метод проектов, ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Проектная деятельность в коррекционной группе

«Дети с задержкой развития не могут заниматься проектной деятельностью!». Это устойчивое заблуждение опровергают педагоги детского сада №45 Петрозаводска.

Эта статья убедит педагогов и родителей  в целесообразности и эффективности использования метода проектов для детей с задержкой психического развития и даст образец проекта на базе инструментов ОТСМ-ТРИЗ, который можно провести в коррекционной группе детского сада или начальной школы.

 

Увеличение числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается во всем мире. Проблема их воспитания и социализации становится актуальной психолого-педагогической проблемой. Статистика свидетельствует о росте количества детей с ЗПР в России. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% от общего числа детей младшего школьного возраста.

В нашем дошкольном учреждении с 1999 года функционирует группа для детей с задержкой психического развития. Недостаток эффективных методов и приемов работы с детьми с ЗПР для нас очевиден.

Актуальность поиска современных методов и приемов работы с такими детьми не вызывает сомнений. Общеизвестно, что необходимым условием для нормального созревания мозга является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Говоря иными словами, педагоги и родители должны создать для дошкольника с ЗПР стимулирующую его развитие среду. При этом задачи, поставленные перед ребенком, связываются с темпами его естественного развития. Небольшое опережение в стимулировании ребенка, по мнению ученых, положительно сказывается на его развитии, а слишком сильное – дезориентирует его. Ребенок будет игнорировать или отвергать излишне сложную для него задачу или чрезмерно сильное стимулирование.

Стимулирующую развитие ребенка с ЗПР среду, на наш взгляд, создают игры, созданные на основе использования модели Элемент — Имя признака — Значение признака.

Модель позволяет четко разделить в сознании ребенка понятия имени признака (например, цвет, влажность, место)  и его значений (по цвету объект – белый, красный; по влажности – мокрый, сухой; по месту – находится на столе, на полу).  На протяжении 15 лет специалисты используют эту модель в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Экспериментально-исследовательская деятельность в данном направлении ведется с 1998 года на базе ДОУ № 4 Череповца под руководством к.п.н., ТРИЗ-специалиста Т.А. Сидорчук.

И.Н. Крохина на семинаре в ДОУ
И.Н. Крохина на семинаре в ДОУ

С января 2012 года мы начали адаптировать методы и приемы технологии к работе с детьми с ЗПР на базе ДОУ № 45 Петрозаводска. Тема нашей поисково-исследовательской экспериментальной работы в этом году — «Формирование психологической и интеллектуальной готовности к успешному школьному обучению через повышение уровня восприятия на основе создания стойкого мотива и работы с моделью Э — И — З. (Элемент — Имя признака — Значение признака)».

По мнению ряда психологов, отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно формируются пространственно-временные представления, что негативно сказывается на общей готовности дошкольников к школьному обучению.

 До начала работы у детей возникали значительные трудности при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения. Сравнивая предметы, они не могли выделить признаки сходства; обобщение проводили на интуитивном уровне, словесно не обозначая выделяемые понятия; восприятие отличалось недифференцированностью, отмечалась неспособность к длительному напряжению и концентрации внимания, затруднения в запоминании вербальной информации, несформированность устойчивых способов самоконтроля и самооценки. Мы начали работать над созданием универсальных пособий для работы с детьми с ЗПР. Подробно об играх будет рассказано в сборнике детского сада по итогам 2012 -2013 учебного года.

Работа в данном направлении послужила основой детского проекта «Найдем друзей для елочки» (январь — февраль 2013 года).

Участники проекта — дети с задержкой психического развития подготовительной группы.

Руководитель — воспитатель Ягодка Н. П.

Консультант — Крохина И. Н.

 

Педагогическая проблема:

Отставание в развитии восприятия, грубое нарушение познавательной сферы, несформированность связной речи детей группы.

 

Цель проекта:

Создание оптимальных условий для развития восприятия, связной речи детей с ЗПР. Создание условий для формирования устойчивого положительного отношения к познавательной деятельности.

Дети структурируют копилку
Дети структурируют копилку

 

Ход проекта

1 этап. Формулировка проблемы детьми. Закончился Новый год. Вечером с ёлочки сняли все игрушки и украшения. Утром дети увидели, что елочка загрустила. И задумались: Когда нам становится весело? И поняли, что нужно найти друзей для ёлочки, похожих на неё: таких же зелёных, таких же треугольных, таких же колючих.

2 этап. «Создание копилки». Дети приносили из дома и находили в группе нужные игрушки.

3 этап. «Картотека». Группировка объектов из копилки по разным признакам.

— «Расселим игрушки в разные домики: «Цвет. Форма. Рельеф.

— Зарисовали игрушки и составили морфотаблицу. (рис. 1)

Картотека для загадок

 

4 этап «Модель». Осознание детьми первоначальной модели исследования объекта. (рис. 2)

Модель исследования
Модель исследования

 

5 этап. Продукт. Составление загадок про ёлочку, на основе морфотаблицы. Пример загадки: Зелёная как лягушка, треугольная как микрофон, колючая как аппликатор. Радует детей. Что это?

 

6 этап. Презентация

Презентация проходила в форме представления проекта одним ребенком. Обязательное продолжение проекта – работа над отбором объектов, которые могут быть только зелёными, только треугольными, только колючими.

Об авторах:

Крохина Инна Николаевна, заслуженный учитель  Российской Федерации, учитель-логопед МДОУ №4 г.Череповец, консультант МДОУ №45 г.Петрозаводск

Ягодка Наталья Петровна, воспитатель МДОУ №45 г. Петрозаводск