Этнографический спектакль «Сродники» при большом стечении заинтересованных зрителей, прежде всего заонежан, показал в Петрозаводске фольклорно-этнографический ансамбль музея-заповедника «Кижи».
Автор идеи — руководитель ансамбля Наталия Михайлова. В основу спектакля легли воспоминания заонежан, опубликованные в сборниках «Сродники. Мы из Заонежья» и «Фоймогуба: Из истории заонежской деревни», редактор-составитель и автор которых — Любовь Герасёва. Режиссер-постановщик — Сергей Пронин, сценограф — Ирина Пронина.
Сцены спектакля рассказывают о досюльной жизни Заонежья, военном времени и мирных годах, о любви, горе и счастье.
Вот первые отзывы из соцсетей.
Любовь Герасёва: «Сидела завороженная, потому что растворилась среди них – тех, кто играл заонежан: ловила каждое слово, каждый жест, каждую деталь и видела реальную деревенскую жизнь. И вовсе это была не сцена, а самая настоящая заонежская деревня! Вместе с актерами я внутренне проговаривала монологи их героев: с девчонками, что спали на ходалой мостине (половице у порога), шепталась о женихе, пришедшем во сне. И «болвана» плясала, и в кадриль ходила, и на парней гордо посматривала, частушки веселые и песни тягучие пела. И вопе́ла по несчастливой бабьей доле… А голос женский поднимался куда-то высоко и летел над озером, превращаясь в далекое эхо, будто и не на сцене все происходило, а на поляне деревенской меж домов столетних, за которыми уходило к горизонту Онего. И эти огромные фото на сцене, и кажущиеся очень маленькими на их фоне люди приводили к мысли, насколько непростой и тяжелой была жизнь заонежан, и «по́й ведай», как они выстояли и в войну, и после нее…
Ловила себя на мысли, что примеряю на себя каждую роль, а скорее каждую судьбу женщин своего народа. Маленькая актриса Ульяша была мною, и ее мама (она и по жизни ее мама) Арина Анхимкова, которая привезла ее на свою родину, – это тоже я… И Лиза Михайлова, которая стояла на скодне (мостки в озеро), так проникновенно читая монолог, и председатель колхоза, которую играла Надежда Порозова и в котором одни бабы, мужиков-то репрессии да война извели. И героиня Наталии Михайловой, руководителя ансамбля, через которую шло повествование – все они я… Думаю, так скажет любая женщина из зрительного зала, чье детство было связано с заонежской деревней».
Наталия Шилова: «Кижане сделали очень простой и крутой спектакль-концерт фольклорного театра. Фактически, вербатим. Я когда шла, признаюсь, думала, что будет какая-нибудь самодеятельность адская. А сделали так, что вот это бы и везти на «Золотую маску». Я сейчас без шуток. Вообще здорово и неожиданно, что ничего не было лубочного, а такие истории настоящие рассказывались, про то как бабы в деревне коммунизм строили, про то, как финны с русскими в Заонежье воевали, люди с людьми. Без надрыва, без пафоса. С очень верной интонацией и на удивление естественной читкой на заонежском диалекте. Без единого лишнего слова, ровно один час. В Петрозаводске мне случается такого благородного качества зрелища видеть раз в десять лет».
Вера Рылькова: «Вчера какое-то чудо со мной случилось: в течение часа была в детстве — в Заонежье… Все вспомнилось: и лодка-кижанка наша, и поездки зимой в санях, и даже ведущая была похожа на нашу маму в молодости! Давно не получала большего удовольствия от представления».
Ольга Котомкина: «Особенно потрясло начало спектакля со множеством фотографий во всю стену и голосами оттуда, как будто ожила старая деревня и люди те… И слова, и выражения знакомые (уже забытые) заонежские, которые в детстве от мамы слышала…»
Достать билет на спектакль было практически невозможно, далеко не все желающие смогли попасть в зал театра кукол. Но не все потеряно: в ближайшее время «Сродники» будут показывать на различных фестивалях и праздниках в нашей республике.
Фоторепортаж с премьеры спектакля «Сродники» Ирины Ларионовой