Главное, Культура, Литература, Новости, Хроника

Холодное топливо новой северной прозы

Слева направо: Дмитрий Новиков, Александр Бушковский, Лев Мальчуков, Сергей Пупышев, Елена Пиетиляйнен
Слева направо: Дмитрий Новиков, Александр Бушковский, Лев Мальчуков, Сергей Пупышев, Елена Пиетиляйнен. Фото: ПетрГУ

Круглый стол «Новая северная проза: парад планет. С чистого листа» с участием карельских писателей провел в ПетрГУ  доктор филологических наук, профессор Лев Мальчуков.

В научной библиотеке университета собрались ученые-литературоведы, участники Международной научно-практической конференции «Притяжение Севера: в языке, литературе и социуме», студенты и магистранты, книголюбы.

Фото: ПетрГУ
Фото: ПетрГУ

— Для меня север не география, а состояние трудности и радости. Я родился на Кубани, но в не совсем типичной местности — в Апшеронске. Там кончается Черноземье и виден отрог Кавказского хребта, на вершине которого даже в июле не исчезала снежная шапка, — начал Лев Мальчуков. — Именно на юге я прочитал Эльмара Грина «Ветер с юга» — об образе существования финна в суровой северной природе. Эта книга перевернула мое сознание.

Первым Лев Мальчуков дал слово самому именитому на сегодняшний день карельскому писателю – Дмитрию Новикову. Его роман «Голомяное пламя» вошел в прошлом году в лонг-листы всех главных литературных премий России, в короткий список премии «Русский Букер». Единственный грант этой премии для перевода на английский язык получил Новиков.

Дмитрий рассказал о новых романах Александра Бушковского, Алексея Жидкова и Ирины Мамаевой. Признал, что немножко нагло было заявлять о «новой северной прозе», однако его поддержал маститый Андрей Битов: «Всё правильно, вам нужно держаться вместе».

Дмитрий Новиков показал «Альманах новой северной прозы», изданный год назад лишь благодаря федеральному гранту. По его словам, на следующий альманах он вряд ли решится, пусть дерзают другие.

Что же такое новая северная проза? Дмитрий Новиков считает, что удачной метафорой для нее стало название рассказа «Холодное топливо» Алены Зориной. Он вошел в альманах. Молодой автор из Петербурга – лауреат конкурса короткого рассказа «Сестра таланта» под председательством Дмитрия Новикова.

Отвечая на вопрос, в какую традицию с точки зрения формы или поэтики вписывается его творчество, Новиков назвал себя приверженцем магического реализма.

Писателя Ирину Мамаеву (она подошла позже, поэтому ее нет на фото. — Н.М.) Лев Мальчуков представил как автора знаменитой повести «Земля Гай». Ирина рассказала о романе, пятилетняя работа над которым близка к завершению. Почти три миллиона знаков – больше, чем в «Войне и мире». Но получился ли он, не графомания ли это? – спрашивает себя Ирина и признается, что, находясь внутри текста, не может этого понять. Будем ждать публикацию романа, действие которого разворачивается в Петрозаводске и Заонежье.

В самом начале Лев Мальчуков объяснил, почему в названии круглого стола стоит «С чистого листа»: писатели сегодня представят свои новые произведения. Так и случилось. Ирина прочитала рассказ «Клубничка». Его героиня, врач, чтобы расплатиться с ипотекой и выбраться из нищеты, летом отправляется на выматывающий все силы сбор клубники в Финляндии. Новая книга буквально на этой неделе выйдет у Сергея Пупышева. Александр Бушковский закончил свой первый роман «Рымба», небольшой отрывок он замечательно прочитал.

Писателям задавали вопросы, на которые они не всегда могли ответить, – об отношении к новой искренности, например. Сергей Пупышев смутился и, чуть ли не оправдываясь за незнание, пояснил: «Я не придумываю свои истории…».

Лев Мальчуков, завершая круглый стол, обратил внимание собравшихся на внутреннюю серьезность этих писателей. По его словам, в них есть нравственный стержень, сострадание к героям, в их сочинениях Мальчуков отметил  соседство жизни и смерти, пребывание на грани возможного.

Во встрече также приняли участие и выступили писатель Борис Гущин и  главный редактор журнала «Север» Елена Пиетиляйнен. Они расширили круг авторов, которых можно отнести к северной прозе. Прозвучали имена Яны Жемойтелите, Арви Пертту, Константина Гнетнева, Андрея Фарутина.

Директор Института филологии ПетрГУ Оксана Абрамова в интервью сайту ПетрГУ отметила:

— Северная проза – достаточно новое явление, но уже сейчас в нашем университете его изучают, в том числе и магистранты. Это очень перспективное направление. Оно актуально, популярно, интересно. Это наше родное! Уверена, знакомство с северной прозой может найти отражение в учебных курсах студентов-филологов.

На первом плане Оксана Абрамова. Фото: ПетрГУ
На первом плане Оксана Абрамова. Фото: ПетрГУ

Фото: petrsu.ru