«Анна Каренина» в постановке Кирилла Симонова, одна из самых ярких премьер прошлого года, в очередной раз прошла в Музыкальном театре Карелии 30 января. Своими впечатлениями делится Наталья Гальцина, в недавнем прошлом прима-балерина нашего театра.
Кирилл Симонов вот уже в течение десяти лет возглавляет балетную труппу. За это время коллектив претерпевал многие изменения в качественном и количественном плане, но сегодня он вышел на новый уровень высокого профессионализма и творчества.
Вряд ли стоило браться за это произведение, если бы не было балерины, способной воплотить все хореографические мысли балетмейстера. И спектакль появился потому, что в труппе театра есть великолепная танцовщица Алевтина Мухортикова. Благодаря ее внутренней актерской силе, выразительной пластике тела, красоте и стилю, которые присущи ей от природы, образ Анны получился ярким, своеобразным и трагичным по-настоящему. Сложный хореографический текст, сочиненный Симоновым, освоенный с легкостью и изяществом, читается как откровения Анны, показывающие ее страсть, ее метания. И еще очень важное качество для артистки – искренность и эмоциональность, которыми балерина обладает в полной мере. Провести четкую линию образа своей героини с начала и до конца спектакля в два акта удается немногим, а Мухортикова до самого последнего монолога держит эту нечеловечески высокую эмоциональную ноту.
Ее партнер – Ильшат Умурзаков (Вронский) составляет с ней гармоничное, единое целое. Хорошо владеющий поддержкой, в своих вариациях и сценах он выглядит очень легким, технически сильным танцовщиком. Хотелось бы пожелать артисту в процессе работы над этой партией усилить актерскую составляющую образа Вронского.
В балете мы не увидим сюжетных переплетений романа, хореограф создал свою версию, которая сочинена с фантазией и какой-то надломленностью, где страсть, бьющая через край, выраженная в непрерывном движении и музыкальном потоке, обрушивается на зрителя со сцены. Начальный эпизод балета на вокзале, сделанный в форме кинематографической картинки, не дает возможности понять, каким будет стиль спектакля. Но с первых танцевальных сцен становится понятен замысел хореографа: подняв все женские персонажи на пальцы, он придал всему действию строгость и классичность. Пластический язык Симонова, уже хорошо узнаваемый, в этом балете пополнился многими новыми конструкциями. А режиссерская концепция вместе с потрясающе выразительным, образным сценическим оформлением Эмиля Капелюша и создали Спектакль, цельное произведение искусства.
Нельзя не сказать о кордебалете, который в этом спектакле как бы обрамляет сцены ведущих героев. Четкие и точные движения, как в женских, так и в мужских эпизодах, идеальная синхронность и стройность линий и построений, создают образ бездушного света, который, затравив и отвергнув Анну, погубил ее. А сцена в театре, когда артисты произносят текст в ее осуждение (всё чаще это происходит в современном балете), многократно усиливает это ощущение.
Интересно было наблюдать, как зрители следили за действием, боясь прервать аплодисментами даже самые яркие эпизоды, а в конце как будто прорвало какую-то плотину поистине ошеломляющими овациями. И жаль, что в репертуаре театра мы нечасто можем увидеть «Анну Каренину». Спектакль для артиста – это судьба, прожитая на сцене, Событие, к которому готовятся в балетном зале всю жизнь. Поэтому так важно, чтобы этих Событий было как можно больше.
Сегодня очень радует профессиональное состояние балетной труппы, оно на высоком уровне. Молодые и талантливые танцовщики способны брать всё новые и новые творческие высоты. А художественному руководителю хочется пожелать много смелых идей и успешного их воплощения на нашей сцене.
Фото из архива Музыкального театра Карелии