Новости, Образование, Школа и вуз

«Дистанционное обучение полноценным нельзя назвать»

Фото: zebra-tv.ru
Фото: zebra-tv.ru

Продолжаем мониторить практику внедрения дистанционного обучения, на которое перешли школы Карелии с 7 апреля. 

На этот раз мы провели опрос педагогов: «Какие выводы вы можете сделать после двухнедельного дистанционного обучения?»

Ольга Давыдова, Петрозаводск: «Самой большой проблемой стала возросшая нагрузка»

— Безусловно, к такой форме работы мы все оказались не готовы. Самыми тяжелыми были первые дни обучения: и учителям, и ребятам необходимо было регистрироваться на различных учебных образовательных платформах, так как далеко не все из них включали полный перечень учебных дисциплин — вот и пришлось выкручиваться. Зачастую работать было невозможно: система постоянно висела, и тем не менее процесс все-таки пошёл. К концу первой недели постепенно вникли в то, как и что необходимо делать, платформы работали стабильнее.

Самой большой проблемой и для учеников, и для учителей и родителей стала возросшая нагрузка: для усвоения материала, закрепления и контроля знаний приходится работать за компьютером по несколько часов в день. Особенно тяжело семьям с несколькими детьми-школьниками. И тем не менее большинство ребят стараются, ответственно подходят к обучению. Особенно приятно, когда задают вопросы по изучаемым темам!

Конечно, переход на дистанционную форму — вынужденная мера. Назвать это полноценным обучением, на мой взгляд, нельзя. Необходимо личное присутствие и взаимодействие на уроке каждого. Но есть и определенные плюсы: учителя нашли и изучили новые ресурсы, к которым можно будет обращаться в дальнейшем (например, выстраивать процесс обучения с длительно болеющими), ребята открыли для себя полезные интернет-ресурсы и научились самостоятельно их использовать.

Ну и самое важное: наконец-таки дети захотели идти в школу! Об этом говорят и пишут многие ученики — им недостает повседневной теплоты человеческого общения.

Сейчас главная задача пережить эту ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями.

 

Педагог заонежской школы: «Дистанционное обучение проходит несколькими способами»

— С 7 по 10 апреля, на первой неделе дистанционного обучения, в заонежских школах было много проблем с интернетом. Жаловались и учителя, и родители, и дети. Платформа Российской электронной школы (РЭШ), на которой планировалось обучение, постоянно зависала. Электронный журнал тоже плохо работал.

С 13 по 17 апреля работа интернета нормализовалась, пришлось отказаться от платформы РЭШ. Теперь дистанционное обучение проходит несколькими способами: 1) в беседе ВКонтакте дети получают задания от педагогов, выполняют, отправляют фотографии работ, учителя оценивают. Этот вариант для тех, у кого хорошо работает интернет, есть компьютеры дома или телефоны. 2) по телефону от классного руководителя родители получают задания (у нас в школе это 1 и 4 класс так работают) либо распечатки заданий передаются детям.

Некоторые родители высказывают недовольство, что много заданий выдаётся, но это в основном те, кто работают, а потом вечером им приходится заниматься с детьми. А если это начальная школа, то времени уходит много.

Николай Савин, Питкяранта: «Очень помогли возможности социальных сетей»

— Наша школа в настоящее время работает дистанционно. Все педагоги по разному организовали учебный процесс, но объединяющим фактором является то, что у каждого ученика есть связь с учителем.

Большая часть уроков проводится в оффлайн-режиме с использованием учебников, рабочих тетрадей и методических материалов. Часть уроков проводятся онлайн с использованием zoom, skype, Якласс, учи.ру. Многие онлайн-сервисы дистанционной подготовки открыли бесплатный доступ, оказали помощь педагогам в организации дистанционного обучения.

Очень помогли возможности социальных сетей, даже не представляю, как бы мы смогли организовать этот процесс без них. Особенно когда в первые дни все зависло и не было возможности нормально работать.

Я горжусь своими коллегами, которые в кратчайшие сроки стали осваивать новые технологии, искать подход к каждой семье и ребенку, не жалея времени и сил, чтобы всем было максимально удобно. Спасибо большое родителям и ученикам за поддержку. Всем сегодня нелегко, только вместе мы сможем преодолеть все трудности.

 

Учитель петрозаводской школы: «Руководство дало отмашку, чтобы мы умерили пыл и поменьше задавали детям»

— Две недели дистанционного обучения. Что чувствую сама? Есть чувство какой-то непонятной вины из-за того, что мало владею технологиями ДО. Учусь на ходу. Работы много. Стараюсь максимально понятно комментировать ошибки при проверке работ. Обычно заканчиваю в 0.30. Днем есть пара перерывов.

Как работают дети? По-разному. Почти в каждом классе — у меня их 12 — есть один-два ученика, которые практически не приступили к работе. Старательные умницы присылают недельное задание одним разом. А основная масса подростков присылает готовое домашнее задание (ГДЗ). Имеющиеся в ГДЗ ошибки их не смущают. Оценок много, молчуны на уроке теперь заваливают меня письменными работами.

Позиция родителей? Тут не всё так плохо. Чувствуется, что многие дома на самоизоляции или работают удаленно. Контролируют, помогают, пишут, консультируются, пока никаких претензий мне лично не предъявляли.

В конце недели руководство нам дало отмашку, чтобы мы умерили пыл и поменьше задавали детям. Есть и светлые моменты: РЭШ уже не висит, как в первую неделю, и появилась обратная связь.

 

Ольга Ковру, Совет молодых педагогов при Профсоюзе образования РК: «Педагогов Карелии обучали дистанционным технологиям»

— Дистанционное обучение — вынужденная мера. Я воспринимаю сложившуюся ситуацию как возможность для самообразования, обмена опытом, расширения кругозора, повышения квалификации, изучения новых методов, организационных форм и средств обучения.

Сами мы давно учимся удалённо, на дистанционных курсах, теперь пришло время самим учить дистанционно. И это изменение формата вызвало трудности у многих учителей.

Справедливости ради стоит отметить, что в КИРО (раньше — ИПКРО), где я раньше работала, обучали педагогов Карелии электронным образовательным ресурсам и дистанционным технологиям. Возможно, никто из педагогов и предположить не мог, что это так пригодится и будет настолько актуально сегодня.

 

Предыдущие публикации по теме:

Первые отзывы учителей, детей и родителей: «Большую часть времени мы смотрели на упавшие сайты».

О причинах неготовности к онлайн-обучению размышляет кандидат педагогических наук Алла Нестеренко — «Онлайн пришёл, а мы не ждали?»