Первые дни в школе – время построения совместной деятельности, закладки фундамента, на котором будет в дальнейшем строиться весь учебный процесс.
В этом выпуске мы начинаем разговор про общеучебные инструменты. На площадках по ОТСМ-ТРИЗ педагогике эти инструменты используются постоянно, и есть необходимость заложить их как можно раньше. Однако они подойдут и другим педагогам, ориентированным на развивающее обучение.
Значки, которые задают вопросы
Одна из серьезных проблем преемственности – в первый класс часто приходят дети, имеющие очень скудный опыт взаимодействия с объектами окружающего мира. В традиционных программах детского сада работают больше с картинками, чем с реальными предметами, а все многообразие мира укладывают в три признака: форма, цвет, размер. Дома на практическую деятельность ребенка тоже порой не обращают внимания. Естественный интерес к экспериментированию гаснет, а школа сразу начинает работать с абстрактными понятиями. При этом логические приемы и операции демонстрируются все на тех же пресловутых признаках – форма, цвет, размер. Поэтому мы начинаем с того, что создаем условие для исследования объектов, изучаемых в школьной программе, по разным признакам. Структурировать и отбирать важное мы будем немного позднее, сначала надо дать детям опыт исследования.
В основе наших упражнений лежит очень простой, но эффективный подход: мы с самого начала учим детей различать имена признаков (цвет, форма, размер, температура, части, места, рельеф, вкус, запах…) и их значения (цвет – красный, синий, зеленый; вкус – сладкий, горький, кислый…). Детям объясняем, что имена признаков – это вопросы, которые мы задаем про разные объекты, а значения – ответы.
Собственно слова «имена» и «значения» признаков можно и не употреблять. Нам важно, что про любой объект можно задать вопросы о его цвете, форме, назначении, действиях, вкусе, запахе. Вопросы можно задавать одни и те же, а вот ответы для разных объектов будут разными. Ввести эти понятия можно разными способами, например, поиграв в игру «узнай объект по описанию». На столе расставляем разные предметы. Выбираем один из них и описываем по разным признакам: он красный с белым, прохладный, шершавый и т.п. Дети должны отгадать загаданное.
Дальше играем в игру «Угадай вопрос по ответу». «Мне задали пять вопросов про этот вот кубик. На первый я ответила «куб», на второй – «синий», на третий – «для построек», на четвертый – «прохладный». Какие вопросы мне задали? (Какой он по форме, по цвету, для чего он нужен, какой по температуре). Вопросы договариваемся обозначать значками. На рисунке вы видите признаки, которые отлично знают дети в тризовских детских садах, и их типичные обозначения. В первые дни стараемся использовать названия признаков и значки в различных играх. Важно, чтобы дети поняли, что значок помогает задать вопрос. Хочешь задать разные вопросы об объекте – воспользуйся значками.
Игры с копилкой
Итак, наше первое наглядное пособие – значки, с помощью которых можно задать вопросы об объектах окружающего мира. Далее нам потребуется копилка объектов или рисунков. Обычно в школе используют копилки картинок (предметы, животные и растения, люди разных профессий, а иногда и все вместе). Если дети слабые, имеет смысл начать с реальных предметов, например, попросить каждого принести маленький предмет из дома или игрушку небольших размеров или раздать детям разные предметы, по одному каждому.
Это наша первая копилка. В учебном процессе мы используем копилки постоянно: собираем слова, геометрические фигуры, арифметические выражения, картинки с изображениями животных и растений, фотографии природных явлений… – список можно продолжать. Наша задача на этом этапе – освоить простые игры с копилкой.
«Мои друзья». Очень простая игра, позволяющая решить важные дидактические задачи. Придумала ее Т.А. Сидорчук, руководитель дошкольных площадок по ОТСМ-ТРИЗ педагогике.
Ведущий (эту роль на первых порах играет учитель) собирает «друзей» по какому-то признаку: «Мои друзья – все объекты, сделанные руками человека. Бегите ко мне, мои друзья». Дети, у которых карточки с соответствующими объектами, подбегают к учителю. Остальные проверяют, не ошибся ли кто-то. «Мои друзья – все съедобные… все живые… все, что используется для еды…» и т.д. В будущем эта игра позволит учителю обращать внимание детей на важные признаки (например, играя с копилкой слов, вызывать в качестве друзей слова, отвечающие на вопрос «кто?», слова, которые пишутся с большой буквы, слова с одним… двумя… тремя слогами и т.п.).
Следующая игра – «Теремок» (автор – И.Н. Мурашковска) позволяет найти сходство между разными объектами. «Я – ложка (учитель показывает карточку с изображением ложки), я живу в теремке и жду гостей. Но пущу в гости не каждого, а только того, кто скажет, чем он на меня похож. Дети смотрят на свои предметы или карточки. Тот, кто нашел сходство между своим предметом и «хозяином теремка», стучится в домик: «Тук-тук, я тетрадка, пустите меня в теремок. – Пущу, если ты скажешь, чем ты на меня, ложку похож. – Я тоже сделан руками человека». Потом в теремок стучится следующий. Повторять признаки нельзя, надо все время искать новые.
Еще одна игра, которая поможет и исследовать копилку, и ввести в оборот обозначения признаков. Учитель молча показывает значок, например, «цвет». Задача детей собраться в группы по одинаковым значениям заданного признака. В данном случае все дети, у кого предмет красного цвета собираются в одну группу, те, у кого желтого – в другую и т.д. Потом аналогичные задания предлагаются с другими значками: форма, действия, части.
В первые дни сразу же вводим упражнение «Да-Нет», которое играет очень важную роль в нашем учебном процессе. Правила простые: ведущий (пока это учитель) загадывает объект; задача детей – отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «Да», «Нет» или «Не имеет значения». Важное дополнение: цель игры – не просто отгадать объект, но отгадать за наименьшее количество вопросов. Для начала мы и здесь используем копилку, это позволяет наглядно показывать детям, как сокращается поисковое поле.
Самая простая «Да-Нет» — линейная, объекты вытянуты в линию. Используем правило «Найди серединку, убери половинку». Вопросы заодно помогают вспомнить понятия «право» — «лево».
Этот объект правее белой машины? – Да. Он левее, чем… И т.д., каждый раз лента поиска сокращается наполовину, а оставшуюся часть мы снова делим пополам.
Аналогично загадываем объекты по месту на плоскости (это правее синего круга? Выше красного квадрата? И т.п.).
Другой вариант – задавать вопросы о различных признаках объекта. Если загадано кенгуру, а на доске – изображения разных животных, вопросы будут о том, где оно живет, что ест, какого цвета. Не будем забывать про правило «Да-Нет». Оно живет на суше? – Да? Оно прыгает – Да… Подробнее об игре «Да-Нет» можно почитать, например, здесь.
Для начала этих игр с копилкой достаточно, в дальнейшем добавляются другие игры, в частности, требующие самостоятельности детей в групповой работе. Учитель, конечно, облегчит себе задачу, если будет использовать различные игровые пособия, которые описаны в работах педагогов ДОУ.
Игры с копилкой продолжатся на всем протяжении обучения детей в начальной школе. На уроке русского языка (учитель Т.С. Соколова , Калининград)