Новогодние конкурсы на дистанционных сайтах
1. Снеговички из морфоящиков
— Как вы провели праздники? Отдохнуть удалось?
— Проверяла новогодние конкурсы на дистанционных сайтах.
— Это отдых?!
— В общем, да.
Проверять, когда есть результат, это действительно почти отдых. Вот подсчитывать баллы, анализировать итоги – это уже работа. А потом еще подписывать электронные грамоты. Около 60 участников на одном сайте, больше 30 на другом. Хорошо еще, что на дистанционном курсе-конкурсе результаты подсчитываются автоматически и выводятся в моих любимых электронных таблицах exel. А с грамотами помогают коллеги.
И все-таки хорошо построенный курс-конкурс – это тот случай, когда вклад с лихвой окупается результатом. Получаешь богатую обратную связь. Заметно развиваются дети. Растёт компетентность учителей, включая самих авторов курсов.
В принципе конкурс – это обычный дистанционный курс в среде moodle, только с элементом соревнования. Сначала дети проходят лекции, выполняют вспомогательные задания и тем самым чему-то учатся. А потом реализуют полученные умения в творческих работах. Учиться дистанционно не так-то просто, ведь умение получать информацию из текста (а не из уст учителя) присуще далеко не всем школьникам. Чтобы преодолеть трудность, нужен дополнительный мотив. В нашем случае помогает соревнование.
Для конкурсов я позволяю себе составлять задания различного уровня трудности, ощупью определяя планку, которую могут взять ученики в дистанционном режиме и корректируя методику обучения.
Работаю на двух сайтах. Первый – заочная школа «Новая вершина» республиканского центра «Ровесник» (http://rsa.karelia.ru/moodle ). Здесь учатся ребята из школ Карелии, в основном из поселка Шуя и СОШ №2 г. Питкяранта. Второй – сайт моих экспериментальных площадок по проблемно-ориентированному обучению (http://moodle.jlproj.org ). Площадки – часть вторая моей работы в Академии повышения квалификации г. Москва. В 2011 — 2012 учебном году на втором сайте учатся в основном дети из Тольятти и Калининграда. Конкурсы стараюсь делать примерно одинаковые. На сайте площадок они немного сложнее, так как туда чаще приходят ребята, изучающие ОТСМ-ТРИЗ.
В прошлом году на втором сайте было совсем немного народа, а на первом среди довольно большого числа ребят было не так много активных участников. В этот раз ситуация изменилась. Конкурсы запустили 1 декабря, и весь месяц я непрерывно писала комментарии. В дистанционном курсе правило: если хочешь чему-то научить, нужна хорошая обратная связь. А значит, надо не только ставить баллы, но и обязательно комментировать результат.
Сейчас, когда новогодние соревнования позади и осталось только обсудить результаты, наградить победителей и активных участников, попробую описать то, что у нас получилось.
• Для меня это способ рефлексии: что удалось или не удалось, какие вопросы остались, куда дальше двигаться.
• Педагогам и родителям, которые приводят на дистанционный сайт детей и курируют их работу, хочется объяснить, какие умения мы пытались сформировать с помощью конкурсных заданий.
• А тем, кто еще не решил, стоит ли включаться вместе с детьми в такие формы работы, этот материал поможет сделать выбор.
Итак – дистанционные конкурсы в среде moodle.
Сайты на moodle сегодня очень популярны во всем мире. Среда интересна не только своей относительной простотой и достаточно широкими дидактическими возможностями. В отличие от многих других ресурсов, слабо ориентированных на определённые педагогические цели и задачи, среда moodle основана на концепции социального конструктивизма . Ученики сами создают новые знания в процессе общения в Сети – так можно выразить основную идею moodle. В среде разнообразный набор инструментов: ресурсы, позволяющие подключать файлы любого типа и элементы курса – интерактивные лекции, тесты, форумы, опросы, и главное – базы данных, которые дети могут заполнять самостоятельно. Организовать проект в среде moodle несложно, причём есть возможность в ходе проекта дать детям новые знания и умения.
По моим наблюдениям, в нашей стране moodle по своему прямому назначению используется достаточно редко. Близкие социальному конструктивизму идеи реализованы в проектах Intel, а в курсах на базе moodle применяются вполне традиционные подходы: прочитай – ответь на вопросы – выполни задание. Уровень использования элементов среды часто обескураживает, а иногда просто ужасает. Но это тема отдельного разговора.
С коллегами мы попытались использовать moodle по прямому назначению и думаем, что у нас это получилось. Во-первых, исследование какой-либо проблемы мы начинаем со сбора информационных копилок, для чего отлично приспособлен элемент курса «база данных». Иногда курсы строятся целиком на заполнении детьми баз данных. Эта работа, как правило, увлекает и детей, и педагогов. Но можно пойти дальше – обобщить информацию с помощью интерактивных лекций и предложить детям создать свои творческие продукты, для размещения и обсуждения которых используются также базы данных или форумы. Такая несложная схема дает довольно большие возможности. Но для массового использования курсов, требующих немалых учебных усилий, есть еще одно важное условие: рядом с ребенком должен быть взрослый, у нас он называется куратором дистанционного курса. В Карелии некоторые школы приводят на дистанционный сайт классы или группы детей во главе с учителем. Как правило, учителя сперва проходят курсы сами, чтобы потом квалифицированно помогать детям. Светлана Дмитриевна Харина и Ольга Васильевна Щербина из Питкяранты, Маргарита Анатольевна Мартынова из посёлка Шуя работают так уже второй год.
На площадках в других городах работают учителя-энтузиасты. Екатерина Юлиановна Шагинян, воспитатель группы продленного дня интерната № 4 г. Тольятти, привела в этом году на сайт своих четвероклассников. Интернат коррекционный, для слабовидящих детей. В классе 10 человек, очень разных по уровню развития, специфике заболеваний. Но вся десятка во главе с воспитателем на сайте работает просто замечательно. Компьютер осваивают параллельно – уже трудно понять, кто кого учит, главное – всем польза. Большая часть продуктов дистанционных конкурсов – результат работы этой тольяттинской команды.
Вот после такой небольшой преамбулы можно будет рассказывать о самих новогодних конкурсах.
Итак, курс «До Нового года осталось…». В полном соответствии с названием на курсе висит плагинчик, отсчитывающий часы до новогоднего праздника. Открывается курс в декабре, работает до начала января. В январе он еще открыт для посетителей, а потом мы его закроем до преддверия следующих новогодних праздников.
Разделов несколько, мы стараемся менять задания. В прошлом году основным творческим заданием было конструирование снеговичков с помощью морфологической таблицы. Заодно изучили морфологический анализ – метод, позволяющий придумывать новые идеи объектов, комбинируя различные варианты их частей или других признаков.
Нужно было придумать различные варианты – из чего может быть сделано туловище снеговика, глаза, нос, руки, что он держит в руках, что у него на голове.
| |
| |
| |
Из заполненной таблицы «доставали» своих снеговичков, делали их, фотографировали и результат размещали на сайте. Иногда учитель считывает методику, объясняет её детям, а иногда и родителям, организует работу детей, а потом на сайте размещает результаты. В канун 2011 года такой работой занимались педагог детского сада № 170 г. Тольятти А.Г. Апресова и учитель 4-го интерната г. Тольятти В.И. Каменская (тогда её ученики были третьеклассниками). А в этом году «снеговичков» активно осваивали «карелы», правда, они не столько делали их сами, сколько искали готовые варианты в Интернете.
В прошлом году конструирование снеговичков было центральным конкурсным заданием.
В этом году детям было предложено поучаствовать в четырёх основных конкурсах:
• Нескучные открытки
• Новогоднее сочинительство
• Игрушка по приему
• Внимание! Проблема!
По просьбе ребят, которые не нашли в конкурсах места для своих новогодних поделок, на сайте площадок была открыта база своих игрушек и объявлен кокурс зрительных симпатий.
В следующих статьях расскажем о них подробнее.