ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), Проблемный педсовет

Проблемный педсовет: от идеи до реализации -1

картинка с сайта tochek.net
картинка с сайта tochek.net

Включение образовательных учреждений в инновационную деятельность не могло не отразиться и на таком явлении школьной жизни как педагогический совет.

 

Аннотация

Материалы этой серии помогут администрации образовательного учреждения подготовить и провести ряд педагогических советов,  обеспечивающих основу для развития инновационной деятельности.

 

Введение

Педагогический совет – это высший орган коллективного руководства школой. Данная фраза понятна и привычна любому школьному работнику. На заседаниях педагогических советоврассматриваются проблемы повышения профессионального мастерства учителей, вопросы учебно-воспитательной и методической работы, решаются жизненно важные для учащихся вопросы: о переходе в следующий класс, о допуске к экзаменам, об исключении из школы и многие другие.

К счастью уходят те времена, когда заседания педсоветов превращались в декларативные выступления администрации школы или нудные докладыбез обоснованного анализа жизнедеятельности коллектива, без прогнозированияпутей развития образовательного учреждения, без споров и «мозговых штурмов», без  попыток  использовать трибуну педагогического совета для разрешения педагогических затруднений. Практика школьной жизни показывает, что такие заседания педагогических советов в глазах учителей не авторитетны. Свой протест они выражают по-разному, придумывают причины, чтобы отпроситься, проверяют во время них  тетради, заполняют журналы и т.п.

Непосредственное общение с руководителями образовательных учреждений показывает, что  несмотря на обилие литературы, посвященной педагогическим советам,  этот вопрос требует дальнейшей разработки и детализации, вплоть до написания опорных сценариев педагогических советов, которые бы отвечали современным требованиям к этой форме деятельности педагогического коллектива и облегчали работу администрации школы в этом направлении.

Построим возможную модель  вхождения педагогического коллектива в инновационную деятельность через некоторую совокупность педсоветов. Схема этой модели достаточно проста и выглядит примерно так:

1.     Анализ деятельности образовательного учреждения =>

2.     Выявление важных для данной конкретной школы  совокупности проблем =>

3.     Выделение первоочередных проблем =>

4.     Постановка целей и  задач, выдвижение гипотез, связанных с решением первоочередных проблем=>

5.     Формулирование  тематики педсоветов =>

6.     Определение целей и функций  педсоветов =>

7.     Выбор формы педсовета =>

8.     Разработка методики и сценария его проведения

1 – 4 этапы схемы в основном традиционны, а вот на 5-м  – 8-м  этапах могут появиться нововведения.

Общеизвестно, что обычно в рамках одного учебного года  проходит 4-5 педсоветов. Один из них аналитико–планирующий, один итогово-«переводной», следовательно, тематических может быть всего лишь два-три. Понятно, что при таком жестком дефиците времени кардинально решить какую-либо глобальную проблему невозможно. Возникает необходимость спланировать тематику заседаний педсоветов на более продолжительный срок, например, на два учебных года (6 педсоветов). Если под данную тематику организовать работу методического совета, школьных методических объединений, кафедр, творческих групп и других объединений педагогов, то в двухгодичном цикле, как показываетконкретная педагогическая практика, возможно:

1.     теоретическое изучение и осмысление вопросов, связанных с инновационной деятельностью как таковой;

2.     выделение и изучение тех направлений инновационной деятельности, которые наиболее приемлемы и необходимы для конкретной школы;

3.     выявление элементов инновационной деятельности, которые уже сложились в практике коллектива, отдельных учителей;

4.     осмысление полученных результатов и их корректировка;

5.     планирование следующего блока педсоветов. 

Допустим (для развертывания сценария  педсовета), что в результате глубокого разностороннего анализа деятельности педагогического коллектива школы было вскрыто противоречие между высоким уровнем квалификации учителей (высшее образование, значительный стаж работы, высокие квалификационные категории, почетные звания и т.д.) и низким уровнем обученности учащихся (70% школьников «троечники»). Это противоречие не только волновало администрацию школы, но и затрагивало «честь мундира» педагогического коллектива, так как позволяло сомневаться в его профессиональной компетентности.

Для разрешения этого противоречия было принято решение провести блок педагогических советов:

1.     Учитель-профессионал, какой он?

2.     Подходы к работе с педагогическими затруднениями.

3.     Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке.

4.     О путях совершенствования педагогического мастерства.

 

План проведения педагогического совета «Учитель профессионал, какой он?»

Идея педсовета. Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса в конкретном образовательном учреждении, является не столько желание администрации школы и ее обоснованная управленческая деятельность и творчество новаторов-одиночек, сколько грамотная, слаженная и целенаправленная работа учительского коллектива, каждый член которого осознает свое профессиональное мастерство, и, как следствие, свой профессиональный долг.

Вот почему, прежде чем вести коллектив по пути инновационных преобразований, необходимо, чтобы он (коллектив) сам диагностировал и осознал свое истинное состояние на текущий момент.

Цели педсовета:

1. Выявить представление  учителей школы понятия  «учитель – профессионал» и согласовать их в коллективе.

2. На основе представлений, выявленных у педагогов данной школы, составить обобщенный качественный портрет современного учителя-профессионала и сравнить его  с портретом, который предлагает инновационная педагогика.

Сформулированные цели  затрагивают  ряд важных вопросов:

1.     Соответствует ли  квалификация учителя и его реальная деятельность требованиям времени?
2.     Осознает ли учитель необходимость введения тех или иных новаций?
3.     Вводит ли педагог в свою деятельность необходимые новации или работает традиционно?
4.     Какими возможностями обладает  администрация школы для получения ответов на выше перечисленные вопросы?

 Форма  проведения педагогического совета.

К форме педагогического совета  были выдвинуты следующие требования:

а) каждый учитель имеет возможность высказать свое мнение, обосновать его, услышать одобрение или несогласие коллег;

б) каждый учитель имеет возможность узнать, каким видит современного учителя инновационная педагогика.

Оказалось, что форма проблемно-деловой игры в режиме «мозгового штурма»  вполне отвечает всем заявленным требованиям.

1. Начало заседания педагогического совета

Коллектив учителей делится на группы, которые могут быть сформированы на основе:

а) предметной принадлежности (математики, химики и т.д.);

б) желания учителей работать совместно, по симпатиям педагогов;

в) по  наличию лидера в группе, а также по другим признакам. 

Ведущий педсовета сообщает тему педагогического совета, цели, задачи, объясняет порядок работы.

Замечание.Тема педсовета, его цели и задачи записываются на больших плакатах, которые размещаются на доске. Это позволяет в ходе работы педагогического совета не отклоняться в сторону от намеченного плана.

2. «Мозговой штурм»( время работы 20-30 минут)

1.Ставится задача первого этапа педсовета: «Составить профессиональный  портрет современного учителя» (что должен уметь, знать; каковы результаты его деятельности, как они проявляются, как их можно оценить и т.д.) 

Замечание. Для удобства  и скорости работы на этом этапе каждому участнику педагогического совета раздается таблица  Следующего содержания (см. таблицу №1).

Таблица 1

Учитель

 должен

знать

Учитель

должен

уметь

Качества личности учителя

Учитель- профессионал не имеет права

Особое мнение о современном учителе (эту графу заполните по-своему усмотрению).

Варианты работы в группах.

Вариант №1. Первоначально каждому учителю предлагается заполнить таблицу №1 самостоятельно, а затем обсудить полученные результаты в группе. Итогом работы должна стать таблица, заполненная от имени всей группы.

Вариант №2. Таблица №1 сразу заполняется всей группой (такой вариант возможен, если участники группы неоднократно работали совместно). Итогом работы должна стать таблица, заполненная от имени всей группы.

Вариант №3. Группа разбивается на подгруппы, каждая из которых работает с каким-нибудь одним столбцом таблицы. Затем проводится коллегиальное обсуждение результатов работы подгрупп, в ходе которого заполняется общая таблица.

Итоги работы каждой группы фиксируются на листах большого формата, что необходимо для организации последующего обсуждения. Плакаты (результаты работы групп) вывешиваются на доске.

3. Экспертный этап

Цель этапа: в ходе коллективного обсуждения выявить представление педагогов школы о понятии учитель – профессионал.

Ведущий педагогического совета организует работу следующим образом.:

1. Представитель группы, пользуясь своим плакатом, обосновываетпозицию группы, объясняя, почему то или иное качество, свойство, знание должны быть присущи учителю-профессионалу. Остальные участники педсовета могут задавать вопросы, выступать в качестве оппонентов. В сводной таблице (таблица 1) фиксируются позиции, которые одобрены большинством учителей.  Те  предложения групп, которые были отвергнуты большинством, также фиксируются для вторичного анализа.

В ходе заслушивания всех групп, выявляется картина отношения педагогического коллектива к поставленной проблеме: «Мы думаем, что современный учитель-профессионал должен быть таким …».

2. Ведущий дает слово докладчику, который коротко сообщает педсовету требования к профессионализму учителей, сформулированные в нормативных документах по аттестации педагогов, и некоторые подходы  к обсуждаемому вопросу, разработанные педагогической наукой.

 Замечание. Сопроводить доклад целесообразно таблицами (таблицы №2, №3, №4). Это поможет быстро и качественно провести сравнительный анализ портретов. Таблица №2 составлена на основании требований к профессиональному труду педагога, представленных в нормативных документах по аттестации педагогических работников. Таблица №3 составлена на основании требований к учителю,  находящемуся на этапе вхождения в инновационную или экспериментальную деятельность  (разработчик — Немова Н.В.). Таблица №4  отражает портрет учителя, составленный в ходе опроса 1012 учителей по всей России (автор – Лизинский В.М.).

 

Таблица 2

Должностные обязанности учителя

Учитель должен знать

1.     Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета.

2.     Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

3.     Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.

4.     Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

5.     В специальных образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся, направленную на максимальную их коррекцию.

6.     Соблюдает права и свободы обучающихся.

7.     Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

8.     Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

9.     Осуществляет связь с родителями.

10.  Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

11.  Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

1.     Конституцию РФ.

2.     Законы РФ.

3.     Решения Правительства РФ и органов образования по вопросам образования.

4.     Конвенцию о правах ребенка.

5.     Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач.

6.     Педагогику.

7.     Психологию.

8.     Возрастную физиологию и школьную гигиену.

9.     Методику преподавания предмета и воспитательной работы.

10.  Программы и учебники.

11.  Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов.

12.  Средства обучения и их дидактические возможности.

13.  Основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки.

14.  Основы права.

15.  Основы научной организации труда.

16.  Правила и нормы охраны труда, техники безопасности.

 

Таблица 3

Учитель должен знать Учитель должен уметь разработать Учитель должен уметь правильно действовать на практике
1. Проблемы, которые могут быть решены с помощью новой технологии.

2. Результаты, которые могут быть получены после применения новой технологии на практике.

3. Сущность новой технологии, теоретическое обоснование получения новых результатов.

4. Методы и приемы, которые используются учителем в новой технологии.

5. Методы работы учащихся.

6. Методы обучения учащихся при работе в новой технологии.

7. Этапы усвоения новой технологии учителем и учащимися.

8. Модифицированный вариант учебной программы:

1. Модифицированный вариант учебной программы:

—       Развивающей направленности;
—       Социализирующей направленности;
—       Для модульного курса;
—       Для метода проектов;
—       Для других технологий.

2. Календарно-тематическое планирование.

3. Поурочное планирование.

4. Планы уроков различных типов.

5. Раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся.

6. Задания для групповой работы учащихся.

7. Содержание учебных проектов.

8. Дифференцированные самостоятельные задания для учащихся.

9. Новые тесты для текущего и итогового контроля.

10. Показатели для словесной оценки учебной деятельности учащихся и т.д.

1. Применять различные приемы и методы работы, характерные для данной методики.

2. Проводить уроки  различных типов.

3. Анализировать проведенные уроки и выявлять их недостатки и достоинства.

4. Обучать школьников новым приемам учебной деятельности.

5. Оценивать результативность использования новой технологии, хотя бы посредством простейших методов диагностики.

 

Таблица №4

Учитель должен знать

Учитель должен уметь

Качества личности учителя

1. Содержание своего предмета.

2. Методику преподавания.

3. Способы самодиагностики.

4. Возрастную психологию.

5. Приемы мотивации учебной деятельности учащихся.

6. Способы, методы и приемы индивидуального и дифференцируемого обучения.

7. Новые пе5дагогические концепции и технологии.

8. Современные направления развития образования.

1. Доступно излагать материал.

2. Объективно оценивать знания учащихся.

3. Обучать практическим знаниям и навыкам.

4. Критически оценивать свое воздействие на учеников.

5. Ладить с учениками и их родителями.

6. Грамотно и четко излагать свои мысли и требования;

7. Приучать учеников к  овладению понятийным аппаратом  предмета.

8. Управлять своими эмоциями.

9. Организовать самообразование учеников.

1. Ум.

2. Благородство.

3. Культура.

4. Знания.

5. Профессионализм

6. Любовь к детям.

7. Дисциплинированность.

8. Склонность к творчеству.

9. Коммуникабельность.

10. Активность.

11. Организаторские способности.

12. Интеллигентность.

13. Чувство юмора.

14. Умение слушать.

15. Способность к анализу.

16. Трудолюбие и упорство.

17. Тактичность.

18. Справедливость.

19. Порядочность.

Группам раздаются рабочие материалы (таблицы №2,3, 4), в которых  с различных позиций проанализирована фигура современного учителя: по результатам деятельности, по уровню знаний, по гностическим, проектировочным, конструктивным, коммуникативным и др. умениям, по характеру, способностям и ряду других позиций.

Замечание. Организаторам педагогического совета надо помнить, что не все учителя школы владеют терминологией, принятой в современной педагогической науке. Поэтому нужно быть готовым дать определение каждого из используемых терминов. Если какое-либо определение вы дать затрудняетесь, то лучше не использовать его совсем.

4. Ведущий дает  группам новое задание: сравнить результаты работы групп, полученные в результате «мозгового штурма», с аттестационными требованиями и предложенными научными подходами.

Цель работы: выявить, насколько «коллективный портрет» учителя-профессионала  соответствует портрету «нормативному» и «научному».

Выводы, полученные на этом этапе работы, могут быть такими:

а)  для успешной деятельности необходимо переосмыслить представление о себе как о современном профессионале;

б) следует четко знать квалификационные требования, которые предъявляются к учителю в ходе аттестации;

в) наши знания о самих себе достаточно поверхностны, что может быть помехой в определении уровня истинной квалификации учителя;

г) другие выводы.

Ведущий предлагает учителям заслушать результаты анкеты «Учитель глазами ученика».

Цель этой анкеты: выявить и показать учителям, какие качества ценят в педагогах ученики.

Внимание! Результаты анкетирования не должны быть преданы огласке, ни при каких условиях. Администрация школы может ознакомить учителя только с результатами анкетирования касающимися его лично. Во-первых, потому, что анкетирование не всегда отражает истинное положение дел; во-вторых, обнародование результатов анкеты может травмировать учителя, что недопустимо; в-третьих, если отношения между учителем и учениками действительно обострены, анкета может спровоцировать нежелательный конфликт.

На педсовете можно дать только общий результат анкетирования. Отметить те качества, которое более всего ценят в учителе ученики и то, которое проявляется в нас, по их мнению, менее всего.

 

4. Заключительный этап

Цель: выработать проект коллективного решения педагогического совета.

Ход заключительного этапа педсовета.

1. Групповая работа, в ходе которой каждая группа формулирует и записывает на больших листах  проект решения педсовета;

2. Обсуждение представленных проектов, результатом которого является принятие сводного проекта решения педсовета.

3. Создание экспертной группы, которой педсовет поручает конкретизировать и детализировать  принятое решение, а также сформулировать  цели и задачи коллектива, направленные на реализацию этого решения.

Педсовет завершает свою работу.

Резюме после педсовета (выводы сделаны на основании опроса учителей и наблюдений автора).

Проанализируем теперь, какой же опыт смогут вынести учителя, после педсовета, организованного описанным образом.

Во-первых, сама постановка проблемы, вскрытие названных выше противоречий оказались интересны большинству учителей и мотивировали их дальнейшую деятельность.

Во-вторых, отсутствие ограничений в выражении мыслей, своего видения проблемы сделали работу групп творческой и продуктивной.

В-третьих, групповая форма работы позволила учителю не только выразить свое мнение, но и сопоставить его с мнением коллег, уточнить, осмыслить, обосновать, в чем-то пересмотреть свои представления.

В-четвертых, новая информация, преподносимая в рамках педсовета, не навязывается, а подается в качестве материала для размышления, сопоставления и анализа.

В-пятых, по целому ряду показателей (цели, методам, форме, и т.д.) деятельность учителей в рамках педсовета может быть отнесена к разряду инновационных.

В-шестых, сама методика педсовета может стать для учителя образцом для организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, деятельность учителей в рамках предлагаемой модели педагогического совета можно рассматривать и как собственно инновационную деятельность и как средство обучения этой деятельности.

 

Примечание. Полный текст брошюры с приложениями в формате, удобном для практического использования, будет доступен в нашем Интернет-магазине.

Об авторе: Пономарева Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры развития образования Академии Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Работников Образования, г. Москва.