Культура, Новости

Памятник Ирине Федосовой появится не скоро

Сегодня трудно сказать, появится ли вообще в Петрозаводске памятник великой русской вопленице Ирине Андреевне Федосовой, уроженке нашего края.

Решения по памятнику Федосовой должны быть взвешенными и учитывающими позицию всех заинтересованных сторон, считают Артур Парфенчиков и Министерство культуры Карелии. Об этом обеспокоенным ученым ИЯЛИ КарНЦ РАН написал глава РК, а редакции «Лицея» — Министерство культуры РК, куда мы отправили запрос о судьбе памятника. Ответ получен на днях, подписан замминистра Варварой Лебедевой.

Ирина Федосова была не доброй бабушкой-сказочницей, как в эскизе Кима, а художником огромного трагического диапазона. Фото Натальи Мешковой
Ирина Федосова была не доброй бабушкой-сказочницей, как в эскизе Кима, а художником огромного трагического диапазона. Фото Натальи Мешковой

Немного о предыстории вопроса. Напомним, что общественники требовали отменить результаты конкурса на создание памятника, в котором победил скульптор Александр Ким. Они посчитали его кулуарным и не приняли тот эскиз, который представил Ким. В конце мая этого года Минкульт провел круглый стол   с участием Александра Кима, представителей конкурсной комиссии, общественников, журналистов. Александру Киму предложили доработать проект и для этого провести встречи с фольклористами, этнографами, искусствоведами. В июне общественники направили открытое письмо главе Карелии Артуру Парфенчикову. Они писали, что итоги прошедшего конкурса необходимо аннулировать и объявить новый: Ирина Федосова — не добрая бабушка-сказочница, как в эскизе Кима, а уникальный художник огромного трагического диапазона. В конце июня был получен ответ Артура Парфенчикова на это письмо, в котором сказано, что проект памятника Ирине Федосовой будет доработан и представлен на общественное обсуждение.

С тех пор воцарилась тишина, почему мы и направили в октябре запрос в Министерство культуры.

Всё время, пока шла дискуссия о памятнике, волновал еще один вопрос: почему о памятнике не высказываются ученые Института языка, литературы и истории Карельского научного центра? Как удалось выяснить, ученые не молчали, в письме Артуру Парфенчикову в июле этого года они высказали свое мнение: «Победивший проект памятника не передает всего драматизма и многогранности поэтической натуры И.А. Федосовой».

Ученые высказали сожаление, что сотрудники ИЯЛИ, профессионально занимающиеся фольклором, не были включены в конкурсную комиссию и не могли высказать экспертные суждения. Они считают, что спешка с памятником Ирине Федосовой недопустима:

«Памятник должен стать украшением нашего города и быть достойным нашей прославленной землячки».

Письмо подписали три доктора наук — врио председателя КарНЦ РАН О.Н. Бахмет, директор ИЯЛИ О.П. Илюха и ведущий научный сотрудник сектора фольклористики ИЯЛИ А.В. Пигин.

В своем ответе в августе Артур Парфенчиков благодарит ученых за активную позицию и пишет, что решения по этому вопросу должны быть взвешенными и учитывать позицию научного сообщества. Далее сказано, что конкурс был проведен в соответствии с положением о нем, предложений и дополнений к нему на момент его утверждения не поступало. Заканчивается ответ следующими словами:

«А.Р. Ким готов к диалогу и взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами по доработке эскиза.

Министерству культуры Республики Карелия дано поручение о проведении серии встреч по доработке проекта с привлечением необходимых специалистов. Доработанный проект будет представлен на общественное обсуждение».

Дальше что-то пошло не так… Как мы прочитали в письме главы РК, он дал поручение министерству культуры организовать серию встреч скульптора со специалистами. Вместо этого из министерства культуры, как следует из полученного «Лицеем» письма и после наших уточнений, в июне позвонили в ИЯЛИ и дали ученому секретарю телефон… Александра Кима. Минкульт пишет нам: «По информации, полученной от А.Р. Кима, за прошедшее время с ним никто не связывался». Удивительно! То есть не скульптор должен быть озабочен доработкой своего эскиза, а ученые должны были искать встречи с ним!

Как удалось узнать «Лицею» от сотрудников ИЯЛИ, приглашать Кима для разговоров они не будут: решение по памятнику принято конкурсной комиссией, в которую ученых не пригласили, и решение это окончательное. В этом плане удивила ученых и фраза в письме Министерства культуры о том, что «окончательное решение о проекте памятника И.А. Федосовой будет принято по итогам совместной работы А.Р. Кима и специалистов ИЯЛИ». А как же общественное обсуждение, о котором писал им Артур Парфенчиков? По своей инициативе сотрудники ИЯЛИ, как они сообщили «Лицею»,  не будут добиваться встречи со скульптором. Но если бы Минкульт организовал встречу Александра Кима с заинтересованными лицами, не только из  ИЯЛИ, ученые, конечно, приняли бы в ней участие.

От редакции. Будем надеяться, что такие встречи все же состоятся. А будет ли найден общий язык между скульптором и специалистами, неизвестно. Но попытаться, видимо, стоит. А вот чего не стоит делать, на наш взгляд, так это торопиться с памятником. Здесь и правда спешка недопустима, памятник должен оказаться достойным нашей прославленной землячки.