Анализ и сочинение закличек в первом классе на уроках обучения грамоте
«У меня первоклассники/второклассники, нам еще рано проводить исследования, мы пока можем только играть», — такие замечания приходится слышать нередко. Считается, что серьезная творческая работа возможна не раньше третьего-четвертого года обучения.
Аннотация
Прочитав эту работу, вы узнаете, как устроена закличка и получите методику, воспользовавшись которой, сумеете научить младших школьников сочинению собственных закличек.
В настоящее время наиболее актуальным в образовательном процессе является применение приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать новые знания. Чтобы ребенок смог справиться с этой задачей, у него должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия, которые складываются из общеучебных, логических действий и постановки и решения проблем.
Исходя из этого – ведущая идея в моей педагогической практике – раскрывать перед ребенком знания через активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроках.
В своей педагогической практике я применяю ряд приемови методов ОТСМ-ТРИЗ, позволяющих поэтапно формировать учебно-исследовательские навыки младших школьников. Умение самостоятельно анализировать объект с целью выделения его признаков, преобразовывать объект в модель и составлять алгоритм действий – всё это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
Фрагмент урока обучение грамоте
(учебник Н.В. Нечаевой, К.С. Белорусец «Азбука» с.45)
Цель: сформировать у учащихся общее представление о закличке, научить отличать закличку от других жанров фольклора (потешка, загадка, и т.д.)
Этапы работы:
1. Знакомство с произведением
— Дети, прочитайте заголовок на с.45 (Заклички.)
— Что обозначает это слово?
(если ученики затрудняются ответить на вопрос, предлагаю проанализировать само слово)
— Как вы думаете, от какого слова оно произошло? (Справка: кликать, клич)
Чтение закличек
Дождик, дождик,
Дождик, лей,
Нам с тобою веселей.
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.
Радуга – дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко –
Из-под облышка.
2. Исследование структуры заклички
Классу предлагается заполнить таблицу ЭИЗ.
Элемент | Имя признака | Значение признака |
Закличка |
— Какие бы вы предложили включить в таблицу имена признаков и их значения?
Детьми были предложены:
Форма – стихотворная
Количество строк – 4 или 5.
Содержание — ?
3. Анализ содержания заклички
Дети построчно читают повторно первую закличку и анализируют с помощью учителя их содержание.
1 строка – обращение к явлению природы,
2 строка – просьба о действии
3 строка – наши чувства, состояние.
4-5строки – для чего (концовка)
В ходе исследования на доске учителем была нарисована схема (рис.1):
Работа в группах (схема напечатана на листах с пустыми блоками)
— Предлагаю вам прочитать вторую закличку и проверить построчно, соответствует ли она нашей схеме? Заполните те блоки схемы, которые совпадают.
Работая в группах дети увидели, что вторая закличка немного не совпадает со схемой, ее содержание заканчивается на втором блоке схемы.
— Какой вывод можно сделать? (закличка может состоять только из обращения и просьбы)
4. Подготовка материала для творческой работы
( в ходе подготовки дети выполняют записи на второй половине листа)
Подбор возможных вариантов обращения
— Назовите явления природы и соответствующие им действия.
Дождь —
Снегопад —
Туча —
Мороз —
Подбор рифм (рис. 2)
Работая в группах, дети решили, что обращаться можно не только к явлениям природы, а и к своим частям тела: ножки, головушка, рученьки; к временам года: весна, зима, лето, осень; к животным: кошечка, пташечка, соловушка и т.д.
5. Выполнение творческого задания
Используя заполненные листы дети составляют свои заклички.
Результат творческой работы
Зиньковская Ольгa
Эхо, эхо, отзовись!
Звонким смехом разразись.
Пусть услышат тебя все,
Легче станет на душе.
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке.
Мы хотим играть,
Весело скакать.
Проценко Вика
Ой, Мороз — морозушка,
Не морозь головушку,
Не морозь нам ножки,
Лучше дай снежочку.
Много снега намети,
Чтобы мы смогли слепить
Снежную бабу –
Всем на славу!
Лебедев Артем
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам!
Красну — весну
Принесите нам!
Об авторе: Кленова Ирина Владимировна, учитель МОУ гимназии №89, Тольятти