Технология «Клещи» позволяет переформулировать задачу, отвечая на три вопроса: «Что есть?», «Чего хочу?», «Что мешает? (или Почему не могу?»).
– Ой, какие игрушки! – замечает бабушка. – А чего ты хочешь, Поленька?
– А почему они не висят? – Поля задумывается и делает маленькое открытие.
– У них нет веревочки.
– Так что же нам делать? – озадаченно интересуется бабушка.
— Привязать веревочки! – с энтузиазмом предлагает малышка.
Эта реальная история, рассказанная на встрече в клубе «Супербабушка», иллюстрирует один цикл простой технологии анализа проблемы, которую можно предложить даже самым маленьким детям. Предложивший эту технологию Николай Хоменко условно назвал ее «Клещи», потому что она позволяет приближаться к решению с двух сторон до тех пор, пока проблема не будет «разбита».
Технология «Клещи» позволяет переформулировать задачу, отвечая на три вопроса: «Что есть?», «Чего хочу?», «Что мешает? (или Почему не могу?»).
Что есть? – маленькие игрушки и елка.
Чего хочу? – чтобы игрушки висели на елке (или другим способом к ней крепились).
Почему не могу? (Что мешает?) – у них нет веревочек.
Решение – привязать веревочки.
Следующим шагом оцениваем решение, проверяем, чтобы оно было гуманное, незатратное, эффективное. И выясняем, что есть такие игрушки, для которых решение не работает, так как привязать к ним веревочку не удается. Получаем новую проблему.
Что есть? – игрушки и веревочка, которую надо к ним прикрепить.
Чего хочу? – чтобы веревочка САМА СОБОЙ прикреплялась к игрушке.
Что мешает? (Почему это не получается?). – И вот на этом шаге мы выявляем противоречие. Чтобы привязать веревочку, игрушка должна иметь петельку или просто узкое место (см. рисунок), а наша игрушка (например, маленький шарик) его не имеет. Получается, что нужно искусственно организовать на игрушке выступ, за который привяжется веревочка.
Другой вариант: чтобы веревочка сама прикреплялась к игрушке даже без петельки, она должна быть липкой (клейкой), а она нелипкая (неклейкая). Возникает задача сделать липкой или веревочку или нужное место на игрушке. Например, при помощи пластилина. Оценим получившееся решение.
Если нас все устроит, остановим процесс, если нет, сформулируем следующую проблему. Например, потребуем, чтобы прикрепленную (приклеенную) ниточку можно было легко полностью убрать вместе со всеми следами прикрепления. В данном случае переформулировать проблему нам поможет уже известная формула «Если…, то (+), но (-)». Если приклеивать ниточку, то (+) она будет крепко держаться, но (-) оставит на игрушке клейкий след. Возможно, маленький кусочек скотча, который можно будет отклеить с помощью самой же ниточки, решит и эту проблему.
Упражнение 8. «Есть – Хочу – Мешает»
Попробуйте вместе с ребенком сформулировать возникшую у него проблему с помощью трех вопросов: ЧТО ЕСТЬ? ЧЕГО ХОТИМ? ЧТО МЕШАЕТ (ИЛИ ПОЧЕМУ НЕ МОЖЕМ)? Ответив на эти три вопроса, вы получите идею решения проблемы. Возможно, это будет не очень хорошая идея. Тогда имеет смысл ее оценить плюсами и минусами и поставить новую задачу (потребовать устранения «минуса»). Для ее решения снова примените три вопроса и так до тех пор, пока решение не будет вас устраивать.