Афиша Петрозаводска, Дом актёра, Культура

Шедевр в репертуаре

Сцена из балета "Лебединое озеро". Фото: mrteatr.ru
Сцена из балета «Лебединое озеро». Фото: mrteatr.ru

Сегодня на сцене Музыкального театра Карелии балет «Лебединое озеро» в постановке Кирилла Симонова. В главных партиях номинанты «Онежской маски» Мотоя Араки и Юки Окоти.

Об этой версии балета уже писала в «Лицее» Наталия Гродницкая. Сегодня разговор продолжает Наталья Гальцина, вспоминая историю «Лебединого озера» на нашей сцене.

          

18 февраля 2018 года исполнилось 58 лет со дня первой постановки на сцене Музыкального театра Карелии шедевра русской классики —  балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

История балета «Лебединое озеро» на карельской сцене

После «Декады карельского искусства и литературы», которая с успехом прошла в Москве в 1959 году и где был показан первый национальный  балет Г. Синисало «Сампо», балетная труппа вышла на качественно новый уровень. Теперь важно было сохранить приобретенное мастерство, должны были появиться спектакли такого уровня, где артисты могли бы и дальше реализовывать свой творческий потенциал.

И первым в этом ряду стал балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Молодая балетная труппа, стоящая только в начале своего творческого пути (самому старшему артисту 25 лет) должна была пройти школу классического танца, без освоения которой невозможно достичь каких-либо успехов в создании балетов любого стиля. Игорь Смирнов, в 1958 году ставший главным балетмейстером театра, намеренно высоко поднимая творческую планку, возобновил этот шедевр русской балетной классики, считающийся критерием высокого исполнительского мастерства и профессионализма артистов.

За основу постановки Смирнов взял классическую редакцию А. Горского, с фрагментами  М. Петипа и Л. Иванова, которая шла в Большом театре с 1922 года. Учитывая то, что постановка четвертого акта в редакции Горского, как известно, не сохранилась,  Игорь Валентинович решил сочинить  его сам, сохраняя особенности пластики и стилистики первоисточника.

Премьера «Лебединого озера» на сцене Музыкально-драматического театра Карелии состоялась 18 февраля 1960 года. К этому времени труппа переформировалась и увеличилась до 40 человек. Еще для постановки «Сампо» Смирнов пригласил почти весь выпуск Пермского хореографического училища, несколько выпускников из училища Большого театра, и несколько человек из Ленинградского Вагановского училища. Именно в этот период создания «Лебединого озера» образовался тот костяк Карельского балета, определивший его творческое лицо на последующие десятилетия.

Ко дню премьеры в труппе было четыре (!) состава Одетты-Одиллии – С. Губина, Е. Юрченко (Павлова), В. Решетникова, С. Степанова, три Принца – Ю. Сидоров, В. Мельников, О. Егоров. Спектакль имел большой успех у зрителя и у критики, его тепло принимали ценители балетного искусства на неоднократных гастролях в Ленинграде – колыбели русского классического балета.

 Одиллия - Светлана Губина, Зигфрид - Юрий Сидоров
Одиллия — Светлана Губина, Зигфрид — Юрий Сидоров

Работа над «Лебединым озером» дала молодой труппе огромный толчок к дальнейшему развитию, что позволило принимать к постановке другие шедевры: «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», поскольку профессиональный уровень артистов, достигнутый к этому времени, дал  возможность воплощать на сцене сложную классическую хореографию на высоком художественном уровне.

4-й акт балета
4-й акт балета

Этот балет шел без перерыва на карельской сцене до 1994 года. Но, поскольку любой спектакль со временем ветшает, в 1989 году было принято решение его обновить. На постановку редакции К. Сергеева, которая была на тот момент в Кировском театре, пригласили Т. Балтачеева и Т. Васильеву. На премьере главную партию танцевала молодая солистка театра, выпускница Воронежского хореографического училища Татьяна Ледовских. Талантливая балерина впоследствии стала примой Американской компании Alabama-ballet, где танцевала до завершения сценической карьеры.

Одетта - Наталья Гальцина, Зигфрид - Константин Коптев
Одетта — Наталья Гальцина, Зигфрид — Константин Коптев

В моей творческой биографии партия Одетты-Одилии играла огромную роль и прошла через всю сценическую жизнь. Кроме того, что сложнейшая хореография, являющаяся для балерины эталонной, позволяла наработать технику, совершенно противоположные образы Одетты и Одиллии научили перевоплощаться не только пластически, но и внутренне. На протяжении всей творческой жизни, каждый раз репетируя и танцуя этот балет, я получала огромное наслаждение, поднималась на новую ступень исполнительского мастерства. В разное время в этом балете моими партнерами были  В. Мельников, Б. Крупчаткин, К. Коптев, О. Щукарев, А. Ратнер, и с каждым выстраивались разные взаимоотношения, появлялись новые художественные краски.

В 2005 году на сцене театра была осуществлена новая версия этого классического балета. Кирилл Симонов создал свой балет, удачно соединив  классический и современный стиль.  Главные партии в премьере исполнили заслуженные артисты Карелии Л. Иванова и О. Щукарев, органично освоившие стилистику балетмейстера. За время, прошедшее со дня премьеры этой постановки концепция балета менялась, и если  в первых спектаклях все кончалось банальным «хэппи-эндом», то к фестивалю балета в Финляндии в 2008 году, где показывали «Лебединое озеро», постановщик приблизил финал балета к первоисточнику, то есть к партитуре П.И. Чайковского, где герои погибали. У зарубежного зрителя эта постановка имела большой успех.

 

Новая версия

И вот новая версия этого бессмертного шедевра, премьера которого состоялась 4 марта 2017 года. На этот раз художественный руководитель балета Кирилл Симонов создал опять же свое «Лебединое»  с использованием хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова. Получился классический балет с хорошо узнаваемыми чертами стиля хореографа. Привлечение суперсовременных художников Эмиля Капелюша, Александра Мустонена, которые создали необыкновенный, фантастичный визуальный мир балета, привело хореографа к успеху всей постановки.

Выстраивание массовых композиций всегда хорошо удавались балетмейстеру, и здесь, в части постановки своих номеров (Вальс в I акте), привлекает внимание свежесть перестроений, линий, диагоналей, колонок и кругов. Сохраняя стиль классического танца, Симонову удается внести свои хореографические нотки в общий поток танца. В этой версии хореограф также приблизил балет к первоисточнику, открыв многие музыкальные номера Чайковского, которых не было в предыдущих постановках.

Ведущие солисты, исполняющие главные партии Одетты-Одилии и принца Зигфрида — Юки Окоти и Мотоя Араки органично вошли в общий строй этого классического произведения. Юки Окоти – балерина с хорошей техникой и ярко выраженной лирико-драматической индивидуальностью. Она уже завоевала любовь наших зрителей, и каждое выступление Юки сопровождается искренними аплодисментами. Мотоя Араки – танцовщик, также техничный, обладающий сценической внешностью и артистичностью. Эти артисты уже стали частью балета Карелии.

Одетта — Юки Окоти, Зигфрид — Мотоя Араки. Фото Юлии Утышевой
Одетта — Юки Окоти, Зигфрид — Мотоя Араки. Фото Юлии Утышевой

Как известно, успех любого произведения состоит из многих составляющих и одним их них (особенно в этом балете), стал женский кордебалет. В исполнительском плане, едва ли не самым трудным является кордебалетный танец. Четкие линии, синхронные движения всех участников достигаются огромным трудом артистов и репетиторов. Если солисты отвечают только за себя, то в кордебалете от каждого зависит общий успех. В нашем театре сложился ансамбль артистов (не только женский кордебалет), который заметен в любой постановке, от классической «Жизели» до современных «Ромео и Джульетта» и «Анна Каренина».

Хочется надеяться, что «Лебединое озеро» будет сохраняться, потому что наличие в репертуаре этого шедевра позволяет говорить о высоком профессиональном уровне труппы. Было бы идеально иметь в афише нашего театра и современную, и классическую версию этого бессмертного произведения, ставшего символом русского балета, являющегося национальным достоянием отечественной культуры. На нем вот уже на протяжении более ста лет воспитываются все новые и новые поколения зрителей, приходящих в театр для встречи с прекрасным.

Наталья Гальцина,

заслуженная артистка России и Карелии,

лауреат Гос.премии России им. М.И. Глинки, 

кандидат искусствоведения