Больше года внимательно слежу за развитием событий вокруг Дома Богданова, объекта культурного наследия. Хочу понять, как и почему гибнут в республике памятники истории и культуры, кто виноват и можно ли это предотвратить? Мой ответ на сегодня: «В Карелии нельзя». Ничему нас утрата Успенской церкви не учит.
Продали за рубль
Дом Богданова построен в 1870 году, является примером застройки Петрозаводска конца ХIХ века и объектом культурного наследия. Его индивидуальный архитектурный облик сегодня разглядеть невозможно: в мае 2018 года он был варварски ободран изнутри и снаружи, уничтожены крытый двухэтажный тамбур главного входа с красивым остеклением и широкое открытое крыльцо, сорваны наличники и карнизы, провалявшиеся на земле рядом несколько месяцев.
Всё это гастарбайтеры сделали, конечно, не сами по себе, а под руководством собственника здания ООО «Строительный трест № 4 (директор В. Стопкин). Он весной 2018 года купил Дом за 1 (один) рубль. Добрая администрация Петрозаводска продала и участок земли, по данным СМИ, за 2,5 млн. Взамен новый хозяин обязан отремонтировать здание и содержать его должным образом.
Не знаю, как где, а в Петрозаводске примеров таких сознательных собственников я не знаю. Почтамт, поликлиника на ул. Анохина, гостиница «Северная», почта России, Ч. Скрипин и администрация города, бизнесмен Л. Белуга — примеры противоположного отношения к объектам культурного наследия.
Больше года внимательно слежу за развитием событий вокруг Дома Богданова, хочу понять, как и почему гибнут в Карелии и Петрозаводске памятники истории и культуры, кто виноват и можно ли это предотвратить. Мой ответ на сегодня: «В Карелии нельзя».
Продавать памятники в частные руки губительно. Их владельцы не только не понимают, но и не хотят соблюдать законодательство. У Управления по охране объектов культурного наследия не хватает ни материальных, ни юридических сил и средств для воздействия на недобросовестных собственников. Даже если всё-таки можно прищучить недобросовестного хозяина, прокуратура не считает необходимым это сделать, на его защиту встаёт гуманный петрозаводский суд и прощает ему грубейшее нарушение норм и правил. А не продавать частнику памятники государство
не может, потому что у него нет денег на их содержание.
Другие здания в этом же квартале исторической застройки, переданные музею-заповеднику «Кижи», демонстрируют, что бывает, если памятнику повезёт. Дому Богданова категорически не повезло.
В мае 2018 года его ободрали и частично разрушили, хотя имели право только «уточнить его физическое состояние для разработки научно-проектной документации». В ноябре 2018 года собственник вторично грубо нарушил закон и, не имея разрешения Управления по охране объектов культурного наследия, в котором ему было отказано (!), и соответствующей лицензии, утопил брёвна в бетоне, нарушил гидроизоляцию, чем выпучил наружную стену дома…
Более года Дом Богданова легко доступен людям и стихиям, так как ограждение участка ненадёжное и часто падает, а охрана отсутствует.
Хроника последних событий
Что происходило с Домом со времени нашей последней публикации 8.04.2019?
Во второй половине апреля 2019 года моё обращение в Управление по охране объектов культурного наследия об отсутствии необходимой охраны участка собственником его сотрудниками было передано в прокуратуру Петрозаводска.
«В проведении внеплановой проверки на вышеуказанном объекте культурного наследия Прокуратурой Республики Карелия было отказано». И я записываю её очередным действующим лицом в трагедии Дома Богданова.
Есть надежда, что Управление по ОКН сможет по этому вопросу воздействовать на собственника ООО «Строительный трест №4» в судебном порядке.
4 мая 2019 года обнаружила в очередной раз упавшую створку ворот, о чём сразу сообщила в Управление.
7 мая она так и валялась на земле, по состоянию на 16 мая была установлена на своё место.
Едва получила ответ и фото от Управления о том, что забор восстановлен, как в ответ могла только засвидетельствовать, что на 19 часов 28 мая 2019 года «забор опять находится в ненадлежащем состоянии: частично завалены въездные ворота, правая их створка почти выдернута из крепёжного столба, левая держится за счёт берёзы, опирается на неё.
С территории участка вывезена бытовка (строительный вагончик), вероятно, в момент её вывоза ворота и были повреждены».
Несколько дней ворота так и продолжали валяться, в очередной раз обеспечивая свободный проход на территорию. В это же время на Неглинской набережной начались дорожные работы. Кем, указано не было. И рабочие не нашли ничего лучше, как для своего удобства высыпать огромную кучу песка перед воротами Дома Богданова, преградив путь не только непрошеным гостям, но и пожарным в случае нештатной ситуации.
Обнаружив это субботним утром 1 июня 2019 года, немедленно позвонила в Единую дежурно-диспетчерскую службу по 051. Пришлось дважды объяснять дежурной всю опасность и серьёзность ситуации. Быстрого реагирования дама всё равно не пообещала. Ничему нас утрата Успенской церкви не учит.
Конечно, в этот же день направила в Управление по охране объектов культурного наследия письмо с фотографиями кучи песка и так и не восстановленных ворот.
5 июня навестила Дом Богданова, о чём и рапортовала в Управление письмом с фотографиями.
«По состоянию на 22 часа 05 июня 2019 года на участке Дома Богданова забор приподнят, установлен вертикально и укреплён, куча песка перед воротами частично отодвинута в сторону. Признаков строительных работ не обнаружила. Не знаю, каким образом вам удаётся так оперативно влиять на недобросовестного собственника и недогадливых дорожных рабочих, спасибо!»
Радость моя была преждевременна, а ужас от деятельности ООО «Строительный трест № 4» (директор В. Стопкин) возрос.
11 июня 2019 года обнаружила, что куча песка окончательно убрана в связи с окончанием дорожных работ на Неглинской набережной. Вероятно, при этом были задеты входные ворота на территорию участка Дома Богданова. Они опять были наклонены, и одна створка вновь удерживались только за счёт опоры на берёзу, а вторая была зафиксирована всего лишь куском тонкого провода. Вот как работает этот строительный трест! Кажется, даже поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф лучше строили.
На 23 июня 2019 года ситуация с воротами прежняя и дополнилась только куском сайдинга, оторванным людьми или сильным ветром от забора со стороны улицы Куйбышева.
С Управлением по охране объектов культурного наследия мы все эти месяцы находимся в продуктивном взаимодействии. Я регулярно отсылаю письма с фотографиями, Управлению оперативно удаётся менять ситуацию хоть немного, но к лучшему. Мне предложено сообщать о состоянии Дома непосредственно начальнику Управления Юлии Борисовне Алиповой, меня благодарят за помощь. Но, к сожалению, этого явно недостаточно для изменения ситуации в целом.
Ничего позитивного на участке Дома Богданова не происходит. Хотела назвать свою заметку «ни шатко, ни валко». Да только правильнее сказать «и шатко, и валко!» Столько раз уже падал этот забор, укреплённый верёвочками, что пальцев на руках не хватит сосчитать.
И шатко, на тонком волоске, держится судьба старого дома, и призрачно с таким «хозяином» его будущее.
Фото Юлии Свинцовой
Другие материалы о Доме Богданова:
Всё хорошо, прекрасная маркиза?
Да здравствует самый гуманный суд в мире!