Министерство образования Карелии провело отчетную коллегию под знаком празднования своего 100-летия. Это дало повод обойти все острые углы.
«Карелия будет, как обычно, впереди!» — восторженно завершила свое поздравление «замечательного министерства» Галина Гореликова, председатель профильного комитета парламента республики. На вчерашней коллегии без конца звучали славословия в адрес ведомства и лично его руководителя Александра Морозова. Подобного коллективного излияния восторга не припомню даже в так называемые застойные времена. Похоже, в отрасли начинается культ личности министра.
В докладе Александра Морозова говорилось в основном о достижениях, была и актуальная информация, однако все щекотливые моменты, неприятные для министерства, были умело обойдены. Не потому ли так вяло реагировал переполненный зал Карельского института развития образования на призыв задавать вопросы?
Обычно в конце января проходит отчетная коллегия министерства по итогам предыдущего года и задачам нового (исключение — прошлый год, когда отчетную коллегию провели в апреле. — Н.М.). Однако на сей раз нашли другой формат. В официальной информации говорилось:
«Первое в этом году заседание коллегии Министерства образования Республики Карелия будет посвящено 100-летию органа исполнительной власти в сфере образования. К участию приглашены ветераны Министерства образования и органов управления образованием муниципальных образований Карелии».
Торжественное заседание решили, судя по всему, совместить с отчетной коллегией — два в одном, так сказать. Это, конечно, право ведомства, но случился перебор: поздравления, награждения, роскошные букеты цветов задали коллегии с самого начала отнюдь не деловой тон.
Свой доклад Александр Морозов назвал «Сохраняя лучшие традиции российского образования, продолжаем двигаться вперед». Что же прозвучало в нем?
Как известно, главная задача — повышение качества общего образования. Правда, на этом министр не остановился, сославшись на то, что можно посмотреть слайд. Однако на слайде представили всего несколько показателей.
Доля выпускников 11 классов, не сдавших ЕГЭ по обязательным предметам (математика и русский язык), уменьшилась в 2017-м до 1,1% (2015 — 1,8%, 2016 — 1,3%). Доля выпускников 9 классов, не сдавших ГИА по обязательным предметам, уменьшилась в 2017-м до 0,9% (2015 — 3,3%, 2016 — 1,1%). Высока доля 4-классников, справившихся с Всероссийскими проверочными работами, — близко к 100% по русскому языку (96,1%) , математике (97,9%) и окружающему миру (99,3%).
В то же время 18,5% 7-классников по результатам регионального мониторинга качества показали низкий и критический уровень по математике, 41,6% — базовый уровень.
То есть почти у каждого пятого семиклассника низкий или критический уровень знаний по математике! Но никакого анализа сделано не былоо. Наверное, он делается на совещаниях, но почему-то не становится достоянием общественности, родительской в том числе, хотя ключевой целью министерства провозглашена открытость его деятельности.
В декабре Министерство образования Карелии в ответ на запрос «Лицея» предоставить данные по среднему баллу ЕГЭ по всем предметам за последние два года прислало отказ с такой мотивацией:
«… многолетняя аналитическая работа с результатами ЕГЭ показала, что средние баллы по предметам не информативны. В связи с этим на протяжении нескольких лет Министерство образования Республики Карелия при подготовке ежегодного статистико-аналитического отчета о результатах ЕГЭ не использует данный показатель. В соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) в аналитической информации используются следующие статистические сведения, касающиеся результатов ЕГЭ: доля выпускников, допущенных к ГИА, сопоставление количества стобалльников, доли высокобалльников и доли участников, не преодолевших минимальную границу».
Честно сказать, не укладывается в голове: ЕГЭ проводят и будут проводить, а знать его результаты «не информативно»?! Поясню, для чего мне нужны были средние баллы ЕГЭ: чтобы сравнить их со средними баллами того же года в соседних с Карелией регионах, а не со средними по стране. Когда данные публиковались, картина была, увы, не самая радужная Карелии. Поскольку всё теперь закрыто, можно на полном серьезе уверять: «Карелия, как обычно, впереди!»
Александр Морозов затронул вчера такую наболевшую тему, как строительство современного коррекционного интерната в Карелии. Он сказал, что обещание, данное главой Карелии родителям в мае 2017 года, будет выполнено. По словам министра, уже принято решение насчет участка под строительство интерната в Петрозаводске. В 2018 году будет сформулировано техническое задание с учетом новых федеральных требований и начнется поиск источника финансирования.
Иначе говоря, учитывая время, которое требуется на создание ПСД (проектно-сметной документации) и на его прохождение по инстанциям, плюс еще минимум год на строительство, может пройти несколько лет, прежде чем появится новое здание. Но открыто признать это духу, видимо, не хватает. Нарисовали радужную перспективу — и довольно. Кстати, не сомневаюсь, что современный коррекционный интернат появится в Карелии — такова установка федерального министерства, но надо честно обозначить реальный срок, чтобы не кормить родителей и педагогов иллюзиями.
Как известно, острая проблема в Петрозаводске — запись в первые классы. Бывший министр образования Карелии Галина Разбивная на вчерашнем заседании нашла причину: мол, слишком много в городе лицеев и гимназий, все над Петрозаводском смеются. Посоветовала снимать статус — только постепенно, а то народ у нас горячий, начнет возмущаться. Когда это сделают, родители перестанут стремиться записывать детей в статусные школы. Комментариев от министра Морозова не последовало. Неужели и правда в ведомстве согласны, что это главная причина ночных очередей и потраченных родительских сил и нервов, а петрозаводские чиновники белые и пушистые и вообще не при чем?
Поднял Александр Морозов в своем докладе и некоторые другие вопросы. Правительством РФ ставится задача обеспечить к 2021 году местами в детских дошкольных учреждениях детей от 2 месяцев до 3 лет. Галина Разбивная назвала постановку вопроса провокацией: мол, отдавать с двух месяцев — значит, принижать роль матери. Хотя всем ясно, что речь идет об обеспечении местами особо нуждающихся, а не всех поголовно. Министр сообщил, что у действующих детсадов появятся пристройки для ясельных групп. Как это возможно, учитывая нормы СанПина, непонятно.
Есть и правда хорошие новости. Построят новые детские сады в поселках Ляскеля и Ильинский. Новая школа в поселке Ледмозеро Муезерского района откроет свои двери 1 сентября 2018 года. В 2019 — 2020 годах планируется строительство школ в Петрозаводске на 1350 мест и в Кеми на 1200 мест. Но поможет ли это ликвидировать вторую смену? Вторая смена в школах, по словам Александр Морозова, — единственная задача, которая в Карелии не выполнена. Претензии министр предъявил… органам местного самоуправления, у которых «не хватает доброй воли» и посоветовал им внимательнее изучить закон.
Еще указал им на то, что «количество медалистов начинает расти в геометрической прогрессии»: от 120 в начале 2000-х, когда школы окончили более 7 тысяч человек, до 234 в 2017-м, когда было 3 с лишним тысячи выпускников.
Недавно мы публиковали материал о главных событиях в российском образовании в 2017 году с нашими комментариями по Карелии. Одна из самых острых проблем — оптимизация школ и детсадов. В 2017 году окончательно закрыта школа на Валааме. В Беломорске местная власть намеревалась ликвидировать центр дополнительного образования, но людям пока удалось отстоять его. Непонятна ситуация после реструктуризационных процессов в Беломорском, Пудожском и Суоярвском районах. Волнуется народ в Ведлозере (о ситуации там расскажем подробнее в ближайшие дни. — Н.М.). Стоит ли говорить, что об этом не шла речь на вчерашней коллегии?
А завершила коллегию … Оксана Старшова, недавно назначенный директор Петрозаводского педколледжа, известная своей провальной деятельностью на посту детского омбудсмена Карелии. Можно сказать, вчера был ее бенефис: именно ей доверили заключительную речь на коллегии Министерства образования Карелии, посвященной его 100-летию!
В своем торжественном слове она продолжила поток славословий в адрес министерства и лично министра Морозова, которому преподнесла изысканный букет цветов, и заявила об оптимистическом реализме, свойственном этому ведомству. Наблюдая за карьерой Оксаны Николаевны Старшовой, не удивлюсь, если она в конце концов и возглавит его…
Фото Карельского института развития образования