ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Лаборатория цвета

Цвет помогает ребёнку усваивать новую информацию, цвет для него средство выражения эмоций, которые порой трудно выразить словами. И еще цвет – это область, в которой дети начинают утверждать себя. Можно по-разному пробуждать в детях чувство цвета. Автор публикации придумала исследовательский проект.

Аннотация

Эта статья позволит педагогам дошкольных учреждений, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования научиться организации исследовательской деятельности детей на занятиях по изобразительному искусству.
Для педагога, работающего с дошкольниками, важно научить детей воспринимать цвета, их оттенки, взаимоотношения цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной.

Проблема заключается в том, что несмотря на устойчивый интерес детей к изобразительной деятельности, подкрепленный определенными знаниями и умениями, детские рисунки часто отличаются ограниченностью цветовых сочетаний, неустойчивостью цветового образа, бедны и маловыразительны в плане живописности.

Для решения данной проблемы мы поставили цель:

расширить знания детей о цвете, его свойствах, превращениях; в экспериментальной деятельности, формировать эстетическое, эмоционально окрашенное восприятие цвета.

Выделили задачи:

·       Знакомить с цветовыми эталонами на примере цветового круга.

·       Знакомить с основами цветоведения («знать цвет, ведать цветом») в форме игровых упражнений, развивающих игр.

·       Знакомить с дополнительными цветами в результате экспериментальной деятельности.

·       Обогащать словарный запас названиями цветов, оттенков, используя прилагательные и глаголы.

·       Учить детей обобщать полученные результаты в виде схем, таблиц, сказок.

·       Развивать ассоциативно-образное мышление: умение анализировать, сравнивать цвета, описывать явления природы.

Во время посещения художественной школы с детьми мы отметили разнообразие рисунков на выставке, увидели красивые цветосочетания, оттенки, тени, которые дети используют в работах. Дополнительная информация и увиденное во время экскурсии подсказало нам, что надо больше использовать оттенков в своих рисунках, ведь цвет – это интересно, красиво, смешивание цветов – маленькое открытие. Так появился проект «Лаборатория цвета», он проходил с октября по апрель в вечернее время с детьми подготовительной группы.

 {hsimage}  На первом этапе мы решили работать с цветной бумагой: собирали цвета и оттенки бумаги: цветная, бархатная, картон, фольга, а также собирали коллекцию тканей, обсуждали их многообразие. Накапливали информацию о цвете в беседах, стихах, рассказах. Проводили целенаправленные наблюдения в осеннем лесу: сравнивали листья между собой, находили кленовые листья с разнообразной цветовой гаммой; рассматривали полосу леса на заднем плане в виде цветных пятен; в зимнем лесу отмечали и сравнивали цвет снега на солнце, в тени, около дороги (рис.1).
 {hsimage}  На втором этапе мы систематизировали наши знания о цвете в развивающих играх на Кругах Луллия, решали творческие задачи. Это игры «Цветные капельки», «Высветление», «Подбери оттенки цвета» (рис.2).
 {hsimage}  Рассматривали в картинах светлые и тёмные тона, определяли в игре характер друга цветом, изучали как сочетать цвета с помощью «Цветового круга» (рис.3).
 {hsimage}  В результате накопленных знаний мы выделили карточки с сезонными цветами. Это цвета осени, зимы, весны, лета. Этим карточкам дали названия, например: цвет пожухшей травы, цвет солнца в морозное утро, цвет весеннего ручейка и т.д. (рис.4)
 {hsimage}  Отдельно отложили карточки с контрастными цветами, выделили сильные и слабые контрасты, а при изготовлении галстуков для пап к празднику использовали эти знания в выборе цвета галстука и узора (рис.5).
 {hsimage}  Отдельно отобрали карточки «Вкусные цвета», составили схему «Вкусные цвета» — ягоды, напитки, фрукты, овощи, сладости; придумали названия-ассоциации, например: цвет вафельного стаканчика, цвет молочно-шоколадного коктейля, варёной сгущёнки и т.д. (рис.6).
 {hsimage}  Во время рассматривания иллюстраций и репродукций с пейзажами мы обратили внимание на цвет и его роль в изображении пространства: прорисовка переднего и заднего плана. Так появилась схема-таблица «Приближающие и удаляющие» цвета, их характеристики. Приближающие предметы и цвета изображаются крупнее, подробнее, цвет контрастнее, теплее, ярче; а удаляющие мельче, обобщённей, цвет сближённей, холоднее и бледнее (рис.7).
 {hsimage} В результате всей накопленной информации о цвете мы с детьми составили модель «Какой бывает цвет» или «Все цвета». Все цвета — холодные и тёплые, яркие и бледные, хроматические и ахроматические, сезонные, контрастные, вкусные (рис.8).
 {hsimage}  На третьем этапе исследовательской деятельности мы с детьми решили создать и собрать карточки-таблицы, которые назвали «Цветные превращения», где фиксировали полученные результаты образования новых цветов, сложных оттенков (например: несколько детей смешивают на палитре жёлтый и красный, у всех получается разный оранжевый. Выясняем, как и почему получился разный оранжевый. Подходим к выводу: что какое количество второй краски добавили в первую, такой и получится оттенок оранжевого. Заполняем карточки-таблицы: сколько частей круга взяли одной краски, сколько прибавили частей круга второй, какой получили цвет и какое придумали ему название. Таким образом, у нас получилась картотека «Цветные превращения» — более 40 карточек (рис.9.).
 {hsimage}  «Сезонные цвета», «Контрастные», «Вкусные» мы разложили по коробочкам, в каждую добавили новые полученные карточки с оттенками, которым тоже дали названия.

«Лаборатория цвета» — это не только превращения цветов и оттенков; это и творческие рассказы, и сказки о них, которые дети придумали с родителями дома. Так появились сказки « Жёлтый медвежонок» (жёлтый цвет и его оттенки), «Художница-зима» (белый и оттенки), «Сказка о серой краске» и др. (рис. 10).

На последнем этапе «Презентация» дети рассказывают о «Лаборатории цвета», представляют «Коллекцию цвета» (картотека «Цветные превращения», коробочки: «Сезонные», «Контрастные» и «Вкусные») и сказки о цвете остальным  детсадовцам.

В результате проектной деятельности дети научились получать дополнительные цвета, более сложные оттенки, придумывать свои названия, проводя ассоциации с предметами и явлениями окружающего мира. Дети креативно подошли к созданию цветовых комбинаций, получили новые дополнительные знания, а рисунки стали более выразительны. Навыки исследовательской деятельности не прошли даром: желание работать с цветом, использование цветосочетаний в рисунках перешло на более высокий уровень.

Об авторе:  Овсова Ирина Федоровна, воспитатель изодеятельности  МДОУ «Детский сад № 37», город Саров, Нижегородская обл.

  • А. Нестеренко

    Отвечаю Андрею:
    [quote]А взрослым не стоит впихивать детское мировосприятие в собственные рамки понимания изобразительного искусства.[/quote]
    Вообще-то в статье речь идет об исследовательском проекте (экспериментирование считается ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, так что занятие это для детей естественное). Заметьте, речь вообще не идет про обучение рисованию. Но по факту после такого исследования работы становятся ярче и разнообразнее.

  • Зиновьев Андрей

    Всё конечно правильно, но нельзя забывать то, что ребенок рисует совсем с другой целью, чем взрослый. Живописность в эту цель не входит. А взрослым не стоит впихивать детское мировосприятие в собственные рамки понимания изобразительного искусства.