метод проектов, образовательная среда

Детско-родительский проект «Наша сенсорная комната»

Сенсорная комната предоставляет условия для психологической разгрузки младших школьников и одновременно содержит богатую среду для исследования, дает пищу различным каналам восприятия. Желание получить сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.

Своим опытом делятся педагоги МАОУ Лицей №17 Калининграда.

 

 

 

 

 

Аннотация

 Эта статья позволит вам узнать, что такое сенсорная комната, какие задачи можно решить с ее помощью; научиться организовывать проект по созданию самодельной сенсорной комнаты силами учеников начальной школы и их родителей.

Введение

При разработке  федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении  приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В системе образования начинают превалировать  методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой  учебной деятельности учащихся, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; умение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы  организации обучения [1 ]

Следовательно, образовательная среда как  «… система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [2] должна обеспечивать ребенку возможности для получения опыта в выявлении и решении проблем различного плана, в различных областях деятельности. Проектируя образовательную среду начальной школы и разрабатывая технологии организации жизни и деятельности ребенка в этой среде, мы уделили внимание развитию познавательных способностей ребёнка через различные каналы восприятия, организовав создание самодельной сенсорной комнаты. В этом проекте участвовали дети 3 класса «Б», 4 класса  «В», их учителя и родители.

Потребность в сенсорной комнате возникла по ряду причин.

В условиях нового стандарта дети больше времени проводят в школе, поэтому необходимы условия для отдыха, расслабления. В связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями  в развитии, с затруднениями в обучении, в адаптации,  для  профилактики школьных трудностей, предупреждения дезадаптации, улучшения результатов обучения в школе, укрепления психического и соматического здоровья необходимо проведение  комплексной развивающей и психокоррекционной работы.  Сенсорная комната позволяет решить эти проблемы. Она предоставляет условия для психологической разгрузки младших школьников и одновременно содержит богатую среду для исследования, дает пищу различным каналам восприятия. Желание получить  сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.

Описание проекта

Проблема: комната, позволяющая отдохнуть и узнать что-то новое для разных каналов восприятия нужна в начальной школе. Но готовые сенсорные комнаты стоят дорого, приобрести их у школы нет возможностей.

Цель: создать собственную комнату силами младших школьников и их родителей под руководством учителей.

Тип проекта: познавательный + социальный

Продукт: сенсорная комната в школе.

Примерный план работы.

1)Поиск информации в Интернете – копилка  сенсорных комнат.

2) Анализ полученной информации.

Из копилки сенсорных комнат (из Интернета) собираем идеи объектов, которые можно реализовать своими силами.

Определение состава сенсорной комнаты (по функциональным элементам: объекты, которые воздействуют на разные каналы восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние).

Разработка идей сенсорной комнаты.

Составляем таблицу «деталей» для сенсорной комнаты – элементов, которые нужны для создания объектов.

Название предмета

количество

1

коробочки-наполнители от киндер-сюрпризов

1000 штук

2

Разноцветные атласные ленты длиной 1,5 м

100 штук

3

Старые бусы

2-3

4

Пластмассовые крышки от пластиковых бутылок

много

5

Пуговицы

30 штук

6

Крупа

1кг

7

Горох

1 кг

8

Новогодний дождик

20 штук

9

Старые игрушки

 

За помощью обращаемся ко всей начальной школе, объясняя, зачем это нужно.

Работа над данным проектом выполняется с октября 2010 года.

Дети собирают в сети Интернет информацию о различных объектах сенсорной комнаты, выбирают объект, который они хотят сделать, если необходимо,  собирают дополнительную информацию (например, о влиянии цвета на настроение человека, пробуют усовершенствовать свой объект, чтобы он позволял выполнять новые функции. В перспективе планируется обучить детей проектированию новых объектов с помощью изобретательских методов.

Создание сенсорной комнаты очень увлекло детей и родителей. Родители предлагали свои идеи и делали  свои проекты вместе с детьми. В результате в сенсорной комнате появились описанные ниже объекты.

Фото 1.   Тактильная дорожка

Тактильная дорожка

Её изготовили ученик 3 «Б» класса Шувалов Артем и его мама  Ирина  Ивановна.  Сшита эта дорожка из разноцветной ткани в виде квадратов с разным наполнением (горох, песок, с нашитым сверху мехом,  пуговицами, шнуром в виде змейки) квадраты сделаны на липучке, что позволяет менять их местами и располагать на коврике в разном положении. Тактильная дорожка предназначена для ходьбы босиком по разнородным покрытиям, которые развивают у детей навыки осязания и учат улавливать различия между теплым и холодным, шершавым и гладким, мягким и твердым, упругим и жестким. Применяется для развития тактильной чувствительности, тренировки и навыков ходьбы и массажа ног в оздоровительных целях и профилактики плоскостопия (фото 1)

Фото 2. Тренажёр «Головоножка»

 

Развивающая игрушка-тренажер «Головоножка»

Это пособие изготовили ученица 3 «Б» класса Лабковская Юлия и её мама Наталья Владимировна. Главная цель игры с «Головоножкой» — это развитие мелкой моторики рук. Игры с использованием разных деталей «Головоножки» (застегивание молнии, шнуровка лент, открывание и закрывание колпачков от киндер-сюрпризов, перебирание пальчиками костяшек от счет, расстегивание липучки) формируют ловкость и согласованность движений пальцев, координацию в системе «глаз-рука». В результате чего повышается работоспособность, внимание и умственная активность, развивает наблюдательность, логическое мышление, усидчивость. Яркая и интересная игрушка «Головоножка» очень интересна и полезна для детей. С ней можно не просто играть, но и сидеть на ней и класть под голову (фото 2).

Фото 3. Тренажёр «Черепаха»

Развивающая игрушка-тренажер «Черепаха»

«Черепаху» сделали ученица 3 «Б» класса Клочкова Анжелика и её мама Галина Ивановна. Это пособие сделано из разноцветных сегментов, что положительно влияет на зрительное восприятие. Каждый сегмент несет свою направленность:  с помощью липкой ленты расположены разноцветные  фигуры для развития математических представлений, с помощью разноцветных ленточек можно сплести коврик, заплести косички кукле, застегнуть и расстегнуть замочек портфеля.  Главная цель игры с черепахой это развитие мелкой моторики рук ребенка (фото 3).

Фото 4. Тренажёр «Гусеница»

Развивающая игрушка  «Гусеница»

Ученица 3 «Б» класса Кёниг Юля прежде чем делать эту поделку изучила как цвет влияет на жизнь человека. Поэтому для изготовления «Гусеницы» она выбрала желтый и зеленый цвета. Наполняемость игрушки разнообразна: морские камешки, горох, морская соль. Главная цель этой игрушки развитие мелкой моторики рук и благоприятное влияние на общее эмоциональное состояние ребенка. По этому же принципу Юля сделала бусы-чётки из разнородного материала: соленого теста и пластмассовых бусин (фото 4).

Фото 5. Тренажёр-координатор «Паркуринг-2010»

Тренажер-координатор для рук «Паркуринг 2010»

Ученик 4 «В» класса Шорников Егор и его папа Шорников Олег Константинович сделали тренажер-координатор для рук.  Это тренажер развивает координацию рук, наблюдение за движением цветных шариков по лабиринту отлично укрепляет мышцы глаз. «Паркуринг» состоит из двух элементов: горизонтальный и вертикальный лабиринты разноцветными шариками, которые надо двигать по лабиринтам одновременно двумя руками, что не так уж и просто (фото 5)

Фото 6. Массажный диванчик

Массажный диванчик «Веселая лужайка»

Совместный проект учеников 4 «В» класса Храновской Дарины и Мельникова Жени с их мамами Бариновой Светланой Анатольевны и Мельниковой Любови Анатольевны. Сшит этот диванчик из обивочной ткани и верхняя его часть выполнена из вышитого льняного полотна. Наполнителем для него стали пластмассовые крышки от бутылок с водой, соков, маленькие мягкие игрушки. Поваляться на таком диванчике очень приятно и полезно. Он позволяет снять мышечную нагрузку тела, повышает эмоциональное состояние ребенка (фото 6).

Фото 7. Сухой душ

 

«Сухой душ»

Совместный проект учеников 3 «Б» и 4 «В» .Первый вариант выполнен из  шелковых лент, которые спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи»  стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что иногда хочется сделать в школе во время шумных перемен. Второй вариант «Сухого душа» выполнен из ёлочного дождика. Он позволяет наблюдать разные эффекты изменения цвета в зависимости от освещения (используется разноцветная лампа) (фото 7).

Фото 8. Сухой бассейн

«Сухой бассейн»

Это совместный проект – Маленький надувной бассейн наполнен разноцветными колпачками от киндер-сюрпризов, которые собирали ученики со всей начальной школы. «Сухой бассейн» предназначен для перебирания руками колпачков, открывания и закрывания их, что благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, снятие психологической нагрузки, развитию мелкой моторики рук, ловкости, усидчивости (фото 8).

Фото 9. Рисование манкой 

«Рисование манкой»

Рисование манкой – нетрадиционный метод. Важным плюсом  рисования манкой являются уникальные свойства манки – тягучесть, мягкость, приятная шершавость, – которые действуют на человека прямо-таки завораживающе. Рисуя манкой, человек постепенно уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутренние зажимы. Рисование манкой улучшает работу мозга и вы начинаете в прямом смысле слова соображать быстрее и качественнее. Соприкасаясь пальцами с песком или манкой, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу. Раз за разом, занимаясь систематически, вы начинаете мыслить еще более продуктивно (фото 9).

Фото 10. Сухой аквапарк для шариков

 

Сухой аквапарк для шариков

Наблюдение за движением цветных шариков по лабиринту учит наблюдательности, вниманию. Аквапарк учит наблюдать за движущимся предметами, сравнивая скорость движения шариков разной величины, учить направления: вправо-влево, вверх-вниз. Аквапарк развивает пространственное мышление, воображение, мелкую моторику рук, а также дает представление о физических свойствах шара, силе инерции. Шарики, пущенные сверху, будут свободно скатываться по желобкам вниз, проходя все препятствия и неожиданности увлекательного лабиринта. Наблюдение за удачно скатывающимся шариком доставит огромное удовольствие (фото 10).

8 декабря в лицее проходил областной ознакомительно-обучающий семинар, во время которого учениками  была представлена наша сенсорная комната. Дети с гордостью представляли  проекты, которые были сделаны вместе с родителями. Ребята предлагали гостям испытать на себе тренажёры, пройтись по тактильной дорожке, под сухим душем, порисовать манкой. Участники семинара так были восхищены работами детей, что надолго задержались на презентации нашего проекта.

Поскольку этот проект является долгосрочным, то другие ученики, заинтересовавшись, стали разрабатывавать свои проекты. В нашей сенсорной комнате добавился «Сухой аквапарк для шариков», который выполнил ученик 3 класса «Б» Калинин Михаил и его папа: Сергей Алефтинович (фото 10)

Также появился новый вид рисования под названием «Шарикография» (идею мы почерпнули в разработках Т.Н. Просняковой).

Педагогические результаты проекта

Педагогические результаты можно рассматривать в двух аспектах: результаты от использования сенсорной комнаты и результаты, полученные от  выполнения детьми проектной деятельности по созданию комнаты.

Результаты от использования самих объектов сенсорной комнаты: изменение эмоционального состояния детей, раскрытие каналов восприятия, освоение новых способов восприятия информации.

Для изучения эмоционального состояния можно использовать цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Остановимся подробнее на результатов организации проектной деятельности детей совместно с родителями.

В процессе работы над проектом у детей формируются умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Также работа над проектом направлена на развитие  развитие общих способностей,  основанной на  комплексном подходе с использованием  кинесиологических и телесно-ориентированных упражнений, конструктивной деятельности. цветовоздействия. В процессе развивающей групповой работы формируются в игровой деятельности и конструировании  УУД – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной — действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
— способность к самооценке на основе критериев успешности;
— установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия:

— строить сообщения в устной и письменной форме;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные универсальные учебные действия

— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
— задавать вопросы;
— контролировать действия партнёра;
— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Таким образом, в результате работы над проектом у учащихся  формируются и развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

 


[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя /Под. Ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008. 

[2] Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – ЦКФЛ РАО, 1997, с.12