Культура, Новости, Хроника

Маршак vs Морозов

Расстановка фонда в Центре детского чтения. Фото МК РК
Расстановка фонда в Центре детского чтения. Фото МК РК

Минкульт Карелии проводит голосование за присвоение Центру детского чтения имени С.Я. Маршака. 

Центр детского чтения создается вместо закрытой вопреки протестам республиканской Детской библиотеки имени Владимира Морозова.

Как мы писали, Детская библиотека Карелии  с 1 августа прекратила существование. О присоединении Детской библиотеки имени В.Ф. Морозова к Национальной библиотеке Карелии было объявлено в марте неожиданно для обеих библиотек и их директоров. Основной аргумент — безопасность детей, которую в прежнем помещении обеспечить невозможно по требованиям пожарной безопасности.

То, что это лишь предлог, понимают все: оптимизация в сфере культуры Карелии по причине нехватки средств набирает обороты. В этом году, например,  впервые за много лет не выделили бюджетных средств на книгоиздание по линии минкульта. В официальном ответе «Лицею» из МК РК сослались на то, что сейчас бюджетные средства идут прежде всего прежде всего на социальные обязательства. Театры, музеи — все жалуются на нехватку денег.

Решение о ликвидации республиканской детской библиотеки вызвало резкий протест общественности, детских писателей, специалистов-филологов.

В петиции коллектива ДБ имени Морозова выражалось опасение: «Мы … убеждены, что закрытие ДБ РК им. Морозова — это «зеленый свет» властям районов Карелии для ликвидации муниципальных детских библиотек, которых и так осталось всего 7″.

Сразу возник и вопрос о возможности сохранить у новой структуры имя Владимира Морозова. Его имя было присвоено Детской Библиотеке  РК в 2012 году по просьбам горожан и союзов писателей «в целях увековечения памяти поэта, внесшего большой вклад в развитие карельской литературы». На пресс-конференции министр культуры Карелии Алексей Лесонен пообещал сохранить имя Морозова. Однако позже глава республики Артур Парфенчиков поставил это под сомнение. «Для детей он не писал, к тому же есть и другие обстоятельства, связанные с его непростой судьбой (поэт совершил самоубийство. — Ред.). А Центр детский», — написал Артур Парфенчиков в одном из комментариев на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».

Известный филолог, доцент Петрозаводского государственного университета, главный в Карелии эксперт в области истории детской литературы и журналистики Лариса Колесова с этим не согласна: «Имя Морозова не устраивает? Имя Маяковского, Есенина, Фадеева и прочих всех устраивает, а Морозова нет?»

Важность сохранения имени Владимира Морозова отметила и директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина в своем письме в поддержку ДБ РК.

Сейчас об имени Морозова в Министерстве культуры уже не вспоминают. На днях оттуда в СМИ разослали пресс-релиз «В Национальной библиотеке готовятся к открытию Центра детского чтения», который явно призван успокоить общественное мнение, взбудораженное ликвидацией Детской библиотеки РК.

Минкульт сообщает в пресс-релизе, что фонды детской библиотеки сейчас перевозят в НБ РК, что «Центр детского чтения займет в здании Национальной библиотеки на улице Пушкинской несколько помещений, оптимально расположенных в библиотеке с учетом задач Центра. Помимо уже существующего юношеского абонемента, в нем будут организованы две кафедры для отдельного обслуживания юных читателей – дошкольного и младшего школьного возраста и среднего школьного возраста. Также в составе Центра в соответствии с утвержденной структурой должны появиться сектор развития читательских компетенций и сектор организации культурных программ».

Однако Минкульт о многом умалчивает. Когда будет открыт центр? Будет ли у него отдельный вход, как то было обещано и даже показано, где он будет? Выполнен ли дизайн-проект помещений для детей? Все ли сотрудники сохранили работу, как тоже было обещано (кроме бухгалтерских сотрудников, подчеркивал министр на пресс-конференции). Подготовлены ли помещения для работы библиотекарей, методистов и других специалистов?

Хотелось бы знать также, от кого поступило предложение присвоить Центру детского чтения имя Самуила Маршака вместо имени Владимира Морозова? Автор этого предложения не называется, но на своем сайте минкульт так обосновывает идею присвоить имя Маршака Центру детского чтения:

«В 2018 году отмечается 100-летие пребывания Самуила Маршака в Карелии. Самуил Яковлевич Маршак – русский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист, автор популярных детских книг.

В Карелии С.Я. Маршак пребывал два месяца в 1918 году. Архивными источниками подтверждено, что с 1 июля 1918 года С.Я. Маршак был зачислен на должность переписчика 1-го разряда губернского отдела народного образования и с 1 сентября 2018 года освобожден от занимаемой должности по личному заявлению.

Поступило предложение о присвоении Центру детского чтения в Национальной библиотеке Карелии имени С.Я. Маршака. В этой связи Министерство культуры Республики Карелия проводит опрос с целью изучения общественного мнения по указанному предложению. 

Выразить свою позицию по вопросу присвоения Центру детского чтения имени С.Я. Маршака можно здесь».

Признавая великие заслуги Маршака перед отечественной детской литературой, все же хочется спросить: два месяца пребывания классика в 1918 году на территории Карелии в должности переписчика губернского отдела народного образования — достаточное ли основание для присвоения его имени Центру детского чтения — взамен имени поэта, нашего земляка Владимира Морозова?

На этот момент 89% проголосовавших не поддержали идею присвоить Центру детского чтения имя С.Я. Маршака.