Аннотация
Проблема заключается в том, что несмотря на устойчивый интерес детей к изобразительной деятельности, подкрепленный определенными знаниями и умениями, детские рисунки часто отличаются ограниченностью цветовых сочетаний, неустойчивостью цветового образа, бедны и маловыразительны в плане живописности.
Для решения данной проблемы мы поставили цель:
расширить знания детей о цвете, его свойствах, превращениях; в экспериментальной деятельности, формировать эстетическое, эмоционально окрашенное восприятие цвета.
Выделили задачи:
· Знакомить с цветовыми эталонами на примере цветового круга.
· Знакомить с основами цветоведения («знать цвет, ведать цветом») в форме игровых упражнений, развивающих игр.
· Знакомить с дополнительными цветами в результате экспериментальной деятельности.
· Обогащать словарный запас названиями цветов, оттенков, используя прилагательные и глаголы.
· Учить детей обобщать полученные результаты в виде схем, таблиц, сказок.
· Развивать ассоциативно-образное мышление: умение анализировать, сравнивать цвета, описывать явления природы.
Во время посещения художественной школы с детьми мы отметили разнообразие рисунков на выставке, увидели красивые цветосочетания, оттенки, тени, которые дети используют в работах. Дополнительная информация и увиденное во время экскурсии подсказало нам, что надо больше использовать оттенков в своих рисунках, ведь цвет – это интересно, красиво, смешивание цветов – маленькое открытие. Так появился проект «Лаборатория цвета», он проходил с октября по апрель в вечернее время с детьми подготовительной группы.
{hsimage} | На первом этапе мы решили работать с цветной бумагой: собирали цвета и оттенки бумаги: цветная, бархатная, картон, фольга, а также собирали коллекцию тканей, обсуждали их многообразие. Накапливали информацию о цвете в беседах, стихах, рассказах. Проводили целенаправленные наблюдения в осеннем лесу: сравнивали листья между собой, находили кленовые листья с разнообразной цветовой гаммой; рассматривали полосу леса на заднем плане в виде цветных пятен; в зимнем лесу отмечали и сравнивали цвет снега на солнце, в тени, около дороги (рис.1). |
{hsimage} | На втором этапе мы систематизировали наши знания о цвете в развивающих играх на Кругах Луллия, решали творческие задачи. Это игры «Цветные капельки», «Высветление», «Подбери оттенки цвета» (рис.2). |
{hsimage} | Рассматривали в картинах светлые и тёмные тона, определяли в игре характер друга цветом, изучали как сочетать цвета с помощью «Цветового круга» (рис.3). |
{hsimage} | В результате накопленных знаний мы выделили карточки с сезонными цветами. Это цвета осени, зимы, весны, лета. Этим карточкам дали названия, например: цвет пожухшей травы, цвет солнца в морозное утро, цвет весеннего ручейка и т.д. (рис.4) |
{hsimage} | Отдельно отложили карточки с контрастными цветами, выделили сильные и слабые контрасты, а при изготовлении галстуков для пап к празднику использовали эти знания в выборе цвета галстука и узора (рис.5). |
{hsimage} | Отдельно отобрали карточки «Вкусные цвета», составили схему «Вкусные цвета» — ягоды, напитки, фрукты, овощи, сладости; придумали названия-ассоциации, например: цвет вафельного стаканчика, цвет молочно-шоколадного коктейля, варёной сгущёнки и т.д. (рис.6). |
{hsimage} | Во время рассматривания иллюстраций и репродукций с пейзажами мы обратили внимание на цвет и его роль в изображении пространства: прорисовка переднего и заднего плана. Так появилась схема-таблица «Приближающие и удаляющие» цвета, их характеристики. Приближающие предметы и цвета изображаются крупнее, подробнее, цвет контрастнее, теплее, ярче; а удаляющие мельче, обобщённей, цвет сближённей, холоднее и бледнее (рис.7). |
{hsimage} | В результате всей накопленной информации о цвете мы с детьми составили модель «Какой бывает цвет» или «Все цвета». Все цвета — холодные и тёплые, яркие и бледные, хроматические и ахроматические, сезонные, контрастные, вкусные (рис.8). |
{hsimage} | На третьем этапе исследовательской деятельности мы с детьми решили создать и собрать карточки-таблицы, которые назвали «Цветные превращения», где фиксировали полученные результаты образования новых цветов, сложных оттенков (например: несколько детей смешивают на палитре жёлтый и красный, у всех получается разный оранжевый. Выясняем, как и почему получился разный оранжевый. Подходим к выводу: что какое количество второй краски добавили в первую, такой и получится оттенок оранжевого. Заполняем карточки-таблицы: сколько частей круга взяли одной краски, сколько прибавили частей круга второй, какой получили цвет и какое придумали ему название. Таким образом, у нас получилась картотека «Цветные превращения» — более 40 карточек (рис.9.). |
{hsimage} | «Сезонные цвета», «Контрастные», «Вкусные» мы разложили по коробочкам, в каждую добавили новые полученные карточки с оттенками, которым тоже дали названия. «Лаборатория цвета» — это не только превращения цветов и оттенков; это и творческие рассказы, и сказки о них, которые дети придумали с родителями дома. Так появились сказки « Жёлтый медвежонок» (жёлтый цвет и его оттенки), «Художница-зима» (белый и оттенки), «Сказка о серой краске» и др. (рис. 10). |
На последнем этапе «Презентация» дети рассказывают о «Лаборатории цвета», представляют «Коллекцию цвета» (картотека «Цветные превращения», коробочки: «Сезонные», «Контрастные» и «Вкусные») и сказки о цвете остальным детсадовцам.
В результате проектной деятельности дети научились получать дополнительные цвета, более сложные оттенки, придумывать свои названия, проводя ассоциации с предметами и явлениями окружающего мира. Дети креативно подошли к созданию цветовых комбинаций, получили новые дополнительные знания, а рисунки стали более выразительны. Навыки исследовательской деятельности не прошли даром: желание работать с цветом, использование цветосочетаний в рисунках перешло на более высокий уровень.
Об авторе: Овсова Ирина Федоровна, воспитатель изодеятельности МДОУ «Детский сад № 37», город Саров, Нижегородская обл.