дополнительное образование, ИКТ и дистанционное обучение, образовательная среда, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), проблемы дистанта

Каникулы в дистанте-4

Новогодние конкурсы на дистанционных сайтах

4. Трудно быть решателем

дети решают проблемы
дети решают проблемы

Главный вопрос для ТРИЗ-педагога – как научить детей жить в мире, полном проблем? Научить замечать проблемы, принимать их, решать, оценивать свои и чужие решения. Шаг за шагом мы пытаемся приблизиться к этой цели. Конкурс новогоднего изобретательства – один такой шаг.

Автор Общей теории сильного мышления на базе ТРИЗ Николай Хоменко любил повторять: задачу никогда нельзя решить до конца, можно только приостановить решение. Действительно, в каждом хорошем решении есть новые проблемы, каждое можно развить и улучшить.

Существует немало мифов о детском творчестве. Одни считают, что ребенок гениален и поэтому может решить любую проблему. Другие возражают: он слишком мало знает и умеет, поэтому на самом деле ничего не может. Просто болтает что попало, а мы это интерпретируем по-своему и принимаем за творчество.

Ребёнок, конечно, может многое… если его учить. А если не учить, будет болтать что попало, умиляя наивных взрослых.

Опыт обучения детей решению проблем в ТРИЗ-педагогике нарабатывается с семидесятых годов прошлого века. Он описан в популярной детской книге автора ТРИЗ «И тут появился изобретатель…» (Г.С. Альтшуллер для детей писал под всевдонимом Г. Альтов). Позднее появились другие книжки для юных изобретателей. И пока старшеклассники учились одолевать технические задачи, применяя школьную физику и химию, детсадовцы с энтузиазмом спасали Колобка из лап Лисы и придумывали, как сделать его на время квадратным (точнее кубической формы), чтоб не укатился, куда не надо.

В наше время Российская Ассоциация ТРИЗ ежегодно  проводит конкурсы по решению творческих задач в разных возрастных группах. По результатам конкурсов издаются методические пособия, так что педагог, желающий заняться с детьми решением проблем, получает квалифицированную помощь.

И все-таки обучение работе с проблемами остается, пожалуй, самым ненадежным звеномметодической поддержки наших педагогических площадок. Учителя боятся этим заниматься: трудно удержать разгоряченный штурмом проблемы класс, непонятно, какие предложения детей поддержать, какие отвергнуть, страшно самому ошибиться, научить неправильно… Дистанционные курсы очень помогли бы учителю, если бы только удалось с их помощью организовать качественную поддержку обучения решению проблем. Конкурсы на дистанционных сайтах – первая проба пера.

Конкурс новогодний, поэтому задачи касаются судьбы атрибутов Нового года – игрушек, ёлочек…

В прошлом году проблема выглядела так (рис.1):

Рис. 1. Задача о елочках
Рис. 1. Задача о елочках

К выложенному на главной странице сайта «письму ёлочных игрушек» прилагалась инструкция. Вот она.

ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВО ВРЕМЯ НОВОГО ГОДА, ЧТОБЫ УКРАШАТЬ ЕЛКУ И

ИХ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ОСТАЛЬНОЕ ВРЕМЯ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ ПЫЛИЛИСЬ В ШКАФУ, НЕ ЗАНИМАЛИ МЕСТО, НЕ СКУЧАЛИ.

Попробуй придумать, из чего должны быть сделаны игрушки, чтобы они САМИ ИСЧЕЗАЛИ после Нового года.

Другой вариант противоречия:

 ЧТО-ТО ДОЛЖНО БЫТЬ ЕЛОЧНОЙ ИГРУШКОЙ НА ВРЕМЯ НОВОГОДНИХ ПРАЗДНИКОВ, ЧТОБЫ УКРАШАТЬ ЕЛКУ И

НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧЕМ-ТО ДРУГИМ В ОСТАЛЬНОЕ ВРЕМЯ, ЧТОБЫ И В БУДНИ ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ.

Попробуй разные варианты разрешений этого противоречия:

 1. Что-то само –  игрушка, а вместе с чем-то — не игрушка (а какой-то другой полезный предмет).

 2. Что-то само – полезный предмет (не игрушка), а вместе с чем-то становится елочной игрушкой.

 3. Что-то само –  полезный предмет (не игрушка), но на елке смотрится как игрушка.

 4. Каждая часть –  не игрушка, а если их собрать вместе – получается игрушка.

И еще один вариант противоречия: ЕЛКА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗ УКРАШЕНИЙ, ЧТОБЫ НЕ ПРИШЛОСЬ ИХ ДЕЛАТЬ, А ПОТОМ ПЫЛИТЬ В ШКАФУ

И ЕЛКА ДОЛЖНА БЫТЬ УКРАШЕННОЙ, ЧТОБЫ РАДОСТНО ВСТРЕТИТЬ НОВЫЙ ГОД.

Попробуй найти такое решение: вот стоит елочка без всяких игрушек, потом что-то случается в комнате (или в зале)? и она становится нарядной и красивой.

Ты можешь решить одно противоречие или все, одним способом или разными. Главное  выполнить правила:

 1. Твои решения должны быть простыми, без больших затрат.

 2. Игрушки должны исчезать после Нового года или превращаться в «неигрушки».

3. Решения должны быть твоими собственными!!!

А вот какие получились решения.

Учитель лицея №57 г. Тольятти Ирина Борисовна Крючкова не выводила своих учеников на дистанционный сайт – задачу они решали в классе, а потом оставили сообщение в форуме:

«Сегодня ребята 3 а класса решали проблему, как украсить елку, чтобы украшения не пылились в коробке, а ими пользовались и после праздника. Были предложены такие решения:

·         стеклянные шары после праздника использовать вместо зеркала (минусов много, мы их обсудили);

·         в шарике есть приспособление, которое может потом превратить этот шарик в вазу для конфет, шкатулку для драгоценностей, то есть внутрь можно будет потом что-то складывать;

·         шарики-свечки (использовать потом как осветительный прибор);

·         пластмассовые шарики, которые после Нового года будут игрушками для малышей, для котят(привязать на веревочку);

·         шпиль для ёлки использовать летом для песочных замков;

·         мишуру использовать на 8 Марта, день рождения, любой другой праздник;

·         украсить елку бусами, которые потом будут украшать хозяйку;

·         «съедобная елка» (игрушки — фрукты, конфеты) –  после праздников на десерт сгодятся;

·         «школьная елка» (вместо игрушекшкольные принадлежности, немного украшенные мишурой; после праздника вещи вернутся в портфели учеников).

Будем рады, если кто-то воспользуется нашими идеями!»

А вот предложения детей, занимавшихся в кружке по решению проблем, но работавших самостоятельно:

украсить ёлочку самодельными бусами из рябины,  а после Нового года отнести эти бусы в кормушку для птичек; нарядить мягкими игрушками (после праздников отдать детям для игры), ленточками и бантиками (снять с ёлки и украсить платья девочек), повесить на ёлочку детали из конструктора «лего» (фотографии ёлок, украшенных деталями лего, можно найти и в Интернете»).

Не изучавшие ТРИЗ ребята с этой проблемой тоже в общем справились, правда, спектр решений у них был значительно уже. Калининградец Никита Щ.  сначала предложил: «сделать такую игрушку чтобы она с ёлки не падала и не разбивалась». Я ответила, что это ещё не решение проблемы – надо описать, из чего сделать такую игрушку, как она будет выглядеть. Он  сделал мышку из прищепки –  и полезный предмет, и игрушка (рис. 2)

Сообщение Никиты в форуме
Рис. 2. Сообщение Никиты

Одноклассница Никиты Саша О. тоже разбиралась с задачами конкурса сама. Она предложила известный вариант – игрушку из макарон, сама её сделала и правильно применила к поставленной проблеме (рис. 3). Совсем неплохо для начала.

Рис. 3. Сообщение Саши
Рис. 3. Сообщение Саши

Можно заключить, что ребята восприняли идею совмещения требований «и полезный предмет, и игрушка», самостоятельно нашли решения. Собственно, результат получился ожидаемый. Взгляните еще раз на инструкцию (подчёркнутый текст под рис.1). Крупным шрифтом там выделены противоречия, они чётко задают направление решения проблемы. Курсивом набраны различные варианты разрешения противоречий – они подсказывают, как совместить противоположные требования. Разрешение противоречия выглядит как загадка: «само – игрушка, вместе с чем-то – не игрушка»; «каждая часть – игрушка, целое – не игрушка» и т.п. Если разгадывание загадок для детей дело привычное, они и решение проблемы, заданной в виде загадки, тоже найдут легко.  Гораздо труднее научить дистанционно решать проблемы, требующие самостоятельного анализа.

В ТРИЗ нестандартная задача решается по определенной программе (Алгоритму решения изобретательских задач – АРИЗ), с использованием особых инструментов. И есть целый список умений, которыми необходимо владеть человеку, чтобы использовать алгоритм на должном уровне. Для детей существуют варианты адаптированного АРИЗа, позволяющие решать более простые, но все-таки нестандартные, творческие задачи. Проблема в том, что освоение АРИЗа по шагам не повзволяет научиться им пользоваться, т.к. самое сложное не выполнить шаг, а связать его с другими шагами. Получается противоречие: чтобы освоить инструмент, нужно уделить ему какое-то время и место в учебном процессе, а это значит, что нужно заниматься им отдельно. А чтобы научить его использованию при решении задач, его следует давать внутри целостного процесса решения.

Это противоречие решают разными способами. В 90-е годы Н.Н. Хоменко ввел в Минской школе ТРИЗ нелинейную систему обучения на основе известной игры «Да-Нет». Ученикам сообщается проблема, решенная кем-то раннее. Их задача найти это решение, задавая преподавателю вопросы, на которые он отвечает только «Да» или «Нет». По условиям игры решение нужно найти за наименьшее количество вопросов. Преподаватель регулирует процесс, подсказывая ученикам инструменты, позволяющие задать наиболее сильные вопросы, сужающие область поиска. И ученики в процессе игры получают первый опыт построения идеального решения (идеального конечного результата),  формулирования и разрешения противоречий.

Более компромиссные, но приемлемые в определенных случаях способы обучения – предложить  какой-то минимальный вариант целостного алгоритма, на который наращиваются более сложные инструменты.Так устроен, например, ДАРИЗ (Детский АРИЗ) Е.В. Пчелкиной и А.В. Кислова. В ОТСМ-ТРИЗ используется модель «Клещи», основанная на главных инструментах АРИЗ и позволяющая много раз переформулировать задачу, приближаясь к решению (Н.Н. Хоменко).

Еще один вариант – полностью показать процесс решения, дав ученику возможность самому выполнить некоторые шаги, т.е. в готовом виде задать «костяк», внутри которого нужно сделать определенные шаги самостоятельно. Этот вариант подходит для дистанционного обучения, и я пыталась понять, какие шаги дети могут сделать более ни менее уверенно, пользуясь инструкциями-подсказками, а где возникают трудности.

В конкурсе конца 2011 года была предложена проблема о защите ёлок под Новый год

«Как сделать, чтобы ёлки в лесу и в городе не рубили под Новый год? Эту проблему люди решают уже много лет.

Сейчас очень многие люди покупают искусственные ёлочки, сохраняя тем самым множество ёлочек живых. Но все равно каждый год браконьеры вырубают их тысячами и продают несознательным людям. В этой связи возникает много проблем, попробуй решить хотя бы две из них.

1) Как сделать, чтобы браконьер САМ НЕ СМОГ или САМ НЕ ЗАХОТЕЛ рубить ёлочку в городе или вблизи города?

2) Как сделать, чтобы люди, которые не любят искусственные ёлки, все-таки не покупали срубленные ёлочки?»

Инструкция для решателей

Рассмотрим первую задачу: КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БРАКОНЬЕРЫ НЕ РУБИЛИ ЁЛОЧКИ В ГОРОДЕ И ОКРЕСТНОСТЯХ?

1.

1) Представь, что ты волшебник и можешь сделать так, чтобы всё, что требуется, произошло само собой. Взмахиваешь волшебной палочкой и говоришь: «ХОЧУ, ЧТОБЫ БРАКОНЬЕР САМ НЕ МОГ ИЛИ САМ НЕ ХОТЕЛ РУБИТЬ ЁЛОЧКУ». ИЛИ «ХОЧУ, ЧТОБЫ ЁЛОЧКА САМА ОТПУГНУЛА БРАКОНЬЕРА».

 2) Дальше ответь на вопрос, КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЁЛОЧКА, ЧТОБЫ БРАКОНЬЕР НЕ ЗАХОТЕЛ ИЛИ НЕ СМОГ ЕЁ РУБИТЬ? Попробуй найти способ придать ей такое свойство.

3) Можешь попытаться узнать в Интернете, как решается такая задача. Если ты используешь чужое решение, обязательно дай ссылки!

2.

А теперь рассмотрим вторую задачу – для тех, кто хочет иметь дома настоящую ёлочку, но не хочет их рубить.

 У ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНА БЫТЬ НАСТОЯЩАЯ ЁЛОЧКА, ЧТОБЫ ПЕРЕДАТЬ ОЩУЩЕНИЕ НОВОГО ГОДА, И ЕЁ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, ЧТОБЫ НЕ ГУБИТЬ ЁЛОЧКУ.

Здесь в инструкции к проблеме №1 сформулированы варианты идеальных решений.  Если ученик

1)      понимает задачу – исходную ситуацию

2)       может представить себе образ идеального решения (все происходит само собой, как по мановению волшебной палочки) и

3)      может изменить объекты так, чтобы приблизиться к такому решению,

– он получает идею решения проблемы.

Для второй задачи сформулировано противоречие применительно к ёлочке, но не даны направления его решения.

Если проблему ёлочных игрушек обсуждали в форуме, то ответы на задачу о сохранении ёлочек собирали при помощи модуля «ЗАДАНИЕ» – в этом случае дети не видят ответов друг друга. 

Полученная информация позволяет судить о том, как решают проблему ребята, имеющие опыт работы с ТРИЗ-инструментами и как это делают те, кто такого опыта не имеем.

Вот ответы Вики П. и Маши И. Обе изучают ТРИЗ в разных школах Тольятти, обе, по свидетельству учителей, выполняли работу самостоятельно.

Рис. 4. Экран форума с ответами на задачи
Рис. 4. Экран форума с ответами на задачу о елочках

«Проблема №1:

Как сделать, чтобы браконьер САМ НЕ СМОГ или САМ НЕ ЗАХОТЕЛ рубить ёлочку в городе или вблизи города?

Решение проблемы:

1) Чтобы браконьер САМ НЕ СМОГ рубить елки, нужно накануне Нового года опрыскать елки специальным пахучим раствором, содержащим экстракт запаха скунса, тогда он и на пушечный выстрел не сможет подойти к елкам. А елкам от этого никакого вреда не будет.

2) Чтобы браконьер САМ НЕ ЗАХОТЕЛ рубить елки, нужно сделать так, чтобы люди не захотели их покупать, а именно:

— по телевизору, в Интернете, по телефону (смс-ками) говорить людям, чтобы не покупали живые срубленные елки, берегли лес;

— летом с детьми сажать деревья в лесах и парках, чтобы дети знали, как трудно вырастить дерево.

Проблема № 2:

Как сделать, чтобы люди, которые не любят искусственные ёлки, все-таки не покупали срубленные ёлочки?

Решение проблемы:

Нужно сразу же выращивать елочки в больших кадках, чтобы их можно было переносить с места на место. Например, можно купить такую елочку перед Новым годом, принести ее домой, украсить, а после праздника вынести ее на улицу или в сад, чтобы она там дальше росла. А еще, если нет своего сада, то можно брать такие елочки на прокат в специальных магазинах» (Вика П.).

 

«Я считаю, что нужно :

1) Поставить табличку :

— ОСТОРОЖНО! Радиоактивная зона, опасно для жизни.

2) Ели нужно выращивать в квартирах (в цветочных горшках ).

3) Вместо живых ёлочек нужно покупать искусственные, а чтобы  исходил аромат ели, можно побрызгать аэрозолем с еловым запахом.

4) Можно сделать заранее ёлочку своими руками! Это даже увлекательней, чем просто срубить ель.

5) Можно сделать ёлочку с помощью продуктов! Также эта ёлочка хороша тем, что её после Нового года можно просто съесть ! И срубленные ёлочки не понадобятся .

6) Можно сделать ёлочку из не нужных тряпочек,  вещей… И не нужно срубать ели!» (Маша И.)

Предлагались и другие направления решений:

«Елочки нужно побрызгать легко смывающейся желтой краской. Браконьер подумает что они сухие и не захочет их рубить», — предлагает шестилетняя Лиза С.

Предложения опрыскать ели веществом, издающим неприятный запах, или безопасной для деревьев краской, которая испачкает руки браконьера, или установить возле леса пугающие надписи, повторяются неоднократно. Это естественно – направление решения задается инструментами ТРИЗ (противоречием, идеальным конечным результатом). Внутри этого направления дети ищут и находят разные идеи.

Аня М. предлагает отпугивать браконьеров звуком: «Чтобы браконьеры не рубили ёлочки, можно где-нибудь спрятать радиоприёмники и включить звуки дикого зверя, например, медведя. Тогда браконьер испугается и убежит». Второе предложение Ани заставляет задуматься о моральной оценке решения проблемы.  «…можно, например, сделать указатель: «Бесплатные ёлки». Тогда браконьер подумает, что там можно просто рубить ёлки и пойдёт туда, и там-то его и поймает лесник». Что же, есть повод для обсуждения. Благо, каждое решение в дистанционном курсе учитель подробно комментирует.

А вот решения детей, с ТРИЗ не знакомых, – ребят из г. Питкяранта (карельский сайт «Новая вершина»).

«Если бы я был волшебником, я бы сделал ёлку говорящей. Подходит браконьер к ёлке, а она ему говорит: «Не руби меня!» и при этом улыбается ёлочной улыбкой. Испугался бы браконьер и больше никогда бы не хотел рубить ёлки!

А людям, которые не любят искусственные ёлки, я бы посоветовал принести домой еловую ветку и пихтовое масло. Ёлка бы осталась в лесу и пахло бы дома Новым годом» (Дима П.).

«Хочу, чтобы браконьер сам не смог рубить ёлочку. Ёлочка должна быть пушистой и красивой. На ней должны жить животные. И только тогда мы сможем сохранить зелёные насаждения нашей планеты» (Ксюша С.).

Здесь четко видно, чему не удалось научить детей в дистанционном режиме. Они формулируют идеальное решение, но не превращают его в реальное. Решение так и остается волшебным. Хотя второе предложение Димы показывает, что давать красивые реальные решения он вполне способен. Делаю вывод: над превращением «волшебного» решения в реальное нужно работать отдельно. Попробую сделать это в будущем.

Проверяя конкурсные задания, я провела небольшой интернет-поиск, чтобы оценить, насколько самостоятельны предложения детей. По запросу «защита ёлок» поисковые системы выдают, в основном, материалы о поимке браконьеров и судебных разбирательствах. Найти таким способом изобретательские решения мне не удалось.

Пример реализации предложенной детьми идеи нашёлся по запросу «ёлки неприятный запах» (http://irk.kp.ru/online/news/1042973/). «В Иркутске елки опрыскали жидкостью с неприятным запахом… В Иркутске стартовала операция «Ель». Деревья опрыскивают зловонной жидкостью.  Так борются с браконьерами — в тепле срубленное деревце начинает жутко пахнуть. Для здоровья эта смесь абсолютно безвредна, но вот пилить и нести домой дурно пахнущую елочку никто не решится. Этого и добиваются городские власти. Увы, но по-другому новогодние деревья никак иначе не спасти».

Я провожу такой небольшой поисковый эксперимент уже не впервые. И каждый раз убеждаюсь: чтобы найти готовое решение, надо знать, что искать, т.е. сначала найти идеи.

Сделаем выводы

Для учителя, изучающего с детьми ТРИЗ, дистанционный сайт может быть хорошей поддержкой при обучении решению проблем.

Самостоятельная работа детей с проблемами на дистанционном сайте требует более развернутой системы поддержки и дополнительной проработаки методики. Ближайшая задача – опробовать вариант минимального целостного алгоритма, который младшие школьники могли бы освоить дистанционно.

Форма конкурса позволяет мотивированно задать критерии выбора сильного решения. Поэтому в обучении решению проблем использовать конкурсы целесообразно.

В итоговом форуме – благодарности и букеты цветов от Маши и Насти. Такие вот особенности жизни: виртуальные ученики, виртуальные букеты. Впрочем, недавно я была в Тольятти, и с главными конкурсантами, ребятами из интерната №4, мы хорошо поработали и построили новые планы. Мы пока не умеем надежно учить работе с проблемами. Но еще один шаг в этом направлении все-таки сделан.

 

  • Валентина Бояркина

    Тема развития творческих способностей должна быть, на мой взгляд, самой востребованной сейчас в системе образования. Отзовитесь, кому эта тема интересна.[quote name=»tavika
    Отзываюсь! Я тоже думаю, что развитие творческого мышления ДОЛЖНО быть востребовано… Но 20 лет уже стараюсь привлечь внимание к интеграции ТРИЗ и школьного образования, а занимаются этим вокруг меня — единицы (и детей немного, а учителей и того меньше)Конечно, есть объективные причины — загруженность учителей, перенасыщение информацией детей и др. В том числе — общая направленность на общество потребителей, а не на общество творцов.
    Но исходя из природного оптимизма и увлечённости богатыми возможностями ТРИЗ продолжаю делать разнообразные попытки заинтересовать людей этой замечательной наукой. Новая попытка: создание блога http://boyarkina-treniruem-kreativ.ru и общественного СМИ «Салют идей! От взрослых и детей!» http://salyut-ideyi.ru Приглашаю к сотрудничеству!

  • Ну, если психологи говорят, что перенос умения должен произойти, стоит им поверить (а они говорят).
    На мой взгляд, дело не столько в специфике задачи (сказочная, игровая, реальная — методы работы с ними практически одни и те же). Дело, скорее, в условиях, в которых дети работают с проблемами. Если они привыкли, что есть специальное место и время (урок), на котором проблемы решаются, а в другое время и в других местах эти умения никак не востребованы и даже наоборот, не приветствуются, перенос может и не произойти (по крайней мере, по моему опыту — это так). А область игры и игрушек на определенном этапе жизни — это для ребенка ведь абсолютно реальный мир. Какая разница — решает он проблему, как сделать, чтоб две машинки на дороге не сталкивались или как до выключателя достать, чтоб свет включить — и то, и другое — реальность. Просто надо начинать с проблем в действии, а не на языке. Пожалуй, я опубликую картотеку наглядных задач для малышей Анны Корзун. Видимо, есть люди, которым это скоро пригодится :-)

  • Александра Кошкарова

    Должен. Но как? По щучьему веленью? ;)

  • tavika

    Коллеги, обязательно должен произойти перенос умения — от решения проблем сказочных на реальные затруднения. Мозгам нужен тренажер, почему бы не воспользоваться игровыми и сказочными ситуациями?

  • Александра Кошкарова

    Да, но это все равно остается игрой.

  • Ирина К.

    [quote name=»Александра Кошкарова»]А как научиться и научить ребенка перевести решения из области игры и игрушек в реальный мир и реальную жизнь?[/quote]
    В игре решать проблемы из реальной жизни.

  • Александра Кошкарова

    А как научиться и научить ребенка перевести решения из области игры и игрушек в реальный мир и реальную жизнь?

  • tavika

    Интересно было бы узнать, насколько сегодняшние дети — волшебники. Психологи учат методу управляемого воображения. То есть фантазия становится, если к ней «приложит» руку специалист, инструментом порождения реальности.
    Тема развития творческих способностей должна быть, на мой взгляд, самой востребованной сейчас в системе образования. Отзовитесь, кому эта тема интересна.

  • Спасибо Вам за интересный вопрос.
    Дети, которых учат курсу развития творческого воображения на базе ТРИЗ, показывают сегодня результаты не хуже того, что давали мои ученики 20 лет назад, они вполне способны генерировать интересные идеи. Другой вопрос, что воображение, конечно, имеет «природные» корни, но формируется и развивается в зависимости от деятельности ребенка. И у детей, которые росли на книжках, оно, вероятно, развивалось иначе, с опорой на другие ресурсы, чем у сегодняшних «компьютерных» детей. Там нужно было уметь для начала представлять людей и предметы, здесь, сегодня, нужно скорее представлять и прогнозировать действия, и нынешние дети это умеют, они же играют в компьютерные игры, требующие порой быстрых и сложных прогнозов. Так что проблема, на мой взгляд, не в угасании способностей (одно угаснет, другое разовьется, был бы творческий результат в итоге). Проблема в обучении.

  • Людмила Подольская

    Интересно ваше мнение о способности к фантазированию детей. Этот природный дар у нынешних детей угасает, как некоторые отмечают, или он неизменен?