Главное, Образование, Учитель, Школа и вуз

Каким был 2017 год в российском образовании

Итоги в образовании

Наиболее значимые новости и тенденции для системы в целом и учителей в частности выделил портал Педсовет. Редакция «Лицея» дала комментарий применительно к Карелии.

Российские школы сменят подчинение

«Когда принималась эта реформа (1990-е годы), это был один исторический период, а сейчас совершенно другой исторический период, который требует, естественно,— я позволю себе такой термин произнести — «государственные школы». То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы»,— так прокомментировала это решение министр образования  и науки РФ Ольга Васильева.

Пока не очень понятно, как именно это отразится на состоянии школьного образования и деятельности педагогов, но можно с уверенностью сказать одно: надежды учителей на окончание реформирования образования не оправдались.

От редакции «Лицея». Реакции на это заявление министра в Карелии не последовало. Возможно, потому, что наши школы устали от недофинансирования из муниципальных бюджетов и видят в госфинансировании только плюсы.

Протесты учителей

В заканчивающемся году в информационной повестке дня неоднократно оказывались новости об акциях протеста, пикетах, забастовках, на которые решались российские учителя. Чаще всего причиной становились проблемы с оплатой труда: либо уменьшение заработной платы, либо большие задержки в ее выплате.

14 июня 80 педагогов в города Петровск-Забайкальский  вышли на пикет из-за того, что свою заработную плату за несколько месяцев и отпускные им пришлось получать через суд.

1 сентября митинговали учителя Кургана из-за решения властей об уменьшении льгот для сельских учителей.

3 октября около здания Минобрнауки на Тверской профсоюз «Учитель» провел пикет, приуроченный ко Дню Учителя.Главными лозунгами пикета стали: «Нет мелочному контролю за учителем!», «Нам не нужна придуманная чиновниками «карьера»! «Требуем моратория на введение профстандарта и НСУР».

В ноябре учителя трех школ в Звериноголовском районе подали в суд на правительство Курганской области из-за замены стопроцентной компенсации коммунальных льгот на выплату в размере 1200 рублей. Преподаватели говорят о значительном снижении зарплат с начала года и грозят выйти на акции протеста после Нового года.

В декабре сельские учителя Алтайского края при поддержке профсоюза начали обращаться в органы прокуратуры, чтобы вернуть недоплаченную компенсацию за последние три года по электроэнергии.

А директор школы обратился к министру образования Татарстана, к премьер-министру Татарстана и министру образования России с открытом письмом протеста против практики мошенничества при организации разных туров Всероссийской олимпиады школьников.

От редакции «Лицея». В Карелии протесты не носили массового характера и не были связаны с защитой своих прав. Преподаватели и студенты протестовали в связи с увольнением профессора ПетрГУ Александра Иванова. А учителя, родители и школьники —  директора петрозаводского лицея № 13 Галины Васильевой, которая безуспешно пробовала оспорить его в городском суде Петрозаводска и Верховном суде Карелии. Галина Васильева отправила кассационную жалобу в Верховный суд РФ.

Кстати, в Карелии инициировали поправку в законодательство, позволяющую увольнять директора школы только с согласия коллектива.

 

Происходит отток учеников из государственных школ

Эксперты отмечают рост количества детей, уходящих из государственных школ в частные и на семейное обучение. По информации  сайта «Статистика российского образования»  дети из 100 000 семей России сейчас получают образование в семье, а в крупных городах наблюдается бум открытия частных школ.

Родители так объясняют свое решение: «Школа должна не только „фаршировать“ ребенка знаниями по базовым предметам, но учить ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно добирать знания, прокачивать себя. В традиционной школе дети смотрят друг другу в затылок, делают то, что им говорят, в семейном образовании ребенок осознает себя частью процесса».

Еще один аргумент в защиту перехода на семейное обучение — более гуманный режим работы частных и семейных школ: «Не нужно тащиться в школу через пробки к 8 часам утра, чтобы сидеть 45 минут в классе на уроке литературы, 1 минуту читать стихотворение у доски, а все остальные 44 минуты ждать пока его прочтут одноклассники. Эта система работала в XIX веке, когда воспитывались подмастерья. Современное сознание не должно быть ограничено шаблоном. Не хочу, чтобы мой ребенок был винтиком в системе образования».

От редакции «Лицея». Семейное обучение становится все более распространенным и в Карелии. Об одной такой семье мы рассказали в публикации «Не хочу, чтобы мои дети росли под давлением».

 

Изменились скандалы, связанные с ЕГЭ

Не успели все облегченно вздохнуть после устранения утечек экзаменационных заданий, после чего существенно снизилось количество случаев списывания на ЕГЭ, как этот год принес скандалы совсем иного рода.

В Кабардино-Балкарии общественный наблюдатель настолько рьяно выполнял свои обязанности, что понадобилось вмешательство прокуратуры.

В Казани вынуждали уволиться двух педагогов за опоздание на ОГЭ, хотя опоздания не было.

В Великом Новгороде школьник оштрафован на 3 тысячи рублей за шпаргалку на Едином государственном экзамене по английскому языку.

В Москве учителя вынудили уволиться из школы из-за того, что она забыла выложить из кармана телефон по время проверки экзаменационных работ.

От редакции «Лицея». В Карелии больших скандалов в этом году не было, только в Петрозаводске и Костомукше два выпускника были удалены с ЕГЭ по русскому языку за наличие справочных материалов. Однако именно в Карелии критика самой формы ЕГЭ ведется наиболее жестко, создана очень популярная во ВКонтакте группа «За возрождение образования».

Рекордными темпами в России закрывались школы и детские сады

Происходило это с соответствии с распоряжением правительства РФ от 30 апреля 2014 года о плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки до 2018 года». Согласно документу до наступления 2018 года в стране должны быть закрыты 3639 школ и детских садов в селах. Не избежали этой участи и учреждения дополнительного и среднего профессионального образования, а также дома и интернаты для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

От редакции «Лицея». Пик оптимизации в Карелии пришелся на прошлый год. В 2017 году окончательно закрыта школа на Валааме. В  Беломорске местная власть намеревалась ликвидировать центр дополнительного образования, но людям пока удалось отстоять его. Выясняем ситуацию после реструктуризационных процессов в Беломорском, Пудожском и Суоярвском районах. После принятых несмотря на протесты общественников и специалистов поправок в республиканский закон «Об образовании» по малокомплектным школам из их перечня вывели 24 сельские школы и добавили 11. Какова судьба школ, лишенных статуса малокомплектных? На пользу или во вред пошли законодательные изменения? «Лицей» будет следить за ситуацией.

 

Недоверие педагогам и проверки

2017 год был особенно щедрым на проверки всех видов, которым подвергались учителя. При этом результатами этих проверок инициаторы оных оказывались недовольны.

Так в августе Рособрнадзор заявил: «Анализ собранных данных о ВПР по русскому языку и математике в 4-х и 5-х классах выявил искажения результатов в отдельных школах. Так, например, были отмечены образовательные организации, в которых результат выполнения ВПР оказался заметно выше среднего результата по региону, при этом школа не является лицеем или гимназией с углубленным изучением данных предметов, и полученные результаты не подтверждаются высокими баллами ЕГЭ у выпускников». В итоге теперь Рособрнадзор планирует перепроверять ВПР за учителями, а затем публиковать список школ, необъективно оценивающих ВПР.

А Минобрнауки, в свою очередь, будет проверять объективность каждой школьной медали.

После проведения апробации новой модели аттестации учителей, в которой приняли участие 4500 учителей русского языка и математики, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов сказал: «Недавно в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования мы обсуждали результаты апробации оценки учителей. 15–20% учителей, участвовавших в исследовании (причем мы брали по всей России), не выполнили задания по математике и русскому языку. Они не знают математику и русский язык, не могут выполнить задания по своему предмету и практические педагогические задачи».

От редакции «Лицея». В Карелии проверок не меньше, если не больше, чем в других регионах. Однако недовольство учителей и руководителей школ ограничивается обсуждением в своем сообществе и на публичный уровень не выходит.

Полностью здесь