Главное, дополнительное образование, ИКТ и дистанционное обучение, метод проектов, подходы, системы, технологии, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Игрушки из слов-3

Алла Нестеренко продолжает рассказ о конкурсе-проекте для школьников «Сказкочитатель».

«Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, — полезнее».

Джанни Родари

 

Загадки – сравнения

Составлять загадки-сравнения сегодня умеют практически все младшие школьники. Говорят, что этому даже учат в новых версиях учебников. А когда больше 20 лет назад я опубликовала методичку «Страна загадок», большинство учителей восприняли это как открытие. Видимо, система образования все-таки меняется. Только медленно, очень медленно.

В проекте детям была предложена небольшая интерактивная лекция о том, как строить загадки-сравнения, а следом мы разместили базу для собственных загадок. Отгадки снова спрятали, воспользовавшись возможностями среды MOODLE. Задание  — выбрать героя или любой другой объект из «Сказок по телефону» и придумать о нем СРАВНИТЕЛЬНУЮ ЗАГАДКУ.

И сразу проявилась проблема: придумать загадку про мышку несложно. Гораздо сложнее придумать ее так, чтобы было понятно, из какой сказки эта мышка. Сравните две загадки:

1) Маленький,а не пуговица,
Серенький,а не туча,
С хвостиком, а не кошка.


2) Живёт в книжке, но не картинка
Хочет изменить жизнь, но не колобок
Иностранец, но не француз.

Обе загадки про мышонка. Но вторая – про героя сказки «Мышонок из книжонки». И придумать, и отгадать  ее может только тот, кто прочитал сказки Родари. 

Как и все задания, загадки оценивались в ходе конкурса-проекта. И всякий раз, когда появлялась «несказочная» загадка, я объясняла, за что снизила баллы. Это трудоемко, но довольно эффективно, особенно если взрослые обращают внимание детей на комментарии. Постепенно «сказочных» загадок стало больше. Многие из них понятны только в контексте прочитанных сказок. 

Желтенький, а не солнышко;
пушистенький, а не котёнок;
есть антенна, а не телевизор;
появился из яйца, но не простого.
(Космический цыплёнок)

Королевские хоромы, а не для королей;
вкусные, а не арбуз;
холодные, а не снег;
тают, а не лёд.
(Дворец из мороженого)

Мечта всех модниц, а не сумка;
Бывает летней или зимней, а не погода;
Есть мужская, есть женская — не шляпа.
(Невешалка из сказки «Страна, где все слова начинаются с НЕ»)

 

Загадки «Самое главное – одним предложением»

Честно говоря, я не рассчитывала, что это задание выполнят многие. Но  решила попробовать. Звучало оно так:

«Это задание для ребят 3-6 классов. Но, может быть, кто-то из младших тоже захочет свои силы попробовать — почему бы и нет?

Дело в том, что Родари на самом деле был очень серьезным писателем, и его сказки учат важным вещам.

Придумай загадку о любой из сказок. Твоя загадка должна начинаться со слов «ЭТА СКАЗКА О ТОМ (О ТЕХ), ЧТО (КТО)________».  Продолжи предложение так, чтобы было понятно, что самое главное хотел сказать нам автор. Например, название «Сказка про молодого рака» можно переделать в такую загадку: «Сказка о том, кто решил идти своей дорогой» или «Сказка о том, кто не хотел поступать как все».  Загадки пишем новыми темами на форуме. Отгадки — ответами на эти темы

Дети включились в работу быстро. Оказалось, что такие загадки интересно отгадывать. Однако придумать загадку – выделить самое главное, при этом сохранив «загадочность» сообщения – задача очень непростая. И здесь опять помогла возможность корректировать работы детей прямо в ходе конкурса. Вот фрагмент такой переписки.

Экран форума "Самое главное - одним предложением"
Экран форума «Самое главное — одним предложением»

Вечерами, открывая страницу форума, я выдыхала – предстояло проверить 20, 30, иногда 50 загадок, каждую оценить и почти на каждую дать комментарий. Некоторые дети увлеклись – и загадки сыпались как конфетный дождь в любимой ими сказке Родари.

Процесс отгадывания тоже вызывал азарт. Вот фрагмент переписки:

София Котова. Про Джильберто
София Котова. Про Джильберто

Ангелина. — Сказка о том, что не всегда нужно понимать слова буквально.
Софья:  — «Вопросы наизнанку».
Ангелина:  — Нет.
Тимур: — «Старые пословицы».
Софья: — «Бриф! Бруф! Браф!»
Ангелина: — Нет. Я подскажу: Сказка о мальчике, который очень хотел быть хорошим и полезным. … Какие еще варианты? Она же простая!
Андрей: — Про Джильберто.
Ангелина: — Да! Правильно!

Я радовалась – сбылась моя мечта реализовать через форум познавательное общение детей. Пожалуй, впервые это получилось так ярко.

А сами загадки заставляли задумываться даже взрослых.

«Сказка о том, что будущее счастливее прошлого» (Слово «Плакать»)
Сказка о том, что нужно действовать, когда выпадает такой шанс. (Голубой светофор)
«О сладкой мечте многих детей» (Дворец из мороженого)

Никита Брынько. Война Колоколов
Никита Брынько. Война Колоколов

Эта сказка о том,что необязательно быть таким же как и все,можно быть особенным  (про молодого рака)
Сказка о том, что правда всегда сильнее всего на свете. (прозрачный Джакомо)
Эта сказка о том, что люди не хотят войны и готовы ее прекратить при каждом удобном случае.  (Война колоколов)
Эта сказка о том, как можно бессмысленно провести свою жизнь, занимаясь лишь обсуждением жизни окружающих людей. (Женщина, которая считала «Апчхи!»)
Сказка о том, кто больше всего на свете любил свободу. (бегство Пульчинеллы)

… Вы все еще думаете, что Родари – несерьезный писатель?

 

Почти как у Родари: сочинение сказок

Основную часть конкурса логично было закончить сочинением собственных сказок, тем более что многие сказки Родари подсказывают нам приемы, с помощью которых можно получить интересные и забавные идеи. Позднее он написал про это целую книжку «Грамматика фантазии».

В нашем конкурсе задание выглядело так:
«Дворец из мороженого, шоколадная дорога, люди из масла. Чем похожи все эти сказки? Наверняка вы догадались — предметы и даже люди сделаны в них из съедобных материалов.
Можно придумать и другие похожие идеи. Например, город, где все магнитное. Или  все стеклянное.
Можно взять не просто другой материал, а придать всем предметам какое-то новое свойство (например, придумать страну, где все всегда мокрые или где все ОЧЕНЬ ГРОМКО КРИЧАТ).
Важно — как из этой идеи получить комикс или сказку. Это не так просто, но и не очень сложно.
1) Реши, какой признак будет изменен у всех предметов в твоей волшебной стране.

2) Подумай, какие плюсы от этого получат ее жители. Что будет им теперь хорошо, удобно делать? Собери копилку «плюсов».
3) Подумай, какие неприятности возникнут у них от такого волшебного изменения. Собери копилку «минусов».
Этого уже достаточно, чтобы написать небольшую историю или нарисовать комикс — каждый «плюс» и «минус» изобразив отдельной картинкой…».

Глеб Васильев. Слайд из комикса "Сказка о городе, где все вверх дном"
Глеб Васильев. Слайд из комикса «Сказка о городе, где все вверх дном»

Около 60 сказок сочинили ребята. Здесь, конечно, тоже шло обучение, некоторые переделывали свою историю несколько раз. Педагоги писали мне, что разбирали и обсуждали в классе размещенную в задании инструкцию, а одна учительница в небольшом классе частной школы, видимо, предложила детям написать сказку про необычный дождь (у Родари с неба сыпались конфеты, а у нас???)  И в общем ряду я получила несколько сказок, в которых с неба сыпались фрукты, овощи, коты…  и даже учителя. Последние появлялись сначала в кране с водой, а затем проливались на землю благодатным дождем. Видимо, заучили совсем ребенка.

Конечно, было несколько работ, натужно сочиненных родителями (что сразу видно). Но все равно результат меня порадовал.  Почти все сказки можно прочитать на странице сайта.

 

Маша Попова (гимназия №77  г. Тольятти). Долина Пружиния

Долина Пружиния
Долина Пружиния

«Высоко- высоко в горах живут необычные человечки. Они похожи на маленькие пружинки.Своими пружинистыми ножками им легко перепрыгивать с горы на гору и забираться в непроходимые места. Хвойные деревья, которые растут вокруг, служат им пищей. Вернее сказать ни сами деревья, а масло, которое из них получается. Человечки смазывают друг друга этим маслом, чтоб не заржаветь. Живут человечки в пещерах.

Главным врагом долины Пружинии была вода. Но она не могла к ним попасть, так как самые опытные умельцы соорудили каменный заслон, который заставлял воду обходить их дома стороной.

Однажды, после сильных дождей, горные реки затопили долину. Человечки от сырости начали ржаветь и ломаться. И тогда старейший из них решил принести себя в жертву. Он уперся в каменные глыбы и развернул их так, что вода больше не могла просочиться. 

И покой снова пришел в чудную долину».

И снова вернемся к разговору о роли взрослых в этой детской истории.  Чем младше дети, тем в большей степени результат дистанционной работы определяется грамотной, аккуратно дозированной поддержкой взрослого, учителя или родителя.

Из письма Ольги Демидовой, учителя 3-го класса ООЦ «Школа» г. Тольятти:

Работа над загадками проходила ещё интереснее! Оказалось, очень легко придумать загадку используя видимые признаки (приставку, внешний вид и т.д.). Но мы сделали для себя открытие! Для того, чтобы загадка была интереснее и отгадать её было не так-то просто можно построить её таким образом, чтобы указывалась основная мысль, которую хотел донести автор или косвенно указать на изменённый признак. Детям очень понравилась эта форма работы.

Ещё более сложным заданием нам показалось составление загадок-сравнений. Очень важным было выделить наиболее существенный признак у объектов сравнения. Но как только мы разобрались с особенностями данного вида работы, работа пошла веселее и продуктивнее.

И самым сложным оказалось написание сказки. Точнее не само написание (истории все придумали очень быстро), а определение главной мысли. Что ты хочешь сказать? О чём твоя сказка? Ведь Джанни Родари писал не просто так…. Что ты хочешь донести до читателя? Ответив на этот вопрос, дети пришли к выводу, что вывод

«…Работа над загадками проходила очень интересно! Оказалось, очень легко придумать загадку, используя видимые признаки (приставку, внешний вид и т.д.). Но мы сделали для себя открытие! Для того, чтобы загадка была интереснее и отгадать её было не так-то просто, можно построить её таким образом, чтобы указывалась основная мысль, которую хотел донести автор или косвенно указать на изменённый признак. Детям очень понравилась эта форма работы.

Ещё более сложным заданием нам показалось составление загадок-сравнений. Очень важным было выделить наиболее существенный признак у объектов сравнения. Но как только мы разобрались с особенностями данного вида работы, она пошла веселее и продуктивнее.

И самым сложным оказалось написание сказки. Точнее не само написание (истории все придумали очень быстро), а определение главной мысли. Что ты хочешь сказать? О чём твоя сказка? Ведь Джанни Родари писал не просто так…. Что ты хочешь донести до читателя? Ответив на этот вопрос, дети поняли, что вывод «добро всегда побеждает зло» не приемлем для подобного вида работы. Пришлось многое менять. Кто-то менял сюжет, кто-то менял основной признак, кому-то пришлось пересмотреть плюсы и минусы произведённых изменений и конечно же наполнить сказку моралью, поучительным смыслом».

Честно говоря, я не рассчитывала на такую глубокую работу со сказкой. Воспринимала это задание, скорее, как игру. Но если кто-то сделал больше, чем задано, это же всегда здорово!

Основная часть конкурса была окончена. Осталось немного творческих заданий для семейного развлечения. В следующем выпуске расскажем об этом и сделаем некоторые выводы.

  

  • Анна Р,

    Как повезло некоторым ребятишкам! Но почему не всем?! Учителя, а вы так работаете? Может, я не в курсе, но от своего ребенка ни о чем подобном не слышала.