. Многолетнее сотрудничество с Институтом современного образования, на базе которого было организовано обучение наших педагогов, обеспечило содержательность и актуальность этого обучения. Приведем список курсов, по которым обучались в этом году наши педагоги:

 ·        Проектная деятельность на базе ТРИЗ. Формирование информационной компетентности учащихся. Нестеренко А. А., к. п. н., доцент кафедры образовательной технологии АПК и ППРО РФ.

 ·        Здоровьесберегающие технологии для ученика и учителя. Николаева Е.И., д.б.н., профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета.

 ·        Использование театральных игр для развития произвольности младших школьников. Злотников  В.С., зам. директора МОУ «Центр образования Соколиная гора», режиссер.

 ·        Практическое освоение лабораторного оборудования для проектной работы в естественнонаучной области. Бершадская Е.А., к.п.н., доцент кафедры образовательной технологии АПКиППРО.

 ·        Технология проблемно-ориентированного обучения в предшкольной подготовке. Сидорчук Т.А., к.п.н., доцент Ульяновского ИПК.

 ·        Работа с текстовыми задачами в начальной школе как средство формирования УУД. Туркина В. М.,  д.п.н., профессор кафедры общей психологии и кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания Карельской государственной педагогической академии. 

  В целом все направления деятельности МАОУ лицея №17 представлены в таблице  4.

Таблица №4. Циклограмма деятельности МАОУ лицея № 17 по введению ФГОС в начальной школе

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Создание Координационного совета

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация проекта «Стратегия управления введением ФГОС в МАОУ лицее №17

 

 

 

Реализация проекта «Модернизация образовательной системы начальной школы МАОУ лицея №17»

 

 

Курсовая подготовка педагогов лицея в рамках проекта СУПЕРШИК по переходу на новые стандарты

 

 

 

 

 

 

Создание здоровьесберегающего учебного и игрового пространства (по условиям проекта  СУПЕРШИК)

 

 

 

 

 

 

Работа экспериментальной площадки АПК и ПРО по теме «Модели и процедуры проблемно-ориентированного обучения как средства формирования  универсальных учебных действий младших школьников»

Работа в качестве региональной пилотной площадки по переходу на ФГОС.

Техническое задание «Информационно-образовательная среда школы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка ООП НОО на 2011 — 2012 учебный год

 

 

 

Становление МАОУ лицея №17 как ресурсного центра по презентации  инновационного опыта по переходу на ФГОС

 

 

Предоставление информации о внедрении ФГОС в первых классах МАОУ лицея  № 17

 

Мы приступаем к разработке уже второй Основной образовательной программы начальной   школы на 2011/2012 учебный год. В связи с этим хотелось бы процитировать А.Б. Воронцова,  генерального директора Открытого института «Развивающее образование», руководителя экспериментального учебного комплекса «Школа развития». 26-27 ноября 2010 года в рамках Всероссийского семинара-совещания для региональных координаторов введения ФГОС общего образования «Разработка  и  апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных стандартов общего образования», он отметил, что опыт пилотных школ показывает: невозможно в один момент перестроиться на новый стандарт. Необходим  сетевой характер взаимодействия. У каждой школы могут быть свои приоритетные направления. Основная образовательная программа сложится тогда, когда пилотные классы пройдут курс обучения первые четыре года. Через четыре года школа может выбрать новое приоритетное направление развития, поставить новые цели.

 


 


[1] Лазарев Валерий Семенович, академик РАО, доктор психологических наук директор Института инновационной деятельности в образовании РАО Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании» №3 (2010) Раздел: ФГОС второго поколения, стр.20-32