дополнительное образование, ИКТ и дистанционное обучение, метод проектов, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), Проект в дистанте, цифровые ресурсы (ЦОР)

Сороковые, роковые. Свинцовые, пороховые…

карточка проекта "Военное детство" на сайте "Глобаллаб"

Если хотя бы несколько человек в каждой школе зададут своим близким вопросы об их военном детстве, получится большая живая картина и уникальный материал для исследований.

Сетевой проект для школьников «Военное детство» запускает республиканский центр «Ровесник» на базе сайта «Глобаллаб».

…Они проводили почти все время во дворе, запоем читали книги, обменивались ими, с жаром обсуждали. В войну не играли – играли в казаков-разбойников и лазали по гаражам.  Победы нашей армии были гораздо более важными праздниками, чем Новый год или дни рождения.

День начала войны он отлично помнит: как слушали радио на вокзале под Ленинградом, как быстро вернулись с дачи в город, и родители сразу побежали на работу. Как в первые же дни войны они решились отправить восьмилетнего сына в эвакуацию с детским домом, а сами остались в Ленинграде. Теперь он часто думает о том, какой это был Поступок и чего им это стоило. А когда позднее все вместе собрались  в Челябинске, где отец круглосуточно работал на тракторном заводе, производившем танки, жили двумя большими семьями в двух комнатах: в одной все взрослые, в другой (семь метров) – дети. Спали на трехэтажной самодельной кровати…

Обратившись к своему отцу, Александру Селюцкому, с просьбой проверить анкету сетевого проекта «Военное детство», я не думала, что узнаю столько нового о своей семье.

 

Проект

Собственно, проект мы еще только собираемся запустить. В республиканском центре дополнительного образования «Ровесник», где  вместе с коллегами я занимаюсь дистанционным обучением,  мы часто проводим конкурсы и проекты для школьников. Отметить день Победы тоже решили сетевым проектом. Сегодня осталось очень мало участников Великой Отечественной Войны, но у многих школьников есть дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, чье детство пришлось на военные годы. Сохранить живую память о военном детстве кажется нам важным.

С этой идеей и довольно смутными представлениями о путях ее воплощения я обратилась к директору Национального музея Карелии Михаилу Леонидовичу Гольденбергу. Михаил Леонидович выслушал мою сбивчивую речь, решительно сказал: «Записывай!» и за отведенные мне полчаса довольно подробно изложил,  как должна выглядеть наша анкета.

Я сделала анкету, проверила ее на папе, кое-что подкорректировала и стала искать способ реализовать Интернет-проект.

Конечно, такой проект можно реализовать и без Интернета. Но Интернет дает уникальную возможность собрать действительно большой массив информации. Представьте: если хотя бы несколько человек в каждой школе зададут своим близким вопросы об их военном детстве, получится большая живая картина и уникальный материал для исследований.

Однако материал нужно как-то обрабатывать, особенно если его много.  Привычная нам среда дистанционного сайта для этого не очень подходит. Но нам повезло – сегодня для сетевых проектов есть возможность воспользоваться средой глобальной школьной лаборатории «ГлобалЛаб».

 

ГлобалЛаб

Идея собирать информацию для исследований в сети Интернет, наверное, посещала каждого, кто, с одной стороны, занимался организацией детской исследовательской деятельности, с другой – имел опыт работы во Всемирной паутине. Я по крайней мере как раз в 90-е годы  мечтала о парочке исследований, в которых можно было бы опросить людей с помощью Интернета. Но в то время средств для технического воплощения этой идеи не нашлось. Когда в начале этого учебного года я пришла на сайт «ГлобалЛаб», чтобы посмотреть, может ли эта среда быть полезной для наших целей, у меня возникло чувство, что кто-то реализовал мою давнюю мечту вполне современными средствами.

Среда позволяет не только собирать данные, включая закрытые (с выбором ответов) и открытые (предполагающие ответ в свободной форме) вопросы, траектории на географических картах, фотографии и многое другое, но и обрабатывать их – строить графики и диаграммы, показывающие, как зависят одни факторы от других.  И вместе с тем эта среда живая, теплая. Когда видишь большие коллекции собранных разными людьми фотографий или представленный четкой графикой массив коротких сообщений (ответов на один вопрос, данных разными людьми), дух захватывает.

У ГлобвлЛаб солидная история. Разработанная  в начале  90-х  российским ученым Борисом Беренфельдом и американским исследователем Робертм Тинкером, концепция сетевой среды исследователей постепенно находила свое воплощение – сначала в отдельных курсах с использованием Интернета, затем – на специально организованных сайтах. Проект  развивался и в 2013 году предстал перед сообществом педагогов, родителей и школьников в виде сайта http://globallab.org/ru , позволяющего собирать и, главное, обрабатывать большие массивы информации по самым разным областям знаний.

«ГлобалЛаб для меня – всё, что я понял про образование. Надежда на то, что школа станет собственно жизнью, а не подготовкой к ней», – это слова одного из авторов проекта и его научного руководителя Бориса Беренфельда.

 

Приглашение

А теперь я попробую собрать вместе две такие разные части этой статьи.

Мы предлагаем школьникам и их семьям принять участие в сетевом проекте «Военное детство». Для этого нужно опросить с помощью анкеты проекта своего родственника или знакомого, чье детство пришлось на военные годы, и загрузить анкету в Интернет.

И если таких анкет будет много, мы узнаем, во что играли и как относились друг к другу, чем помогали взрослым и как учились, как одевались, чем питались, чем болели и чем лечились, какие праздники отмечали и как запомнили главные дни войны люди, пережившие военное детство. Узнаем, чем похожи их личные истории, и чем отличаются, и от чего это зависит.

Я еще не до конца придумала, как буду анализировать и сравнивать данные – в ходе исследования есть возможность добавлять новые варианты обработки, и я надеюсь получить исследовательские вопросы от ребят – участников проекта. Но в анкете заложена возможность сделать выборку по Карелии и ряду других регионов, где мы рассчитываем найти активных участников.

Проект расположен по адресу https://globallab.org/ru/project/cover/voennoe_detstvo.ru.htm . О том, как работать на сайте ГлобалЛаб в проекте «Военное детство», как заполнять анкету, где смотреть результаты, рассказано в скринкасте. Приходите! Мы вас очень ждем!