ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Ура! У нас проблемы!

Ура! У нас проблемы-4

Итак, у нашего ребенка есть желание улучшать мир и умение оценить собственные идеи. Теперь поговорим о ситуациях, в которых проблема встает перед нами более остро.

 

Напомним, первое из предложенных нами упражнений условно называлось «Хочу улучшить — и могу» и указывало на трудность, с которой мы умеем справиться. Второе помогало оценить свое решение и найти в нем минусы, которые необходимо устранить. Сегодня мы рассмотрим случаи, когда наши желания явно не совпадают с возможностями. У таких проблем много лиц: «ХОЧУ — НЕ МОГУ!»,  «ХОЧУ — НЕ УМЕЮ!», «ХОЧУ — НЕЛЬЗЯ!» — всё это варианты формулирования проблемных ситуаций, требующих решения. Попробуем сделать два шага: поставить проблему и попытаться нащупать, в какой стороне лежит ее решение. Обратите внимание: здесь тоже все начинается с нашего «ХОЧУ».

Я хочу взлететь. Вы удивлены? Зря. Ведь любому нормальному человеку иногда этого хочется. Вспомните историю: сколько народу попадало с крыш и колоколен с прицепленными к спине крыльями, пока не был изобретён планер! Так вот, я хочу взлететь, чтобы увидеть мир с высоты, чтобы получить удовольствие от полета, чтобы почувствовать себя птицей наконец. Хочу! Но не могу, потому что… Собственно, всё дело в том, как вы продолжите эту фразу. Если скажете: «Потому что у меня нет крыльев», тогда, следуя логике, взлететь несложно: сделал крылья, прицепил их на спину — и повторяй подвиг предков, которые прыгали с колоколен.  Вряд ли вам хочется, чтобы ваш ребенок действовал в такой логике. Значит, надо научить его (и самому научиться) смотреть в корень. По мнению ТРИЗ-исследователя Николая Хоменко, за каждым «не могу» скрывается объективный закон, в нашем случае — закон природы. Нарушить его нельзя, а вот обойти можно. Но чтобы обойти закон, его надо знать.

Почему, собственно, я не могу взлететь? Потому, что на меня действует земное притяжение и слабо действуют противоположные силы. И еще по закону Архимеда: вот шарик, надутый горячим воздухом, по этому закону взлетает, а я — по нему же — взлететь не могу. Такое рассуждение уже приводит к идеям решений. Планеризм, полеты на воздушных шарах, самолеты, — все это разные способы обойти закон природы. А можно обойти его с другой стороны: получить аналогичные радости (чувство полета, взгляд на мир с высоты) другими способами. Аттракционы в парке — примеры таких решений.

Объективные законы или факторы, мешающие нашим желаниям, — далеко не всегда законы природы. Хочу поехать в отпуск  на юг. Не могу — денег нет и взять их негде. Тоже объективный фактор. Чтобы проблема не выглядела мрачно неразрешимой, нужно сформулировать ее как можно точнее. Итак: мы хотим поехать на юг для того, чтобы сменить обстановку (хочется новизны), увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми, купаться в море… Но не можем (по указанной выше причине). Значит, нужно решать, как всё это (или почти всё) получить, никуда не уезжая… Сходить в бассейн, устроить себе виртуальное путешествие, найти другие источники впечатлений.

Упражнение 4. Хочу (для того, чтобы…) — не могу / нельзя (потому что…). 

Возможно, для детсадовца это будет сложновато, а вот для школьника в самый раз.

Эту игру можно развернуть в разных направлениях.

1) Хочу (для того, чтобы…) — не могу (т. к., НЕ УМЕЮ, ЧТО-ТО МЕШАЕТ).

Поищите вместе с ребенком, что люди хотели бы, но пока не могут сделать, удерживая рассуждения в схеме «Хочу (для того, чтобы…) — не могу (потому что…)». Постарайтесь найти как можно более глубокие причины, задавая вопрос «почему?» несколько раз.  Хочу, чтобы никогда не было дождей… А почему, собственно, возникают дожди? Хороший повод узнать о круговороте воды в природе.

Параллельно оцениваем свои желания плюсами и минусами, рассуждая по схеме «Если…, то (+), но (-)». Допустим, мы добились, чтобы не было дождей, более того — погода теперь всегда ясная. Если нет дождей, то (+) хорошее настроение, приятно гулять, ездить менее опасно (дорога нескользкая), но (—) высыхает земля, все живое умирает от жажды и т. д. Не забудьте: нам нужен плюс без минуса! Если идеи решения не приходят сразу вам в голову, не расстраивайтесь. Мы пока только учимся находить проблемы, да и не все проблемы может сегодня решить человечество.

2) Хочу (для того, чтобы…) — нельзя (потому что ОПАСНО).

Хочу скатиться по перилам (для чего?) — чтобы быстрее спуститься с лестницы, чтобы почувствовать удовольствие (как с горки!) или чтобы испытать свою ловкость? Однако это ОПАСНО, так как можно упасть на бетонную лестницу и разбиться. Может быть, стоит придумать в рекреации безопасный спортивный снаряд, который позволит имитировать скатывание по перилам. Или найти вариант безопасной лестницы, с которой можно скатываться (вряд ли она будет реализована в школе, но иногда самостоятельно полученное решение уже дает необходимую радость достигнутой цели). В любом случае — пока ваш разговор с ребенком крутится вокруг пресловутой пары «Хочу — нельзя», этот разговор неконструктивен и никак не поможет научить ребенка справляться с проблемами. Но как только появляется обоснование (хочу — зачем? — нельзя — почему?), появляются условия для поиска совместных решений. А это значит, что есть надежда заменить назревающий конфликт продуктивным сотрудничеством.

  • Наталья

    Думаю, что такой подход вполне применим для разрешения конфликтных ситуаций и у взрослых людей.Интересно!