Культура

Может, хватит оптимизировать?

 Что думают писатели Карелии о предполагаемом слиянии детской библиотеки имени Владимира Морозова с Национальной библиотекой

Мы писали о реакции российских детских писателей, профессионалов в области детского чтения, общественности, требующих сохранить Детскую библиотеку Карелии имени Владимира Морозова. Сегодня предоставляем слово детским писателям Карелии.

 

«Не для галочки или дяди с портфелем»

 

Елена Харламова со своими юными читателями
Елена Харламова со своими юными читателями

Конечно, и мы, детские писатели Карелии, стоять в стороне не будем.

С Детской библиотекой имени В.  Морозова нас связывают многие годы совместной работы, общих проектов и творческих замыслов. Это одно из тех атмосферных и притягательных мест в городе, куда хочется приходить просто потому, что там кипит жизнь, затевается что-то любопытное — не для галочки или дяди с портфелем — а самообразования и пользы для.

«Реорганизация» — обтекаемое словечко из словаря чиновников, которое в наши дни, как правило, не сулит ничего хорошего, зато чудесно рифмуется с «оптимизацией». Дай Бог, чтобы я ошибалась…

Елена Харламова,

член союза Российских писателей,

автор проекта «Мастерская слова»

 

 

Не лучше ли уменьшить зарплаты чиновникам?

Светлана Бердова (вторая слева) со своими читателями
Светлана Бердова (вторая слева) со своими читателями

Безусловно, поддерживаю сохранение детской библиотеки имени Вл. Морозова как территорию детского чтения, творчества и развития!

То, что нам обещают, как правило, имеет совсем другие последствия. И эти последствия выражаются в потерях и утратах для самых незащищённых слоёв населения. Пример: расформировали республиканскую библиотеку для слепых, перевели в здание Национальной. Результат: незрячие люди лишились своего культурно-досугового центра, который размещался в шаговой доступности, и теперь они больше не могут регулярно посещать библиотеку, бывать на вечерах и встречах с писателями! Не сохранился и слаженный, дружный коллектив библиотечных работников, владеющих спецификой работы с незрячими людьми. Сколько ни просили, сколько ни писали во все вышестоящие инстанции — всё тщетно!

Как бы аналогично не получилось сейчас и с детской библиотекой. Знание — сила, а приходит оно через чтение. Может, хватит оптимизировать самые важные участки образования и воспитания? Высвобождение финансов можно поискать в других сферах, раздутых штатах чиновников, например, и в уменьшении их зарплат?

Светлана Бердова,

член Союза журналистов России и Союза российских писателей

 

 

Здесь частица моей души

Вера Линькова проводит занятие в студии "Биномка" при Детской библиотеке имени В. Морозова
Вера Линькова проводит занятие в студии «Биномка» при Детской библиотеке имени В. Морозова

Бывает больно. Бывает безразлично. Бывает по-всякому. Мы понимаем, в какое время живём. Детские фантазии, детские рисунки, детские сказки, которые писатели сочиняют вместе с детьми. А надо ли? А зачем развивать детей? Как беззащитно выглядит всё это теперь перед наступлением тотального бизнеса. Это я про детскую республиканскую библиотеку имени В. Морозова, про её изумительный высококвалифицированный коллектив, чья специфика именно детский читатель. Это я и про всех наших карельских писателей, работающих с детьми здесь. Про творческую атмосферу, которую мы, взрослые, обязаны создавать детям. Если всё это разрушить, если объединить детскую библиотеку со взрослой, мы получим вместо особенного детского читателя просто среднестатистическую читательскую единицу.

А не среднестатистический читатель —  что это значит? Это десятки уникальных направлений, по которым сотрудники библиотеки работают  с детьми. Хочу рассказать лишь об одном направлении, которым мне дорога эта библиотека.

В просторном читальном зале, где обновляются стенды с познавательным материалом, где проходят конкурсы, встречи, викторины, а к концу каждого года он превращается в дивную сказку «Волшебное  Рождество», жила и моя детская литературно-художественная студия «Биномка».

Мы жили, опираясь на мировой опыт сказочников. Три с лишним десятилетия, начиная с Государственной детской библиотеки в Москве и продолжая в детско-юношеской библиотеке в Карелии (ДЮБ РК), я работала на основе «Грамматики фантазии» Джанни Родари. Узнав о моей студии в Москве, Джанни Родари сам приезжал к нам из Италии и был восхищён тем, как умеют фантазировать российские дети, используя его приёмы. К нам приезжала Астрид Линдген. Тогда я руководила Всесоюзной детской литературной студией. Продолжила работать в Карелии, в ДЮБ РК. Перечислять все наши достижения, дипломы, благодарности просто нереально.

 

Высокопрофессиональный доброжелательный коллектив библиотеки во главе с Валерией Сакиной, её заместителем Светланой Золотовой чутко относился к работе моей студии. Благодаря их вниманию и моей методике вместе со сказочным персонажем птицей Бу дети легко и весело обучались грамоте и чтению. С помощью бинома фантазии Джанни Родари я развивала в детях ассоциативное, парадоксальное, образное мышление, открывая в своих студийцах литературные, актёрские, художественные способности. Хранится в библиотеке присланная из Германии книга «Солнечный дом на зелёной планете», выпущенная по итогам одноимённого международного конкурса. Есть в ней два стихотворения моих студийцев — Полины Марищенко и Кристины Емельяненко.

Если не поддерживать в детях стремление к чтению и собственному литературному творчеству, то оно, как правило, исчезает, растворяется во всём обыденном. Если не создавать культурную среду, то её место займёт среда невежественная. Чтобы литературные и художественные творческие начинания детей имели выход к читателям, я издавала в Санкт- Петербурге книжки с работами студийцев в детской библиотеке имени В. Морозова. Одна из них:

 

27 апреля в Детской библиотеке имени Морозова состоится итоговая встреча всех одарённых детей, которых собрал проект «Мастерская слова», написанный замечательной карельской поэтессой Еленой Харламовой совместно с Людмилой Давыдовой, представляющей КРОО «Содружество народов Карелии». Не просто написанный, но и выигравший президентский грант. Многие наши писатели работали с детьми по этому проекту.

Самые талантливые участники временно созданных детских литературных студий по этому проекту скоро встретятся в закрываемой библиотеке на празднике детской литературы, культуры, искусства. Моя студия придёт на этот праздник с коллективно написанной  сказочной повестью и самиздатовской книгой на правила русской грамматики. Книгой необыкновенной, рождённой с помощью бинома фантазии и экспромт-театра.

Достижения своих студийцев, работающих по проекту «Мастерская слова», представят на литературном празднике  в детской библиотеке наши замечательные  писатели Надежда Васильева, Светлана Бердова, Светлана Захарченко, Владимир Софиенко, а также автор проекта Елена Харламова. Не хочется думать, что это будет один из последних праздников в стенах именно Детской библиотеки имени Владимира Морозова.

Здесь осталась частица моей души. И мне хочется её защитить, но я не знаю как. Хочется обратиться к властям республики: «Детскому читателю нужна своя детская библиотека. Нельзя допустить, чтобы особенный детский читатель превратился в среднестатистического читателя. Не разрушайте то, что уже создано!».

Вера Линькова,

член союза Российских писателей,

руководитель детской литературно-художественной студии «Биномка»