Опытный администратор хорошо знает, как психологически трудно разбирать даже удачный урок.
Посещение уроков и последующий их анализ одна из многих должностных обязанностей администратора школы – директора, завуча. Вопросам классификации форм и целей анализа урока, схем его проведения, принципов построения собеседований по итогам урока, схем самоанализа урока и т.д. посвящено много педагогической литературы (В.И. Зверева, Е. М. Муравьев, А. Е. Богоявленская, Конаржевский Ю.А., Скок Г.Б. и др.).
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследователя».
Каждый учитель имеет собственное мнение об учебном процессе, формах урока, приемах, методах, технологиях; что нужно делать, а чего делать не следует; нужны инновации или нет; нужна связь с вузами или нет; нужны платные услуги или нет, нужно проводить физкультурную паузу или нет и т.д. Такова реальность!
Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе, – урок во всех его проявлениях. Пространство урока – можно сказать, сцена, на которой педагог переживает минуты триумфа и горечь поражений. Безусловно, появление на ней третьего, пусть даже самого доброжелательного лица, нарушает гармонию (если она есть), а возможно и обостряет противоречия (если они есть).
Опытный администратор хорошо знает, как психологически трудно разбирать даже удачный урок. И еще труднее, когда налицо масса принципиальных ошибок. Часто проверяющий попадает в такое положение, что «сказать нельзя, но и не сказать нельзя».
Как же использовать процедуру анализа урока для роста профессионального мастерства учителя, обучения его рефлексии?
Несколько слов о принципах, которые лежат в основе самой процедуры – анализ урока. Их много. У разных авторов они близки по сути, но различаются по названию. (Д. Карнеги, Ю.А. Конаржевский, Л.И. Фишман, К.М. Ушаков и др.). На мой взгляд, основополагающим, системообразующим является «принцип уважения и доверия к человеку» (по Ю.А. Конаржевскому) Этот принцип выдвигает целый ряд конкретных требований:
— уважать личное достоинство человека;
— признавать за человеком соответствующие права и возможности;
— уважать человека в себе и человека в других;
— беречь человека в себе потому, что в другом также присутствует человек;
— предоставлять учителю, когда это возможно, свободу выбора;
— доверять человеку, его потенциальные возможности неисчерпаемы;
— создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
— уважать человека, но проявлять к нему достаточно высокую требовательность;
— поощрять достижения и личный вклад каждого в дело школы;
— гарантировать каждому учителю и ученику защищенность в коллективе.
Все эти требования хорошо известны, но не секрет, что от хорошо известной теории до повседневной практики бывает очень далеко!
Условия для конструктивного анализа урока
Вернемся к анализу урока. Исходя из вышеперечисленных требований, сформулируем условия, необходимые для проведения его конструктивного анализа.
1. Заранее оповестить учителя о времени и цели посещения урока.
2. Уточнить, понятна ли учителю цель посещения. Если цель непонятна, то обязательно дать соответствующие разъяснения.
3. Проводить анализ урока желательно не на перемене, а по окончании уроков, в спокойной обстановке, дав возможность учителю справиться с волнением, которое всегда присутствует при любой проверке. Да и самому проверяющему нелишне собраться с мыслями и выбрать форму беседы с учителем, исходя из индивидуальных особенностей учителя, цели и задач посещения урока и т.д.
Эти условия могут быть переданы учителю в виде памятки, примерно следующего содержания:
«Уважаемая Наталья Алексеевна!
В рамках внутришкольного контроля с 15.11.02 по 30.11.02 проводится изучение преподавания истории.
Цель: знакомство с системой работы учителя (оценка оптимальности избранной структуры урока с позиции заявленной темы, сочетание приемов обучения с поставленной целью урока, учет возрастных особенностей учащихся, объем и содержание получаемой учащимися информации, работа с понятийным аппаратом предмета, развитие монологической речью учащихся и т.п.)
На ваших уроках будут присутствовать …
Уроки будут посещаться согласно циклограмме.
Дата |
Класс18.11.02.20.11.02.21.11.0225.11.02.26.11.02.7А3 урок 1 урок 7Б4 урок 2 урок 10А 3 урок 1 урок 10Б 2 урок 2 урок
Прошу Вас определиться с типом урока, его целями и задачами, структурой».
Понятно, что данная памятка будет претерпевать изменения в зависимости от целей и задач посещения урока, но она, как показывает практика, способствует снятию лишнего напряжения учителя и ориентирует его на тот круг вопросов, который будет обсуждаться.
Главную роль в анализе урока будет играть цель (совокупность целей), с которой проверяющий пришел на урок. Следовательно, чтобы учитель разбирал урок в рамках поставленной проверяющим цели, необходимо соответствующим образом подготовить поле деятельности для себя и для учителя.
1) Четко сформулировать для себя:
— понравился урок или нет;
— реализованы ли цель и задачи вашего посещения;
— какими критериями вы руководствовались;
— к какому выводу необходимо подвести учителя в ходе анализа урока.
2) Составить перечень тех моментов урока, за которые нужно похвалить учителя.
3) Составить перечень таких недочетов учителя, о которых нельзя не сказать, даже если они выходят за рамки вашей цели посещения (например, ошибки в содержании материала, речевые ошибки учителя, пропущенные ошибки в ответах учеников, некорректность по отношению к личности ученика и т.д.).
4) Составить план разговора так, чтобы активная роль принадлежала учителю, а завуч слушал и направлял беседу в нужное русло.
5) Приготовить, если нужно, опросник или анкету.
6) Подготовить резюме беседы, которое четко, требовательно, но корректно отражает ваше мнение об уроке.
Есть несколько моделей возможного анализа урока. Остановимся на двух из них.
Модель первая: основана на рефлексии
Эта модель построена на традиционных рекомендациях анализа урока, но предлагаемые схемы и методики использует не совсем традиционно, ставя во главу угла рефлексию деятельности учителя.
Ее, на мой взгляд, целесообразно использовать, когда идет первичное знакомство с деятельностью учителя, или когда обобщается его педагогический опыт, или когда идет фронтальная проверка деятельности методического объединения учителей. Иными словами, когда определяются целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью.
При этом форма анализа (самоанализа) урока может быть любой, главное, чтобы она соответствовала поставленным целям и задачам.
Условия моделирования
Допустим, что в рамках внутришкольного контроля проводится изучение преподавания какого-либо предмета (математики, литературы, истории и т.д.). Сама постановка вопроса потребует разностороннего анализа деятельности учителей, преподающих данный предмет. Для последующего обобщения материалов контроля, думается, целесообразно анализ всех уроков проводить по одной схеме, независимо от опыта учителей. Более того, применение единой схемы при анализе уроков учителей разного уровня квалификации, разных как по «педагогическому» почерку, так и по личностным качествам позволит затем внести изменения в саму схему анализа. Администрация школы получит возможность апробировать и модернизировать свой управленческий инструментарий.
Задачи
1. На основе различных схем анализа урока организовать самоанализ урока учителем.
2. Организовать рефлексию учителя по поводу наиболее успешных и наименее удачных этапов урока.
3. Подвести учителя к объективной самооценке урока.
Собеседование (для предлагаемых в статье моделей анализа урока собеседование строится по одной схеме).
В основе собеседования лежит, кроме принципов уважения к личности человека и веры в его возможности, знание конкретной личности учителя. Поэтому схема собеседования каждый раз выстраивается по-разному.
Планируя беседу с учителем, администратор готовит несколько опросников (схем) по анализу урока, которые бы отвечали цели внутришкольного контроля. Набор опросных листов может быть такой (см. опросные листы 1, 2, 3).
Опросный лист №1 (Он не зависит от типа урока и предназначен больше для выявления эмоционального впечатления от урока).
1. Довольны ли Вы своим уроком? | |
Да, потому что (Нет, потому что …) … | |
2. Что понравилось больше всего? | |
3. Что бы Вы сделали по-другому? Почему? | |
4. Кто из учеников Вас удивил? | |
5. Этот урок для Вас обычный или он потребовал больше подготовки? | |
6. Часто ли Вы меняете тип урока (раз в неделю, месяц, четверть)? Форму работы на уроке? Приемы? | |
7. Вы на уроке чаще всего «солист» или «дирижер»? | |
8. В этом классе Вам работать комфортно? | |
9. Кто из детей в этом классе требует особого внимания (причины могут быть различными)? Как вы решаете эту проблему? |
С одной стороны, этот опросный лист достаточно прост, содержит прямо-таки «бытовые» вопросы, но они позволяют погрузить учителя в пространство прошедшего занятия, посмотреть на него и на себя со стороны, прожить урок еще раз и перейти к рефлексии.
Администратору, посетившему урок, опросник позволит сопоставить собственное видение урока и его оценку с оценкой и видением учителя. Кроме того, такая беседа обязательно внесет коррективы в предварительную оценку урока. Это важно, если мы хотим способствовать профессиональному росту учителя, оттачивать его умения, связанные с самоанализом деятельности.
Опросный лист №2 (Он не зависит от типа урока и по своему содержанию достаточно универсален, является логическим продолжением опросного листа №1).
1.Тема урока. | |
2.Цель урока. | |
3.Соответствует ли поставленная цель заявленной теме? | |
4. Задачи урока. Как они соответствуют поставленной цели и способствуют ее реализации? | |
5. Какая цель в рамках данного урока предполагается у учащихся? | |
6. Обсуждалась ли с учащимися их цель деятельности? | |
7. Нужно ли обсуждать с учащимися цель их деятельности на уроке? | |
8. По каким критериям будет определяться достижение цели, поставленной учителем? | |
9. Каким образом способствует достижению целей каждое из заданий урока? | |
10. Как подводится итог урока? |
Второй опросный лист позволяет определить, как учитель владеет вопросами целеполагания, осознает ли их значимость; приучает ли школьников к постановке целей деятельности и оценке ее результата. Если эта работа проводится постоянно, то, как правило, учитель свободно беседует на эту тему, умеет выстраивать в единой логике тему урока, его цели и задачи.
Проверяющему, посетившему урок, полезно предварительно самому заполнить лист №2, для последующего сравнения с результатами учителя. Это будет весьма полезно для конструктивного анализа урока, мотивации мнения и оценок.
Мы разделяем позицию тех авторов, которые считают, что учитель должен уметь ставить на уроке цель своей деятельности, формировать умения и навыки целеполагания у учащихся, с учетом их возрастных особенностей, а также подводить итог урока, констатируя факт достижения (или не достижения) цели.
Критерии оценки деятельности учителя и учащихся на уроке – отдельный и сложный вопрос; поэтому в рамках данной работы берется только один, наиболее близкий автору вариант, который многократно апробирован.
На уроке профессионализм и педагогическое мастерство учителя оцениваются не только через владение предметным содержанием, что является несомненным показателем его квалификации, но и через умение организовать учебную деятельностью учеников.
Опросный лист №3. Критерии оценки эффективности урока
Критерии и показатели | «Школа мышления» (инновационная школа) | «Школа памяти» (традиционная школа) |
1. Интерес и мотивация учащихся к началу урока. | Целенаправленно создается учителем | Не создается |
2. Целеполагание урока | Цель урока согласуется в обсуждении с учениками. | Цель урока задается учителем, «спускается сверху». |
3. Характер учебных заданий. | Проблемный поисковый, творческий. | Репродуктивный, воспроизводящий, по алгоритму. |
4. Время «говорения» учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем. | Сопоставимо. | Много меньше. |
5. Активность ученика на уроке. | Высказывание своей точки зрения; участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения задачи; возможность задать вопрос учителю, одноклассникам. | Ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего характера. |
6. Преобладание стиля общения «учитель – ученик» | Диалогический. | Монологический (со стороны учителя). |
7. Форма пространства учебной деятельности. | Урок-исследование, защита проекта, игровой урок, урок-конференция и т.д. | Традиционный урок. |
8. Психологический климат урока. | Положительное эмоциональное воздействие, комфортность. | Напряженность, страх, смятение. |
9. Рефлексия урока (отдельных частей урока), осуществляемая вместе с детьми. | Присутствует. | Отсутствует. |
10. Приемы, методики, технологии преподавания. | Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания, оригинальных педагогических приемов и т.п. | Типовые учебные планы, программы и методики. |
Наивысшее количество баллов по каждому показателю – 10. Этот опросный лист может лежать в основе резюме, которое администратор даст в конце беседы с учителем. При этом вполне допустимо опросник №3 дать учителю заранее для подготовки к собеседованию.
Вторая модель: главное – индивидуальная работа с учителем
Ее целесообразно использовать, если цель посещения урока достаточно узкая, а главная идея заключается в индивидуальной работе с учителем, в оттачивании его педагогического мастерства. Например, цель посещения урока: выявление педагогических приемов, направленных на мотивацию деятельности учащихся на отдельных этапах урока.
Задачи
1. Выявить педагогические приемы (если они есть), направленные на мотивацию деятельности учащихся на различных этапах урока.
2. Обсудить с учителем целесообразность и результативность этих приемов.
Условия моделирования
Допустим, вы идете на урок к учителю, который не особенно озадачивает себя проблемами мотивации или делает это не целенаправленно, а «как получится», интуитивно. Следовательно, к сформулированным выше задачам добавится еще одна — убедить данного педагога в важности мотивов в деятельности вообще, тем более в деятельности учебной.
Собеседование
Готовясь к беседе с учителем, вы может составить план или опросник, который способствует удержание беседы в нужном русле.
Опросник
- Как вы понимаете, что такое мотивация деятельности вообще и так ли уж она, на ваш взгляд, существенна для успешной деятельности?
- Какие мотивы могут двигать человеком?
- Нужна ли мотивация в учебной деятельности?
- Какими средствами может достигаться, на ваш взгляд, мотивация деятельности на уроке?
- Вспомните, пожалуйста, случай, когда на вашем уроке мотивация была столь явно выражена, что повлияла на весь ход урока.
- Попробуйте проанализировать свой урок поэтапно, только с позиции мотивации деятельности учащихся. Если возможно, то отметьте, где мотивация была спланирована, а где родилась непроизвольно.
- По каким критериям вы могли бы оценить влияние мотивации деятельности на общий ход урока?
Если учитель затрудняется в проведении анализа урока с указанной целью, то перенесите беседу на другой день, дайте ему возможность подготовиться к самоанализу урока.
В зависимости от личностных качеств учителя, с целью снять напряжение беседу можно начать по-разному.
Первый вариант
Повторив цель и задачи вашего посещения данного урока, можно дать учителю вопросник и развернуть беседу.
Второй вариант
Можно попросить учителя высказаться на тему «Мотивация деятельности учащихся на уроке», для того чтобы яснее понять позицию коллеги по данному вопросу, а затем уже обсуждать урок.
Третий вариант
Можно начать беседу, допустим, с такого эпизода.
В песочнице играют маленькие дети. Игра в разгаре. Мамы сидят рядом на скамейке. Но вот наступает время обеда. Первая, самая решительная мама, сказав несколько раз: «Настя, пора домой!» и, не получив от увлеченной игрой дочери ответа, хватает девочку за руку и тащит домой. Крик, плач. Шлепок. Еще больший крик. И мама с дочкой покидают двор. Через некоторое время примерно такая же сцена. И только одна мама выбрала другой путь. Она не потащила ребенка силой, а нашла для ухода понятную и привлекательную цель. Мама сказала: «Пойдем, помоем твою машинку, смотри, какая она грязная, а потом опять придем сюда играть».
Закончив рассказ, правомерно спросить: как поступал в таких случаях ваш собеседник, когда нужно было переключить детей с одного вида деятельности на другой?
Обсудив прием мотивации деятельности на бытовом уровне, постепенно перейти к собственно обсуждению урока.
Четвертый вариант
Пригласите учителя на свой урок или урок коллеги, где можно увидеть работу над мотивацией учебной деятельности.
Понятно, что в арсенале педагогических и управленческих средств школьного администратора много различных приемов, позволяющих организовать анализ урока. После вступительной беседы, разберите совместно с учителем каждый шаг урока с позиции поставленной цели, выделяя педагогические приемы, направленные на мотивацию учебной деятельности, но непременно соблюдая при этом «принцип уважения и доверия к человеку».
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, сознательно строить свою профессиональную деятельность, уметь ее анализировать и корректировать.
Организация анализа урока, предлагаемая автором, способствует, как показывает практика, росту профессионального мастерства учителя. При этом создается атмосфера доверия и взаимоуважения, которая позволяет, с одной стороны, реализовать педагогу его права и возможности, с другой, проявить по отношению к нему достаточно высокую требовательность.
Такая форма проведения анализа урока на первых порах трудоемка для завуча, но какие возможности для самопознания и развития она дает учителю?
Учитель с его личностными особенностями, урок как результат совместной творческой деятельности учителя и учащихся — вот центральные фигуры такого анализа. Во всяком случае мы стремимся к этому.